Клиническое обследование больных психическими заболеваниями начинается с психопатологического анализа. Психопатологический метод во многом определяет специфику психиатрии в ряду клинических медицинских дисциплин. Врач должен в первую очередь выявить имеющиеся у больного психические нарушения, правильно квалифицировать психопатологический синдром, распознать характерные для него особенности развития. После этого становится возможным наметить план дальнейших клинических и лабораторных исследований, позволяющих судить о связи психических расстройств с внутренними и внешними патогенными факторами, распознав нозологическую природу болезни.
СИНДРОМЫ И НОЗОЛОГИЯ
Несовершенство нозологических классификаций психических болезней на протяжении всего периода развития психиатрии создавало серьезные трудности в отношении однотипной диагностики не только в разных странах, но и в пределах одной страны. И хотя практика лечения, профилактики психических расстройств и организации психиатрической помощи населению настоятельно требует разделения разнообразных форм психической патологии по нозологическим группам, усилия многих поколений психиатров в этом направлении не привели к установлению четких границ психических болезней, позволяющих диагностировать их единообразно. Между близкими по своей природе психическими заболеваниями существуют плавные переходы. Эта непрерывность (континуум) позволяла многим психиатрам говорить о существовании единого психоза, в рамках которого можно различать отдельные его стадии и варианты, характеризующиеся преобладанием тех или иных клинических проявлений.
Большой вклад в разработку некоторых аспектов теории психиатрического диагноза был внесен А. В. Снежневским. На основании установленных в медицине общепатологических закономерностей он различает в психических болезнях стойкие психические изменения, определяющие готовность к психическому заболеванию и собственно болезненный процесс, динамическое, текущее заболевание. Клиническим выражением этого служат негативные симптомы , существующие у больного с момента рождения или образующие стойкий психический дефект вследствие самой болезни. К ним относятся стойкие аномалии личности, снижение интеллекта, ухудшение качества всех психических процессов вследствие органического поражения головного мозга, снижение энергии поведения и апатия в результате перенесенного психического заболевания, стойкая дисгармония характера и всего психического склада больного. Дефект может быть резко выраженным или незначительным, представляющим собой лишь с трудом различимый фон основных психических нарушений. Но во всех случаях он отличается общими особенностями: бедностью клинических проявлений с малым количеством симптомов и стабильностью, практической необратимостью.
Текущий болезненный процесс — определяется развитием позитивных (продуктивных) симптомов:невротических, аффективных, бредовых, галлюцинаторных, катато-нических, симптомов нарушенного сознания. В отличие от негативных им свойственны богатство и разнообразие проявлений, изменчивость, обратимость. Позитивные симптомы определяют принадлежность психических расстройств к тому или иному психопатологическому синдрому. Но нозологическую специфичность предают синдрому не позитивные, а негативные симптомы. Так, подавленное настроение с мыслями о самоубийстве может возникать как в связи с наследственной отягощенностью, так и в результате склероза мозговых сосудов. Но специфику депрессивному синдрому придает не сам факт снижения настроения, а те стойкие изменения личности, на фоне которых оно возникает: в одном случае шизоидные особенности характера с замкнутостью и эмоциональной холодностью, а в другом — органическое снижение личности вследствие поражения мозговых сосудов. В схватывании психиатром целостной картины психических расстройств с их нозологическими особенностями позитивные симптомы играют роль фигуры (гештальта), а негативные — фона, который накладывает особый отпечаток на характер синдрома так же, как исполнение одной и той же музыкальной мелодии оперной певицей или ансамблем электромузыкальных инструментов определяет жанр художественного произведения.
Нозологическая специфичность психопатологических синдромов даже с учетом формообразующего влияния негативных симптомов является относительной. В строгом смысле психопатологический синдром специфичен не в отношении к каждой болезни в отдельности, а в отношении к группе психических заболеваний «родственной» этиологии. Так, можно говорить о специфических особенностях психопатологических синдромов при психогенных, экзогенно-органических, эндогенных заболеваниях. Но попытки найти дифференциально-диагностические различия в психопатологической картине инфекционных психозов малярийной и вирусной гриппозной этиологии не будут успешны. Точно так же недостоверным будет дифференциальный диагноз опухоли головного мозга и ревматического энцефалита на основании данных одного лишь психопатологического анализа. Вне общего клинического обследования, включая анамнез заболевания, изучение развития болезни, данных сомато-неврологи-ческого, лабораторного исследования, психопатологический анализ в большинстве случаев не позволяет убедительно диагностировать болезнь.
