Цель: Составление пересказа «Как собрали землянику на варенье» по тексту и серии сюжетных картин (альбом 1, с. 24).
Задачи:
— активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Лесные ягоды»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: альбомы 1 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Вспомни и назови»
Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть ягоды и их цвет. Следить затем, чтобы дети не повторялись. Например: Красная земляника. Оранжевая облепиха.
«Назови ласково»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую ягоду, например: «Клубника», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ягоду ласково: «Клубничка», и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов и пословицы.
Логопед напоминает детям смысл многозначного слова лист, объясняет значение пословицы: «Собирай по ягодке, наберешь кузовок».
Составление пересказа с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о том, как собирали землянику на варенье.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 24). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит всех за старание, Отмечает наиболее активных детей.
Занятие 12. «Что мы знаем о ягодах?»
Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о ягодах по опорному картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь детей по теме «Лесные ягоды»; словарь антонимов;
— учить детей пониманию значений многозначных слов, пословиц и поговорок;
— учить детей правильно образовывать имена прилагательные от имен существительных; согласовывать их с именами существительными в роде;
— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения ягод с опорой на картинный план;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки, с изображениями ягод, альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Какая это ягода!»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую ягоду, например: «Черника...», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение о том, какая это ягода, садовая или лесная, и возвращает мяч логопеду. Например: Черника растет в лесу, значит, черника — лесная ягода.
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Крупная ягода. — Мелкая ягода.
«Поварята»
Логопед раздает детям картинки с изображениями ягод, просит детей приготовить из них варенье и компот. Для этого нужно составить предложение по образцу: «На моей картинке малина. Я приготовлю малиновое варенье и малиновый компот».