Сопротивления воздуха движению автомобиля включает следующие основные виды (рис.2.14):
Рис. 2.14. Направления воздушных потоков, обтекающих автопоезд:
а – вид сбоку; б – вид сверху.
Сопротивление формы(50...60 %) вызвано разностью между повышенным фронтальным давлением, возникающим перед автомобилем и пониженным давлением, вызванным завихрениями позади него.
Внутреннее сопротивление(10…15 %), создаваемое потоками воздуха, проходящими через решетку радиатора и подкапотное пространство для охлаждения двигателя, воздухозаборники, колесные ниши, а также внутри автомобиля для вентиляции или обогрева кузова.
Сопротивление поверхностного трения(5...10%), вызываемое силами вязкости пограничного слоя воздуха, движущегося у поверхности автомобиля, и зависящее от размера и шероховатости этой поверхности.
Индуктируемое сопротивление(5...10%), вызываемое взаимодействием сил, действующих в направлении продольной оси автомобиля (подъемной) и перпендикулярно этой оси (боковой), а также подъемной силой, вызванной разностью давления воздуха внизу и вверху кузова.
Известно, что сила сопротивления движению любого тела правильной формы в воздушном потоке вычисляется по формуле:
Рв = ρ∙сх∙Sм∙(Vт – Vп)2,
где ρ – плотность воздуха (для расчетов принимают ρ ≈ 1,225 кг/м3);
сх – коэффициент обтекаемости тела;
Sм – мидель тела или «миделево сечение» тела (площадь проекции тела на плоскость, перпендикулярную направлению движения в воздушном потоке);
Vт – скорость движения тела;
Vп– скорость движения воздушного потока (при движении тела навстречу воздушному потоку величина Vп имеет знак «минус»).
Коэффициент сх обтекаемости тела зависит от его формы, размеров и расположения в воздушном потоке, влияние этих факторов на сх показано на рис.2.15. Однако, сопротивления воздуха движению автомобиля включает несколько видов указанных выше, и вычисление Рв по представленной формуле вызывает определенные затруднения.
На практике чаще используют приближенную формулу:
Pв = kв∙Fл∙V2 (Н)
где kв — коэффициент лобового сопротивления автомобиля в неподвижной воздушной среде, зависящий от факторов указанных выше (Н∙с2/м4);
Fл — лобовая площадь автомобиля, м2;
V — скорость движения автомобиля, м/с.
Коэффициент kв лобового сопротивления в данном случае приближенно учитывает плотность ρ воздуха, коэффициент сх обтекаемости тела и другие факторы. Его определяют экспериментально, численно он равен силе сопротивления воздуха в ньютонах, создаваемой 1м2 лобовой площади автомобиля при его движении со скоростью 1 м/с.
Рис. 2.15. Линии воздушного потока при обтекании тел различной геометрической формы; а — вихреобразование за тонкой пластиной;
б — вихреобразование за сферической поверхностью; в — воздушный поток, обтекающий каплеобразное тело; 1— направление воздушного потока;
2 — безвихревые линии обтекания (ламинарный поток); 3 — завихряющиеся линии обтекания (вихревой шлейф, турбулентный поток).
Лобовой площадью называют площадь проекции автомобиля на плоскость, перпендикулярную продольной оси автомобиля. Определить точное значение лобовой площади автомобиля довольно трудно из-за сложной формы его поперечного контура. Поэтому пользуются приближенными формулами:
Fв = B∙H - для грузовых автомобилей и легковых старой конструкции;
Fв = 0,78B∙H - для легковых новой конструкции,
где В — колея автомобиля, м;
H — высота автомобиля, м.
Произведение kв∙ Fв = Wв называют «фактор обтекаемости автомобиля».
Приближенные значения коэффициента kв показаны в табл. 2.7.