Цель: Составление пересказа «О том, как покупали диван» по тексту и серии сюжетных картин. Задачи:
— активизировать словарь по теме «Мебель»; словарь антонимов;
— учить пониманию значений многозначных слов;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме множественного числа;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: альбомы 3 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
. I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Вспомни и назови»
Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть предметы мебели и их качества. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.
Например: Мягкий диван. Дубовый стол.
«Назови ласково»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любые предметы мебели, например: «Серые диваны», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок повит мяч, называет этот предмет мебели ласково: «Серенькие диванчики», и возвращает мяч логопеду.
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Мягкий диван. — Жесткий диван.
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов ножки, спинка, крышка, ручка.
Составление пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о том, как покупали новый диван.
Работа в альбомах (альбом 3, с. 24). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 46. «Что мы знаем о мебели?»
Цель: Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о мебели по опорным карточкам и картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Мебель»;
— учить детей пониманию значений поговорок;
— учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять; учить детей составлять загадки, рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов мебели с опорой на карточки и картинный план;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: изображения предметов мебели[7], карточки с записанными на них попарно цифрами и альбомы 3 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Посчитай»
Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями предметов мебели и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «В мебельный магазин привезли один сервант и два шкафа».
«Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями предметов мебели, одна — с изображением предмета посуды.)
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений поговорок.
Логопед объясняет детям значения поговорок: «Огромный, как шкаф», «Разложить все по полочкам».
2.Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов сравнений о мебели с опорой на карточки и картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять загадки, рассказы-описания и рассказы- сравнения о мебели по опорным карточкам и картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 3, с. 25, задание 8; с. 27). Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.