Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие закономерности динамики психопатологических синдромов. Принципы классификации психических заболеваний



Введение

Клиническое обследование больных психическими заболеваниями начинается с психопатологического анализа. Психопатологический метод во многом определяет специфику психиатрии в ряду клинических медицин­ских дисциплин. Врач должен в первую очередь выявить имеющиеся у боль­ного психические нарушения, правильно квалифицировать психопатологи­ческий синдром, распознать характерные для него особенности развития. После этого становится возможным наметить план дальнейших клинических и лабораторных исследований, позволяющих судить о связи психических расстройств с внутренними и внешними патогенными факторами, распознав нозологическую природу болезни.

СИНДРОМЫ И НОЗОЛОГИЯ

Несовершенство нозологических классификаций психичес­ких болезней на протяжении всего периода развития психи­атрии создавало серьезные трудности в отношении однотип­ной диагностики не только в разных странах, но и в пре­делах одной страны. И хотя практика лечения, профилак­тики психических расстройств и организации психиатричес­кой помощи населению настоятельно требует разделения разнообразных форм психической патологии по нозологи­ческим группам, усилия многих поколений психиатров в этом направлении не привели к установлению четких границ пси­хических болезней, позволяющих диагностировать их еди­нообразно. Между близкими по своей природе психически­ми заболеваниями существуют плавные переходы. Эта не­прерывность (континуум) позволяла многим психиатрам говорить о существовании единого психоза, в рамках которо­го можно различать отдельные его стадии и варианты, ха­рактеризующиеся преобладанием тех или иных клиничес­ких проявлений.

Большой вклад в разработку некоторых аспектов теории пси­хиатрического диагноза был внесен А. В. Снежневским. На основании установленных в медицине общепатологических закономерностей он различает в психических болезнях стой­кие психические изменения, определяющие готовность к психическому заболеванию и собственно болезнен­ный процесс, динамическое, текущее заболевание. Клиническим выражением этого служат негативные симп­томы , существующие у больного с момента рождения или образующие стойкий психический дефект вследствие самой болезни. К ним относятся стойкие аномалии личности, сни­жение интеллекта, ухудшение качества всех психических процессов вследствие органического поражения головного мозга, снижение энергии поведения и апатия в результате перенесенного психического заболевания, стойкая дисгармония характера и всего психического склада больного. Дефект может быть резко выраженным или незначительным, пред­ставляющим собой лишь с трудом различимый фон основ­ных психических нарушений. Но во всех случаях он отлича­ется общими особенностями: бедностью клинических про­явлений с малым количеством симптомов и стабильностью, практической необратимостью.

Текущий болезненный процесс — определяется раз­витием позитивных (продуктивных) симптомов:невроти­ческих, аффективных, бредовых, галлюцинаторных, катато-нических, симптомов нарушенного сознания. В отличие от негативных им свойственны богатство и разнообразие про­явлений, изменчивость, обратимость. Позитивные симпто­мы определяют принадлежность психических расстройств к тому или иному психопатологическому синдрому. Но нозо­логическую специфичность предают синдрому не позитив­ные, а негативные симптомы. Так, подавленное настроение с мыслями о самоубийстве может возникать как в связи с наследственной отягощенностью, так и в результате склеро­за мозговых сосудов. Но специфику депрессивному синдро­му придает не сам факт снижения настроения, а те стойкие изменения личности, на фоне которых оно возникает: в од­ном случае шизоидные особенности характера с замкнутостью и эмоциональной холодностью, а в другом — органическое снижение личности вследствие поражения мозговых сосу­дов. В схватывании психиатром целостной картины психи­ческих расстройств с их нозологическими особенностями позитивные симптомы играют роль фигуры (гештальта), а негативные — фона, который накладывает особый отпеча­ток на характер синдрома так же, как исполнение одной и той же музыкальной мелодии оперной певицей или ансамб­лем электромузыкальных инструментов определяет жанр художественного произведения.

