Логопед напоминает детям значения многозначного слова кисть, объясняет смысл поговорок: «Какая ягода, такое и варенье», «Не нашего поля ягода».
2.Составление рассказов-описаний и рассказов- сравнений ягод по опорному картинному плану. Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения ягод.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 26).Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Оценивает работу детей, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков.
Занятие 13. «За грибами»
Цель: Составление пересказа «Как осенью грибы собирали» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
— активизировать словарь детей по теме «Осенние грибы»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок;
— учить детей правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: альбомы 1 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Вспомни и назови»
Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть грибы. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.
«Съедобный или ядовитый!»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой гриб, например: «Мухомор», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение о том, какой это гриб для человека, съедобный или ядовитый, и возвращает мяч логопеду.
Например; Мухомор — ядовитый для человека гриб.
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов и поговорки.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов шляпка, ножка и поговорки «Где дубы, там и грибы
Составление пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться пересказывать рассказ «Как осенью грибы собирали».
Работа в альбомах (альбом с. 28), Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Оценивает работу детей, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков.
Занятие 14. «Что мы знаем о грибах?»
Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений грибов по ойорному картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Осенние грибы»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения грибов, с опорой на картинный план;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями грибов и ягод, альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно- маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Назови ласково»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой гриб и его признак, например: «Крепкий боровик», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет гриб и его признак ласково: «Крепенький боровичок», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
«Посчитай»
Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями грибов и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: В корзинке лежит один боровик и две лисички.
«Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки с изображениями грибов, одна — с изображением ягоды.)