Легковые автомобили, автобусы, пассажирские автопоезда с числом мест не более 8
Легковые автомобили, автобусы, соответствующие категории «В»
М2
до 5 т
То же более 8 мест
Автобусы, микроавтобусы категории «Е»
М3
свыше 5 т
То же
Автобусы
грузовые
N1
до 3,5 т
Грузовые автомобили, тягачи, автопоезда
Соответствующие категории «В»
N2
от 3,5 до 12 т
Грузовые автомобили, тягачи, автопоезда
Соответствующие категории «С», «D»
N3
свыше 12 т
Грузовые автомобили, тягачи, автопоезда
Соответствующие категории «D»
прицепы
О1
до 0,75 т
Прицепы и полуприцепы
К легковым автомобилям
О2
до 3,5 т
Прицепы и полуприцепы
К грузовым автомобилям
О3
до 10 т
К грузовым автомобилям
О4
свыше 10 т
К грузовым автомобилям
Нормативы эффективности тормозных систем новых автомобилей
Категория
М1
М2
N1
N2
N3
Vн. тор., км/ч
Jуст., м/с2
- основная система;
- запасная система
2,9
2,5
2,5
5,5
2,2
5,5
2,2
Нормативы эффективности рабочей тормозной системы автотранспортных средств категорий М и N и автопоездов
АТС
Катего-рия
Начальная скорость, км/ч
Усилие на педали, Н
Тормозной путь, м
(замедление, м/с2) на испытаниях
типа «ноль»
типа I
типа II
Пассажирские автомобили, автобусы
М1
43,2 (7,0)
52,1 (5,6)
-
М2
32,1 (6,0)
38,0 (4,8)
-
М3
39,8 (4,5)
Пассажирские автопоезда
М1
50,7 (5,8)
61,7 (4,6)
-
М2
-
М3
33,9 (6,0)
39,8 (4,8)
41,6 (4,5)
Грузовые автомобили
N1
61,2 (5,0)
73,5 (4,0)
-
N2
-
N3
36,7 (5,0)
43,6 (4,0)
45,9 (3,7)
Грузовые автопоезда
N1
63,6 (5,0)
75,9 (4,0)
-
N2
-
N3
38,5 (5,0)
45,4 (4,0)
47,7 (3,7)
Испытания тормозов
Испытывают тормоза на ровной, сухой асфальтированной дороге с уклоном не более 0,5% при температуре воздуха t = -5…+30ºС, ветра не более 3 м/с. Автомобиль должен быть обкатан, полностью загружен, износ протектора шин не более 50%.
При испытаниях определяют величины Sт и jуст. В зависимости от усилия нажима на педаль.
Испытания по определению эффективности рабочей тормозной системы разделяют на три типа: «ноль», I и II. Испытания типа «ноль» проводят при «холодных тормозах, когда температура вблизи поверхности трения тормозного барабана или диска менее 100º. Испытания типа I проводят при «горячих» тормозах. Нагрев осуществляют путем предварительных торможений. Испытаниям «ноль» и I подвергаются все типы АТС.
Дополнительные требования.
Выход автомобиля из коридора шириной 3,5м и блокирование колес при торможении недопустимы. При торможении водитель не должен подправлять траекторию движения АТС с помощью рулевого управления, если этого не требует безопасность движения. В процессе испытаний посредством специальной аппаратуры измеряют и регистрируют скорость и замедление автомобиля, тормозной путь и время.
Испытания типа II подвергаются АТС категорий М3 и N3, а также грузовые автопоезда, тягачами которых являются автомобили категорий N2 и N3. эти испытания проводятся при «горячих» тормозах, аналогично испытаниям I, и предназначены для определения эффективности рабочей тормозной системы после движения на затяжных спусках. Прогрев тормозных механизмов осуществляется на спуске длиной 6000м с уклоном h = 0,06 при скорости 36 ± 5 км/ч.
Время срабатывания тормозного привода рабочей тормозной системы tср не должно превышать 0,6 с.
Вспомогательная тормозная система должна обеспечивать поддержание постоянной установившейся скорости при затяжном спуске Vт.уст. = 30 ± 2км/ч на уклоне i = 0,07. протяженность спуска – 6км. При торможении двигателем в этих же условиях Vт.уст. = 30 ± 5 км/ч.
Испытания запасной тормозной системы проводят при тех же начальных скоростях, что и рабочей. Замедление легковых автомобилей должно быть не менее 2,9 м/с2, автобусов – 2,5 м/с2, грузовых автомобилей и автопоездов – 2,2 м/с2.
Стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль в покое на уклоне iт max не менее 0,25 для пассажирских автомобилей; 0,20 – для грузовых автомобилей; 0,18 – для автопоездов.
Испытания бывают дорожными и стендовыми.
Дорожные испытания проводят при конструкторской разработке, модернизации и для контроля за серийным производством (выборочно).
Стендовые испытания – в основном на заводах – изготовителя при проверке качества изготовления. Автомобиль установленный на беговых барабанах затормаживают, измеряя суммарную тормозную силу.