Нозологическая специфичность психопатологических синдро­мов даже с учетом формообразующего влияния негативных симптомов является относительной. В строгом смысле пси­хопатологический синдром специфичен не в отношении к каждой болезни в отдельности, а в отношении к группе пси­хических заболеваний «родственной» этиологии. Так, мож­но говорить о специфических особенностях психопатологи­ческих синдромов при психогенных, экзогенно-органических, эндогенных заболеваниях. Но попытки найти дифференци­ально-диагностические различия в психопатологической кар­тине инфекционных психозов малярийной и вирусной грип­позной этиологии не будут успешны. Точно так же недосто­верным будет дифференциальный диагноз опухоли голов­ного мозга и ревматического энцефалита на основании дан­ных одного лишь психопатологического анализа. Вне обще­го клинического обследования, включая анамнез заболева­ния, изучение развития болезни, данных сомато-неврологи-ческого, лабораторного исследования, психопатологический анализ в большинстве случаев не позволяет убедительно диагностировать болезнь.

ШКАЛА СИНДРОМОВ

Указанная последовательность операций /алгоритм/ при решении диагностической задачи представляет собой наиболее экономический путь клинического исследования в психиатрии. Сколь бы ни было полным и всесторонним исследование больного, изучить все функции его организма и их отклонения от нормы невозможно. Поэтому нужно стремиться к мак­симально целенаправленному исследованию, которое достигается знанием общих законов психопатологии. За последние годы они плодотворно изу­чались советскими исследователями во главе с академиком АМН СССР А. В.Снежневским. Их основа заключается в понимании психопатологическо­го синдрома как динамического образования, в котором отражён патоге­нез психической болезни.

Синдром указывает на степень глубины нарушений психической де­ятельности. Наименее глубокое расстройство — при астеническом синд­роме; с него начинаются все психические заболевания. При дальнейшем развитии заболевания происходит последовательное усложнение синдрома, включение в него новых элементов-симптомов. Порядок смены синдромом таков:

Астенический синдром

Аффективные синдромы /депрессивный и маниакальный /

Невротические синдромы /неврастенический, истерический,

фобический, обсессивный/

Паранойяльный синдром

Вербальный галлюциноз

Параноидный синдром

Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо

Кататонический и кататоно-онейроидный мицдром

Оглушение сознания, делирий

Корсаковский амнестический синдром

Деменция

Процесс углубления расстройств психической деятельности при развитии психической болезни может остановиться на любом этапе, на формировании любого психопатологического синдрома. При благоприят­ном её течении приступ завершается последовательной сменой синдро­мов в обратном направлении. Но не всегда это приводит к полному вос­становлению нарушенных психических функций. Дело в том, что постепенное усложнение психопатологического синдрома по мере развития болез­ни сопровождается возникновением или выявлением ранее мало заметных симптомов, которые обозначаются как негативные. Они отличаются стой­ким и практически необратимым изменением психических функций. К ним относятся: усиление дисгармонических черт характера по шизоидному или циклоидному типу; снижение активности и энергии поведения /апатия/; органическое снижение личности, необратимое ослабление памяти и ин­теллекта. В одних случаях негативные симптомы бывают слабо выражен­ными и почти не распознаются; в других они выступают на первый план в картине заболевания и приводят больного к стойкому нарушению со­циальной адаптации.

Негативные симптомы придают синдрому своеобразную нозологичес­кую специфичность.

Так, паранойяльный синдром у лиц с дисгармонией характера при психогенных заболеваниях отличается большой эмоциональной насыщенностью патологических переживаний, сложной системой обос­нования бредовых убеждений, фанатической борьбой за ложно понимае­мую правду и справедливость. Тот же синдром, развивающийся на фоне органического снижения личности, характеризуется бредом «малого раз­маха» и отсутствием большой энергии в достижении бредовых целей. Невротические синдромы при эндогенных психических заболеваниях в тесной связи с дисгармонией личности по шизоидному типу, отличают­ся причудливостью переживаний, вытекающих из аутистических фантазий, при сглаженной эмоциональной реакции и отсутствии активной борьбы с ними со стороны личности самого больного.

