Логопед объясняет детям значения многозначных слов перо, клевать, голубка.
2.Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей). Логопед. Вы уже много знаете о различных птицах. Сегодня мы будем составлять рассказ о зимующих птицах по представлению. Рассмотрите внимательно картинки, с изображениями зимующих птиц и ответьте на вопросы.
— Почему этих птиц назвали зимующими?
— Чем питаются зимующие птицы?
— Где зимой можно увидеть зимующих птиц?
— Почему птицам зимой нужна помощь человека?
— Как мы можем помочь зимой птицам?
—
А теперь нам нужно составить рассказ о зимующих птицах. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому давайте обсудим план нашего рассказа.
Устный план рассказа
1. Сначала нужно перечислить по картинкам птиц и сказать, к какой группе относятся эти птицы.
2. Затем нужно рассказать об особенностях жизни зимующих птиц.
3. После этого каждый из вас выберет изображение любой птички и расскажет о ее внешнем виде и повадках.
4. Закончить нужно, рассказав о том, как люди могут помочь птицам зимой.
Логопед. Напоминаю, что за каждое составленное предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если вы сможете составить полное «красивое» предложение, использовать в речи сравнение, поговорку или пословицу, то получите еще и призовую красную фишку.
Дети по очереди составляют предложения, придерживаясь пунктов плана. Логопед следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки и определяет лучших знатоков зимующих птиц и лучших рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 32. «Что мы знаем о птицах?»
Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
— учить детей пониманию значения пословицы;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения птиц, с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями зимующих птиц, карточки с записанными на них попарно цифрами, альбомы 2 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Какая птица!»
Игра с мячом. Дети стоят по кругу, логопед в центре. Логопед предлагает детям поочередно ловить мяч и определять, зимующую он птицу назовет или перелетную. Например: «Серая ворона». Ребенок ловит мяч, дает ответ: «Серая ворона — зимующая птица», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
«Посчитай»
Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями зимующих птиц и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На кормушку прилетели одна синичка и два воробья».
«Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями зимующих птиц, одна 1— с изображением домашней птицы.)
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значения пословицы.
Логопед объясняет детям значения пословицы «Слово —не воробей, вылетит — не поймаешь».
Составление рассказов-описаний и рассказов сравнений о зимующих птицах с опорой
на картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения о зимующих птицах по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 2, с. 26). Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.