ШКАЛА СИНДРОМОВ
Указанная последовательность операций /алгоритм/ при решении диагностической задачи представляет собой наиболее экономический путь клинического исследования в психиатрии. Сколь бы ни было полным и всесторонним исследование больного, изучить все функции его организма и их отклонения от нормы невозможно. Поэтому нужно стремиться к максимально целенаправленному исследованию, которое достигается знанием общих законов психопатологии. За последние годы они плодотворно изучались советскими исследователями во главе с академиком АМН СССР А. В.Снежневским. Их основа заключается в понимании психопатологического синдрома как динамического образования, в котором отражён патогенез психической болезни.
Синдром указывает на степень глубины нарушений психической деятельности. Наименее глубокое расстройство — при астеническом синдроме; с него начинаются все психические заболевания. При дальнейшем развитии заболевания происходит последовательное усложнение синдрома, включение в него новых элементов-симптомов. Порядок смены синдромом таков:
Астенический синдром
Аффективные синдромы /депрессивный и маниакальный /
Процесс углубления расстройств психической деятельности при развитии психической болезни может остановиться на любом этапе, на формировании любого психопатологического синдрома. При благоприятном её течении приступ завершается последовательной сменой синдромов в обратном направлении. Но не всегда это приводит к полному восстановлению нарушенных психических функций. Дело в том, что постепенное усложнение психопатологического синдрома по мере развития болезни сопровождается возникновением или выявлением ранее мало заметных симптомов, которые обозначаются как негативные. Они отличаются стойким и практически необратимым изменением психических функций. К ним относятся: усиление дисгармонических черт характера по шизоидному или циклоидному типу; снижение активности и энергии поведения /апатия/; органическое снижение личности, необратимое ослабление памяти и интеллекта. В одних случаях негативные симптомы бывают слабо выраженными и почти не распознаются; в других они выступают на первый план в картине заболевания и приводят больного к стойкому нарушению социальной адаптации.
Так, паранойяльный синдром у лиц с дисгармонией характера при психогенных заболеваниях отличается большой эмоциональной насыщенностью патологических переживаний, сложной системой обоснования бредовых убеждений, фанатической борьбой за ложно понимаемую правду и справедливость. Тот же синдром, развивающийся на фоне органического снижения личности, характеризуется бредом «малого размаха» и отсутствием большой энергии в достижении бредовых целей. Невротические синдромы при эндогенных психических заболеваниях в тесной связи с дисгармонией личности по шизоидному типу, отличаются причудливостью переживаний, вытекающих из аутистических фантазий, при сглаженной эмоциональной реакции и отсутствии активной борьбы с ними со стороны личности самого больного.
Но нозологическая специфичность синдрома, зависящая от особенностей негативных симптомов, далеко не всегда проявляется в отношении к каждой психической болезни с определённой этиологией /маниакально-депрессивному, травматическому, атеросклеротическому психозу и др./. Эта специфичность в большей степени проявляется в отношении к группам психических заболеваний «родственной» этиологии: психогенным, эндогенным, острым экзогенным и хроническим органическим. Например, депрессивный синдром при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе может иметь одинаковые психопатологические проявления, в которых находят отражение общие свойства эндогенных психозов. Энцефалопатический синдром высоко специфичен для всей группа органических психических заболеваний, но он ничем не различается при отдельных формах органических заболеваний травматической, инфекционной, интоксикационной этиологии. Поэтому установление диагноза психического заболевания на основании одного лишь психопатологического обследования не может считаться убедительным.
Представление об общих закономерностях динамики психопатологических синдромов позволяет правильнее понять сущность психопатологического метода исследования. Врач судит о психических нарушениях у больного по его самоотчёту /самосознанию/ и по его поведению. Многие симптомы нарушения психической деятельности субъективны, это плод самонаблюдения больного. Изменения высшей нервной деятельности при бреде, галлюцинациях, навязчивых состояниях нельзя увидеть под микроскопом, определить с помощью лабораторных или каких-либо других «объективных» методов исследования. Такая особенность часто вызывает у неспециалистов /непсихиатров/ скептическое отношение к психопатологическому исследованию как необъективному. Но при этом забывается, что субъективные переживания, определяемые методом самонаблюдения, — такая же реальность, как и любой другой симптом. Врач убеждается в этом, когда находит в самонаблюдениях психически больного частное проявление общих закономерностей развития и динамики синдромов, изучаемых психопатологией. Выявив у больного синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо, врач уже знает, что до его появления у больного имел место паранойяльный синдром, вербальный галлюциноз, а ещё ранее — астенические, аффективные, невротические расстройства. Если болезнь будет прогрессировать, то вслед за синдромом психического автоматизма появится кататония. Находя подтверждение этим предположениям при анализе анамнеза заболевания и при дальнейшем наблюдении за больным, психиатр убеждается, что выявленный психические нарушения — отнюдь не плод воображения больного, но клиническая реальность.