Но нозологическая специфичность синдрома, зависящая от особен­ностей негативных симптомов, далеко не всегда проявляется в отноше­нии к каждой психической болезни с определённой этиологией /маниа­кально-депрессивному, травматическому, атеросклеротическому психозу и др./. Эта специфичность в большей степени проявляется в отношении к группам психических заболеваний «родственной» этиологии: психогенным, эндогенным, острым экзогенным и хроническим органическим. На­пример, депрессивный синдром при шизофрении и маниакально-депрессив­ном психозе может иметь одинаковые психопатологические проявления, в которых находят отражение общие свойства эндогенных психозов. Энцефалопатический синдром высоко специфичен для всей группа органических психических заболеваний, но он ничем не различается при отдельных формах органических заболеваний травматической, инфекционной, ин­токсикационной этиологии. Поэтому установление диагноза психического заболевания на основании одного лишь психопатологического обследова­ния не может считаться убедительным.

Представление об общих закономерностях динамики психопатологи­ческих синдромов позволяет правильнее понять сущность психопатологи­ческого метода исследования. Врач судит о психических нарушениях у больного по его самоотчёту /самосознанию/ и по его поведению. Многие симптомы нарушения психической деятель­ности субъективны, это плод самонаблюдения больного. Изменения выс­шей нервной деятельности при бреде, галлюцинациях, навязчивых состоя­ниях нельзя увидеть под микроскопом, определить с помощью лаборатор­ных или каких-либо других «объективных» методов исследования. Такая особенность часто вызывает у неспециалистов /непсихиатров/ скептическое отношение к психопатологическому исследованию как необъектив­ному. Но при этом забывается, что субъективные переживания, опреде­ляемые методом самонаблюдения, — такая же реальность, как и любой другой симптом. Врач убеждается в этом, когда находит в самонаблюде­ниях психически больного частное проявление общих закономерностей развития и динамики синдромов, изучаемых психопатологией. Выявив у больного синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо, врач уже знает, что до его появления у больного имел место паранойяльный синдром, вербальный галлюциноз, а ещё ранее — астенические, аффек­тивные, невротические расстройства. Если болезнь будет прогрессировать, то вслед за синдромом психического автоматизма появится кататония. Находя подтверждение этим предположениям при анализе анамне­за заболевания и при дальнейшем наблюдении за больным, психиатр убеждается, что выявленный психические нарушения — отнюдь не плод вооб­ражения больного, но клиническая реальность.

Естественно то, что жизнь с её богатством и разнообразием про­явлений в норме и в патологии, зависящих от многих неучтённых обсто­ятельств, не всегда пунктуально укладывается в схему, какой бы научно обоснованной эта схема ни была. Но, с другой стороны, нет ника­ких оснований представлять себе болезнь, патологический процесс в виде хаоса явлений, сочетания случайных симптомов. В любом многооб­разии частных явлений всегда существует нечто общее, познание кото­рого и служит направлением научного врачебного исследования.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В психиатрии, как и в терапии, классифика­ции необходимы для того, чтобы врачи и другие лица легко могли понимать друг друга, обсуждая природу симптомов пациента, прогноз и лече­ние, а также для обеспечения сравнимости ре­зультатов исследований, проводимых с разными группами больных.

Применение классификационных систем в психиатрии критиковалось как неуместное или даже вредное. Однако критика такого рода по­шла на спад, когда было доказано, что специфи­ческие синдромы поддаются специфическому ле­чению.

Среди психиатров главными противниками классификации выступают психотерапевты, чья профессиональ­ная деятельность связана скорее с невротически­ми и личностными расстройствами, нежели со всей сферой психических нарушений. Психоте­рапевты склоняются к тому, чтобы выдвинуть два основных возражения: во-первых, отнесение каждого конкретного случая к диагностической категории отвлекает от изучения единственных в своем роде личных проблем данного пациента, мешает понять их; во-вторых, индивидуальная картина болезни отдельного пациента, как пра­вило, не полностью соответствует имеющимся категориям.

Хотя предъявленные критические замечания весьма существенны, тем не менее это всего лишь доводы против неправильного применения клас­сификации. Безусловно, использование класси­фикации можно и нужно сочетать с вниманием к индивидуальным особенностям пациента; ком­бинирование этих двух подходов действительно имеет большое значение, так как характерные качества больного необходимо принимать во внимание при назначении лечения; они способ­ны также изменить прогноз. Кроме того, если кое-какие расстройства (а таких меньшинство) пока не представляется возможным классифици­ровать, это еще не причина для того, чтобы от­казываться от классификации всех остальных (т. е. подавляющего большинства) расстройств.

