Цель:Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений деревьев и кустарников по опорному картинному плану.
Задачи:
— уточнить и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Деревья и кустарники»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов, образных выражений и поговорок;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания деревьев и кустарников, с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями деревьев, карточки с попарно записанными на них цифрами и альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно- маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Назови ласково»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое дерево, например: «Береза», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет дерево ласково: «Березка, березонька...»— и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
«Посчитай»
Логопед выставляет на доску лары картинок с изображениями деревьев и выдает каждому ребенку карточку, с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: На полянке растут одна береза и два дуба.
«Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки с изображениями деревьев, одна — с изображением кустарника.)
Логопед напоминает детям значения многозначных слов, образных выражений, поговорок: игла, лист, кисть, шишка, сережки, ствол, дупло; «Золотая осень», «Листья, как монетки»; «Крепкий, как дуб»; «Дрожать, как осиновый лист»; «Одно дерево еще не лес».
2.Составление рассказов-описаний деревьев и кустарников с опорой на картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания деревьев и кустарников по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 5). Составление одного-двух рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных детей.
Занятие 5. «Знакомые незнакомцы»
Цель: Составление загадок о фруктах и овощах по опорным карточкам-подсказкам.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Фрукты» и «Овощи»;
—- учить детей правильно образовывать форму множественного числа именительного падежа имен существительных;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок;
— учить детей отгадывать и составлять загадки о фруктах и овощах с опорой на специальные карточки;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: двусторонние карточки с цветными изображениями одного и нескольких фруктов и овощей, картинки с изображениями двух девочек (иллюстрации 55, 56), альбомы 1 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Логопед приветствует детей и предлагает им провести речевую разминку[3]
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Какие фрукты (овощи) созрели в саду
(огороде)!»
По картинкам, выставленным на доску, дети по цепочке называют изображения фруктов и овощей во множественном числе.
Например: в саду созрели апельсины, мандарины... в огороде созрели помидоры, огурцы...
«Что у Кати, а что у Сони!»
Логопед выставляет перед детьми изображении двух девочек и говорит детям, что Катя собирала в корзиночку по одному фрукту и овощу, а Соня;— по несколько. Затем просит назвать по картинкам, что у Кати, а что у Сони. Например: у Кати есть апельсин, а у Сони — апельсины. У Кати есть помидор, а у Сони — помидоры.
«Что у тебя, а что в магазине!»
Логопед выдает карточки с изображениями одного и нескольких фруктов и овощей и просит составить предложения по образцу: «У меня есть апельсин, а в магазине апельсины».