Естественно то, что жизнь с её богатством и разнообразием проявлений в норме и в патологии, зависящих от многих неучтённых обстоятельств, не всегда пунктуально укладывается в схему, какой бы научно обоснованной эта схема ни была. Но, с другой стороны, нет никаких оснований представлять себе болезнь, патологический процесс в виде хаоса явлений, сочетания случайных симптомов. В любом многообразии частных явлений всегда существует нечто общее, познание которого и служит направлением научного врачебного исследования.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В психиатрии, как и в терапии, классификации необходимы для того, чтобы врачи и другие лица легко могли понимать друг друга, обсуждая природу симптомов пациента, прогноз и лечение, а также для обеспечения сравнимости результатов исследований, проводимых с разными группами больных.
Применение классификационных систем в психиатрии критиковалось как неуместное или даже вредное. Однако критика такого рода пошла на спад, когда было доказано, что специфические синдромы поддаются специфическому лечению.
Среди психиатров главными противниками классификации выступают психотерапевты, чья профессиональная деятельность связана скорее с невротическими и личностными расстройствами, нежели со всей сферой психических нарушений. Психотерапевты склоняются к тому, чтобы выдвинуть два основных возражения: во-первых, отнесение каждого конкретного случая к диагностической категории отвлекает от изучения единственных в своем роде личных проблем данного пациента, мешает понять их; во-вторых, индивидуальная картина болезни отдельного пациента, как правило, не полностью соответствует имеющимся категориям.
Хотя предъявленные критические замечания весьма существенны, тем не менее это всего лишь доводы против неправильного применения классификации. Безусловно, использование классификации можно и нужно сочетать с вниманием к индивидуальным особенностям пациента; комбинирование этих двух подходов действительно имеет большое значение, так как характерные качества больного необходимо принимать во внимание при назначении лечения; они способны также изменить прогноз. Кроме того, если кое-какие расстройства (а таких меньшинство) пока не представляется возможным классифицировать, это еще не причина для того, чтобы отказываться от классификации всех остальных (т. е. подавляющего большинства) расстройств.
Некоторые социологи высказывали мысль о том, что отнести человека к диагностической категории — значит просто навесить ярлык заболевания на аномальное поведение и что подобная практика способствует лишь усугублению проблем данной личности. Не подлежит сомнению, что такие термины, как эпилепсия или шизофрения, могут служить своего рода социальным клеймом, но это никоим образом не умаляет реальности существования расстройств, причиняющих страдания и требующих лечения. Их нельзя заставить исчезнуть, просто прекратив давать им имена.
В психиатрии используется несколько категориальных систем классификации, но основные категории, содержащиеся в них, одни и те же.
Основные категории классификации
Умственная отсталость
Расстройства личности
Психическое расстройство
Адаптационное расстройство
Прочие расстройства
Нарушения развития
Другие расстройства, специфичные
для детского возраста
Первой категорией является умственная отсталость,т. е. нарушение интеллектуального функционирования, присутствующее постоянно сраннего возраста. Вторая категория — расстройство личности,под чем подразумеваются проявляющиеся постоянно сранних лет взрослого периода жизни тенденции к определенному аномальному поведению. Третьей категорией являетсяпсихическое расстройство—аномалии поведения или психологического переживания, возникающие после периода нормального функционирования, причем момент их начала поддается распознаванию. Достаточные основания для установления диагноза психического расстройства появляются по достижении указанными аномалиями определенной степени тяжести. Расстройства, не соответствующие этому критерию и возникающие в связи со стрессовыми событиями или с изменением обстоятельств, называются адаптационными расстройствами(четвертая категория). В пятую категорию выделяют расстройства, которые не могут быть отнесены ни к эдной из первых четырех (например, аномалии гексуального предпочтения и наркотическая зависимость). Еще две категории предназначены для расстройств детского возраста: шестая—для нарушений развития, седьмая — для других видов расстройств, специфичных для данного периода жизни.
НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Всемирная организация здравоохранения совместно с психиатрическими организациями многих стран разработала десятую версию пятой главы Международной классификации болезней (МКБ-10).
Основные категории МКБ-10 следующие:
*Органические,
включая симптоматические, психические расстройства.
начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
В МКБ-10 можно выделить три важнейших элемента:
1. Описание многоосевой системы и синдромов.
1. Глоссарий, который вошел в основной том МКБ-10. По своей структуре он будет похож на глоссарий и руководство к МКБ-9, а его содержание охватывает терминологию, краткий обзор клинических признаков и комментарии к дифференциальной диагностике.
3. Диагностические критерии для исследовательской деятельности. Это особая версия классификации с диагностическими критериями в форме точных операциональных критериев.
МКБ-10 во многих отношениях схожа с DSМ-ШR., но клинические описания и руководства по диагностике менее детальны и не столь жестки. Есть несколько важных отличий от DSМ-ШR в терминологии и в группировании расстройств; отмечаются также значительные концептуальные расхождения в некоторых областях, таких как дефиниция шизофрении. Основные рубрики МКБ-10 перечислены. Данная классификация не содержит проводимого в МКБ-9 разграничения между неврозом и психозом, но здесь — в отличие от DSМ-ШR — сохранен термин «невротический» в заголовке «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства».
Будет представлено руководство для установления эквивалентности диагнозов между МКБ-10 и МКБ-9 и между МКБ-10 и DSМ-ШR. Аналогичные меры предусмотрены и для некоторых национальных вариантов применения МКБ-10; это позволяет надеяться, что и признав подобные модификации, удастся в то же время сохранить возможность получать сопоставимые международные данные по более широким категориям психических расстройств.
КЛАССИФИКАЦИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКЕ
Этот вопрос кратко рассматривался в разделе, посвященном заключению выписного эпикриза. Здесь он обсуждается более подробно.
Классификацию проводят после завершения сбора анамнеза и обследования психического состояния. В первую очередь делают обзор набора симптомов, проявившихся за последний месяц (по сообщению больного или других лиц, дающих информацию), а также симптомов и признаков, выявленных при обследовании психического состояния. Затем предпринимают попытку соотнести эти симптомы с одной или с несколькими диагностическими категориями в системе используемой классификации. При необходимости дается ссылка на определения и правила применения, предусмотренные схемой. На практике приходится учитывать лишь небольшое количество категорий, поскольку остальные явно неприменимы. Следует проводить важное различие между характерными и дискриминирующими симптомами.
При попытке соотнести набор симптомов и признаков, выявленных у пациента, с диагностической категорией могут возникнуть проблемы, когда с нею хорошо согласуется большинство симптомов, но один-два не вписываются в общую картину. Например, у больного наблюдаются подавленное настроение, идеи самообвинения, раннее пробуждение и суточные колебания настроения — все симптомы, типичные для депрессивного расстройства. Но наряду с этим могут присутствовать бредовые идеи относительно того, что участники телевизионных передач говорят о нем, — типичный симптом шизофрении. В подобной ситуации клиницист должен тщательно проанализировать данный случай и поискать других доказательств наличия альтернативного синдрома. Если же на фоне множества соответствующих предполагаемой категории симптомов обнаруживается лишь один не совпадающий с нею, диагноз обычно остается неизменным.
Иногда проблему такого рода удается разрешить, рассматривая диагностическую категорию в поперечном разрезе и в длиннике; т. е. отнесение к категории основывается на анализе настоящего психического состояния и информации о развитии симптомов за последние несколько недель. При продольном (лонгитудинальном) подходе объектом рассмотрения являются природа заболевания и его течение с самого начала. Так, симптомы, присутствующие в настоящее время, можно сравнить с симптомами какого-либо из предшествующих эпизодов расстройства. Если, допустим, обнаружится, что больной, случай которого описан в вышеприведенном примере, ранее перенес два эпизода ярко выраженного аффективного расстройства и не имел эпизодов шизофрении, клиницист будет скорее склонен не принимать в расчет текущий атипичный симптом (каковым в данном случае являются бредовые идеи пациента о том, что в телепередачах речь идет о нем). Если же было два приступа явной шизофрении, то будет оправдано противоположное заключение. Течение предшествующего заболевания также информативно; в частности, наличие в анамнезе интермиттирующих приступов с полным возвращением к норме (светлыми промежутками) между ними наводит на определенные выводы, поскольку подобное явление чаще наблюдается при аффективном расстройстве, чем при шизофрении. Эти принципы, конечно, применимы и при проведении других дифференциальных диагнозов.
Обсуждая диагностическую классификацию во время врачебного обхода или при составлении письменного заключения, лучше всего перечислить категории, которые представляется возможным применить в данном случае, а затем сделать краткий обзор фактов, свидетельствующих за и против каждой из них. Перечень может, например, включать: депрессивное расстройство; шизофрению; органическое расстройство. В пользу той или иной версии свидетельствуют наличие дискриминирующих симптомов и типичное течение болезни, тогда как отсутствие характерных симптомов, наличие несоответствующих симптомов и нетипичное течение болезни говорят о том, что данная категория в этом случае неприменима.
ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра психиатрии и наркологии
«Утверждаю»
заведующий кафедрой
" «_______201 г
ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине психиатрия и наркология
для студентов 4−5 курсов специальности „лечебное дело“