Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений предметов посуды по опорному картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Посуда»; словарь антонимов;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды);
— учить детей пониманию значений поговорок;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов посуды с опорой на картинный план;
— развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями предметов посуды, карточки с записанными на них попарно цифрами, альбомы 3 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей, Ребенок повит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Полная чашка. — Пустая чашка.
«Назови посуду»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос о том, где хранят (или в чем подают) продукт, и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет посуду, в которой этот продукт хранят или подают, и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: В чем подают сахар? — Сахар подают в сахарнице.
«Посчитай»
Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями предметов посуды и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: На стопе стоят одна чашка и два стакана.
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений поговорок.
Логопед объясняет детям значения поговорок: «Вести себя, как слон в посудной лавке»; «Блестеть, как начищенный самовар».
2. Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о посуде с опорой на картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов посуды по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 3, с. 32). Составление 2-4 рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 49. «Летом на реке»
Цель: Составление пересказа «Как ерш от щуки друга спас» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Пресноводные рыбы»; словарь антонимов;
— учить детей правильному образованию глаголов с различными приставками от глагола плыть;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: фигурка маленькой игрушечной рыбки; тазик с водой, в котором размещена небольшая коряга; альбомы 2 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Вспомни и назови»
Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть речных рыб. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Окунь, щука...
«Назови ласково»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую рыбу, например: «Быстрая щука», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет эту рыбу ласково: «Быстренькая щучка», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Медлительная рыбка. — Шустрая, быстрая рыбка.