Некоторые социологи высказывали мысль о том, что от­нести человека к диагностической категории — значит просто навесить ярлык заболевания на аномальное поведение и что подобная практика способствует лишь усугублению проблем данной личности. Не подлежит сомнению, что такие тер­мины, как эпилепсия или шизофрения, могут слу­жить своего рода социальным клеймом, но это никоим образом не умаляет реальности сущест­вования расстройств, причиняющих страдания и требующих лечения. Их нельзя заставить исчез­нуть, просто прекратив давать им имена.

В психиатрии используется несколько катего­риальных систем классификации, но основные категории, содержащиеся в них, одни и те же.

Основные категории классификации

Умственная отсталость

Расстройства личности

Психическое расстройство

Адаптационное расстройство

Прочие расстройства

Нарушения развития

Другие расстройства, специфичные

для детского возраста

Первой категорией является умственная от­сталость,т. е. нарушение интеллектуального фун­кционирования, присутствующее постоянно сраннего возраста. Вторая категория — расстрой­ство личности,под чем подразумеваются прояв­ляющиеся постоянно сранних лет взрослого пе­риода жизни тенденции к определенному аномальному поведению. Третьей категорией яв­ляетсяпсихическое расстройство—аномалии по­ведения или психологического переживания, возникающие после периода нормального фун­кционирования, причем момент их начала под­дается распознаванию. Достаточные основания для установления диагноза психического расст­ройства появляются по достижении указанными аномалиями определенной степени тяжести. Рас­стройства, не соответствующие этому критерию и возникающие в связи со стрессовыми событиями или с изменением обстоятельств, называют­ся адаптационными расстройствами(четвертая категория). В пятую категорию выделяют расст­ройства, которые не могут быть отнесены ни к эдной из первых четырех (например, аномалии гексуального предпочтения и наркотическая за­висимость). Еще две категории предназначены для расстройств детского возраста: шестая—для нарушений развития, седьмая — для других ви­дов расстройств, специфичных для данного пе­риода жизни.

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Всемирная организация здравоохранения совместно с психиатрическими организациями многих стран разработала десятую версию пятой главы Международной классификации болезней (МКБ-10).

Основные категории МКБ-10 следующие:

*Органические,

включая симптоматические, психические расстройства.

*Психические и поведенческие расстройства,

обусловленные употреблением психоактив­ных веществ.

*Шизофрения, шизотипические и бредовые рас­стройства.

*Расстройства настроения (аффективные расст­ройства).

*Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.

*Поведенческие синдромы,

связанные с физи­ологическими нарушениями и физическими факторами.

*Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.

*Умственная отсталость.
*Нарушения психологического развития.

*Поведенческие и эмоциональные расстройст­ва,

начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

В МКБ-10 можно выделить три важнейших эле­мента:

1. Описание многоосевой системы и синдромов.

1. Глоссарий, который вошел в основной том МКБ-10. По своей структуре он будет похож на глоссарий и руководство к МКБ-9, а его содержание охватывает терминологию, крат­кий обзор клинических признаков и коммен­тарии к дифференциальной диагностике.

3. Диагностические критерии для исследова­тельской деятельности. Это особая вер­сия классификации с диагностическими кри­териями в форме точных операциональных критериев.

МКБ-10 во многих отношениях схожа с DSМ-ШR., но клинические описания и руководства по диагностике менее детальны и не столь жестки. Есть несколько важных отличий от DSМ-ШR в терминологии и в группировании расстройств; от­мечаются также значительные концептуальные расхождения в некоторых областях, таких как де­финиция шизофрении. Основные рубрики МКБ-10 перечислены. Данная классификация не содержит проводимого в МКБ-9 разграничения между неврозом и психозом, но здесь — в отличие от DSМ-ШR — сохранен термин «невротический» в заголовке «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства».

Будет представлено руководство для установ­ления эквивалентности диагнозов между МКБ-10 и МКБ-9 и между МКБ-10 и DSМ-ШR. Ана­логичные меры предусмотрены и для некоторых национальных вариантов применения МКБ-10; это позволяет надеяться, что и признав подобные модификации, удастся в то же время сохранить возможность получать сопоставимые междуна­родные данные по более широким категориям психических расстройств.

КЛАССИФИКАЦИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКЕ

Этот вопрос кратко рассматривался в разде­ле, посвященном заключению выписного эпи­криза. Здесь он обсуждается более под­робно.

Классификацию проводят после завершения сбора анамнеза и обследования психического состояния. В первую очередь делают обзор на­бора симптомов, проявившихся за последний ме­сяц (по сообщению больного или других лиц, дающих информацию), а также симптомов и признаков, выявленных при обследовании пси­хического состояния. Затем предпринимают по­пытку соотнести эти симптомы с одной или с несколькими диагностическими категориями в системе используемой классификации. При не­обходимости дается ссылка на определения и правила применения, предусмотренные схемой. На практике приходится учитывать лишь не­большое количество категорий, поскольку ос­тальные явно неприменимы. Следует проводить важное различие между характерными и дискри­минирующими симптомами.

При попытке соотнести набор симптомов и признаков, выявленных у пациента, с диагности­ческой категорией могут возникнуть проблемы, когда с нею хорошо согласуется большинство симптомов, но один-два не вписываются в об­щую картину. Например, у больного наблюда­ются подавленное настроение, идеи самообвине­ния, раннее пробуждение и суточные колебания настроения — все симптомы, типичные для де­прессивного расстройства. Но наряду с этим мо­гут присутствовать бредовые идеи относительно того, что участники телевизионных передач го­ворят о нем, — типичный симптом шизофрении. В подобной ситуации клиницист должен тща­тельно проанализировать данный случай и по­искать других доказательств наличия альтернативного синдрома. Если же на фоне множества соответствующих предполагаемой категории симптомов обнаруживается лишь один не совпа­дающий с нею, диагноз обычно остается неиз­менным.

Иногда проблему такого рода удается разре­шить, рассматривая диагностическую катего­рию в поперечном разрезе и в длиннике; т. е. от­несение к категории основывается на анализе настоящего психического состояния и информа­ции о развитии симптомов за последние несколь­ко недель. При продольном (лонгитудинальном) подходе объектом рассмотрения являются при­рода заболевания и его течение с самого начала. Так, симптомы, присутствующие в настоящее время, можно сравнить с симптомами какого-ли­бо из предшествующих эпизодов расстройства. Если, допустим, обнаружится, что больной, слу­чай которого описан в вышеприведенном при­мере, ранее перенес два эпизода ярко выражен­ного аффективного расстройства и не имел эпизодов шизофрении, клиницист будет скорее склонен не принимать в расчет текущий атипич­ный симптом (каковым в данном случае являют­ся бредовые идеи пациента о том, что в телепе­редачах речь идет о нем). Если же было два приступа явной шизофрении, то будет оправдано противоположное заключение. Течение пред­шествующего заболевания также информативно; в частности, наличие в анамнезе интермиттирующих приступов с полным возвращением к нор­ме (светлыми промежутками) между ними наво­дит на определенные выводы, поскольку подобное явление чаще наблюдается при аффек­тивном расстройстве, чем при шизофрении. Эти принципы, конечно, применимы и при проведе­нии других дифференциальных диагнозов.

Обсуждая диагностическую классификацию во время врачебного обхода или при составлении письменного заключения, лучше всего перечислить категории, которые представляется воз­можным применить в данном случае, а затем сде­лать краткий обзор фактов, свидетельствующих за и против каждой из них. Перечень может, нап­ример, включать: депрессивное расстройство; шизофрению; органическое расстройство. В пользу той или иной версии свидетельствуют на­личие дискриминирующих симптомов и типич­ное течение болезни, тогда как отсутствие харак­терных симптомов, наличие несоответствующих симптомов и нетипичное течение болезни гово­рят о том, что данная категория в этом случае неприменима.

ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения РФ

Кафедра психиатрии и наркологии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

" «_______201 г

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине психиатрия и наркология

для студентов 4−5 курсов специальности „лечебное дело“

Тема 1. Общая психопатология

Лекция 6. Фармакотерапия психических заболеваний.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.