Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние различных факторов на топливную экономичность автомобиля



Топливная экономичность автомобиля зависит от его конст­рукции и технического состояния, квалификации водителя, дорожно-климатических условий эксплуатации и организации транс­портного процесса.

Рассмотрим влияние различных конструктивных и эксплуата­ционных факторов на топливную экономичность автомобиля.

Тип двигателя.Автомобили с дизелями экономичнее, чем с бензиновыми двигателями: расход топлива у автомобилей с дизе­лями на 25... 30 % меньше.

Техническое состояние двигателя.Ухудшение технического со­стояния двигателя приводит к повышению расхода топлива. Не­исправности в системах питания и зажигания двигателя также вызывают перерасход топлива. Так, например, неисправность кар­бюратора увеличивает расход топлива на 10... 15 %, неправильная регулировка холостого хода — на 15...20%, подгорание или за­масливание свечей — на 5... 10 %, а наличие одной неработающей свечи зажигания — на 20...25 %.

Тепловой режим двигателя.При чрезмерном охлаждении дви­гателя топливная экономичность автомобиля снижается, так как часть топлива поступает в цилиндры не в газообразном состоянии и не сгорает при рабочем ходе. Так, при снижении температуры охлаждающей жидкости с 950С, при которой двигатель имеет наи­лучшие показатели по экономичности, до 65°С путевой расход топлива увеличивается на 15... 25 % (рис. 4.4).


Рис. 4.4. Зависимости путевого рас­хода топлива от скорости движения автомобиля при различной темпе­ратуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя: 1 -95°С; 2- 75 °С; 3 - 65 'С

Техническое состояние шасси.Ухудшение технического состо­яния шасси вызывает увеличение расхода топлива. Например, не­правильная регулировка тормозных механизмов, главной переда­чи и затяжки подшипников ступиц колес приводит к перерасходу топлива на 10...20%, нарушения в установке управляемых колес и пониженное давление воздуха в шинах — на 10... 15 % (рис. 4.5), неполное выключение или пробуксовка сцепления — на 5...6%. Указанный перерасход топлива происходит вследствие уменьше­ния коэффициента полезного действия трансмиссии и возраста­ния сопротивления движению автомобиля.


Рис. 4.5. Изменение путевого рас­хода топлива в зависимости от скорости движения автомобиля при различном давлении возду­ха в шинах: 1 — 0,3 МПа; 2— 0,2 МПа

 

Сопротивление дороги.При увеличении сопротивления дороги расход топлива возрастает. Так, например, при движении в тяже­лых дорожных условиях используются низшие передачи. При этом передаточное число трансмиссии увеличивается, а степень исполь­зования мощности двигателя уменьшается. В результате расход топ­лива повышается.

Нагрузка на автомобиль.При увеличении нагрузки на автомо­биль расход топлива возрастает.

Режим движения.При разгоне автомобиля увеличение скорос­ти движения вызывает возрастание сил сопротивления движению и расхода топлива.

При торможении расход топлива повышается вследствие за­трат энергии на торможение и последующий разгон.

При импульсивном движении по методу «разгон—накат» об­щий расход топлива может быть меньше или больше, чем при равномерном движении. Данный режим движения заключается в интенсивном разгоне на высшей передаче до определенной ско­рости и последующем движении накатом со снижением скорости до определенного значения. При этом цикл «разгон —накат» пе­риодически повторяется. При разгоне расход топлива растет, а при накате уменьшается. Такой метод движения приводит к ин­тенсивному износу двигателя и трансмиссии и усложняет работу водителя, так как он больше утомляется. Кроме того, при движе­нии накатом двигатель работает на режиме холостого хода, что приводит к повышенному содержанию оксида углерода в отрабо­тавших газах.

Условия движения.При увеличении числа остановок расход топлива возрастает вследствие затрат энергии на торможение до полной остановки, трогание с места и последующий разгон.

 

Рис. 4.6. Зависимости путевого рас­хода топлива от скорости движе­ния автомобиля при использо­вании шин различных типов:

1 — широкопрофильных; 2 — торои­дальных (обычных); 3 — арочных

Квалификация водителя.При работе в одинаковых условиях (тип дороги, автомобиля и др.) у водителей различной квали­фикации разница в расходе топ­лива достигает 20 %.

Сорт топлива и масла.Ис­пользование бензина с малым октановым числом приводит к перерасходу топлива на 15... 20 %. При применении некаче­ственного масла расход топли­ва увеличивается на 8 % из-за интенсивного образования на­гара в цилиндрах двигателя и увеличения трения.

Тип шин.Радиальные шины по сравнению с диагональными I снижают расход топлива на 2...7%, так как имеют меньшее со­противление качению. По сравнению с тороидальными шинами широкопрофильные шины уменьшают, а арочные увеличивают расход топлива во всем диапазоне эксплуатационных скоростей движения (рис. 4.6).

 

 

5. ПЛАВНОСТЬ ХОДА АВТОМОБИЛЯ.

Плавность хода – совокупность свойств автомобиля, характеризующих его способность двигаться без превышения норм вибронагруженности водителя, пассажиров, грузов и конструктивных элементов автомобиля. Нормы вибронагруженности устанавливают такими, чтобы колебания водителя и пассажиров не вызывали неприятных ощущений, а колебания грузов и конструктивных элементов автомобиля не приводили к их повреждениям.

Плавность хода – ограничение в пределах установленных норм вибронагруженности автомобиля.

Колебания автомобиля уменьшают среднюю скорость его движения до 40…50%, снижают межремонтный пробег на 30…40%, повышают расход топлива в 1,5…1,7 раза.

Основные источники колебаний автомобиля:

- неровности дороги;

- геометрическая и силовая неоднородность шин;

- неравномерность вращения колес.

Микропрофиль – выступы и впадины длиной волны от 10см до 100м.

- основной источник сил, вызывающий колебания автомобиля на подвеске.

Шероховатость – мелкие неровности < 10см – источник вибраций и шумов.

Воздействие микропрофиля и шероховатостей на автмооибль носит случайный характер.

Колебания автомобиля оказывают неблагоприятные воздействия на организм человека, вызывая функциональные расстройства ряда внутренних органов. Организм человека адаптирован к частотам колебаний 1,7…2,5 Гц при ускорении тела до 0,4g, что соответствует средней скорости пешехода. Отклонение частоты и интенсивности колебаний может оказать серьезное влияние на состояние здоровья. Одиночные воздействия большой интенсивности приводят к травмам (ушибам, переломам, контузии). Колебания с частотой 3…5 Гц вызывают реакции вестибулярного аппарата, расстройства сосудистой системы, укачивание (морскую болезнь). При частотах 4…11 Гц возникают резонансные колебания головы, желудка, печени, кишечника. Колебания с частотами 11…45 Гц приводят к ухудшению зрения, вызывают тошноту и рвоту. При частоте свыше 45 Гц и определенной интенсивности возникает так называемая вибрационная болезнь.

Человеческий организм воспринимает воздействия колебаний по-разному в зависимости от их частоты. При низких частотах (до 15…20 Гц) он наиболее восприимчив к ускорениям, при средних частотах – к скоростям колебаний. При высоких частотах – к перемещениям. Наибольшая чувствительность отмечается к вертикальным колебаниям в диапазоне частот 4…8 Гц и горизонтальным – 1…2 Гц.

Ниже приведена характеристика колебаний в зависимости от их скорости, м/с:

Неощутимые колебания . . . . . 0,035

Едва ощутимые колебания . . . . . 0,035…0,1

Вполне ощутимые колебания . . . . 0,1…0,2

Сильно ощутимые колебания . . . . 0,2…0,3

Неприятные и очень неприятные колебания . . 0,3…0,4

Воздействие ускорений на пассажиров и водителя в значительной степени зависит от частоты колебаний. Так, при ее увеличении даже небольшие ускорения колебаний могут вызвать неприятные или болезненные ощущения.

Ускорения, м/с2, колебаний, оказывающие отрицательное воздействие на пассажиров и водителя

Частота колебаний, Гц Ощущения
неприятные болезненные
1,0 1,5 2,0 3,0 2,3 2,1 1,9 1,7 2,7 2,5 2,3 2,0

При оценке плавности хода автомобиля и вибрационной нагрузки водителя и пассажиров используются следующие показатели:

- собственные частоты колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс;

- максимальные значения ускорений в различных точках автомобиля;

- средние квадратичные значения виброускорений в первых пяти октавных полосах частот.

Частотный состав вибраций принято делить на октавы. Октава – это полоса частот, в которой конечная граничная частота vк в два раза выше начальной vн. каждой октаве присвоен номер и она характеризуется средним геометрическим значением частоты октавной полосы .

Границы октавы определяют таким образом, чтобы средняя геометрическая последующей октавы была в 2 раза больше средней геометрической предыдущей. Например:

I октава – полоса 0,7…1,4 Гц

II октава – полоса 1,4 …2,8 Гц

III октава – полоса 2,8…5,6 Гц

и так далее.

В таблице приведены значения первых пяти октав и допустимые значения виброускорений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.