Характеристика работы грузового автотранспорта в системе АПК осуществляется на основе показателей использования, которые подразделяются на основные и вспомогательные показатели.
К группе основных показателей использования грузового автопарка относятся показатели, характеризующие меру интенсивности использования грузовых автомобилей в организациях системы АПК за определенный период времени (календарный год, квартал, месяц, день).
Работа грузовых машин измеряется в тонно-километрах (произведение перевезенного груза машиной в каждом рейсе на пройденное расстояние).
Важнейшим показателем объема грузоперевозочных работ в системе АПК является количество перевезенного груза(обычно в тоннах).
Основным показателем использования грузового автопарка является годовой объем грузоперевозочных работ в расчете на одну условную или физическую машину. где — годовой объем грузоперевозочных работ в расчете на одну условную или физическую машину; — общий годовой объем грузоперевозочных работ, т, ткм; — среднегодовое число грузовых автомобилей, шт.
Дневной объем грузоперевозочных работв расчете на один автомобиль характеризует степень интенсивности использования грузового автопарка в течение рабочего дня и может быть рассчитан по формуле
где — дневной объем грузоперевозочных работ в расчете на один автомобиль; — общее число автомобиле-дней в наряде; — общий годовой объем грузоперевозочных работ, т, ткм.
В организациях сельскохозяйственной сферы АПК важнейшим показателем, характеризующим уровень интенсивности работы всего грузового автопарка, является плотность грузоперевозочных работ
где — плотность грузоперевозок, т / га, ткм / га; — общий годовой объем грузоперевозок, т, ткм; — площадь сельхозземель, га.
К группе вспомогательных (специфических) показателей относятся показатели,характеризующие общую меру участия грузовых автомобилей в автоперевозках, т. е. коэффициенты использования наличного числа автомашин в работе, рабочего времени, пробега, грузоподъемности.
Коэффициент использования грузового автопарка в работе — показатель, характеризующий степень его участия в производственном процессе, рассчитываемый следующим образом:
где — общее число автомобиле-дней в наряде; — общее возможное число автомобиле-дней. За автомобиле-день в наряде считают день, на который выписывается путевой лист для выхода автомобиля на линию, независимо от продолжительности его пребывания вне хозяйства.
Коэффициент использования рабочего времениавтопарка характеризует степень нахождения грузовых автомобилей в движении
где — время нахождения автомобилей в движении, ч; — время нахождения автомобилей в наряде, авточасов.
Коэффициент использования пробега грузового автопарка характеризует удельный вес производительного (с грузом) пробега автомобилей в их общем пробеге и рассчитывается следующим образом
где — пробег автомобилей с грузом, км; — общий пробег автомобилей, км. На грузовом автотранспорте этот коэффициент обычно составляет 0,55—0,60 раза.
Коэффициент использования грузоподъемности автопарка характеризует меру его заполнения грузами, степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей где — отработанное число автомобиле-тонно-дней за определенный период; — номинальное (возможное) число автомобиле-тонно-дней за этот же период.
Общее число рабочих автомобиле-тонно-дней рассчитывается как сумма произведений автомобиле-дней в работе на фактическую загрузку грузовых автомобилей; общее номинальное число автомобиле-тонно-дней в хозяйстве представляет собой сумму произведений автомобиле-дней на номинальную грузоподъемность автопарка.
Общий (средний) коэффициент эксплуатации грузового автопарка характеризует уровень его использования в целом и может быть рассчитан по способу средней геометрической простой: