Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Травматические психические расстройства с началом в детском возрасте



Одной из частых причин нарушений развития психической деятельности в детском возрасте является внутричерепная родовая травма. Вызываемые ею органические изменения головного мозга при легких травмах могут быть незначи­тельными. При травмах средней и тяжелой степени наблю­даются разрывы венозных синусов и кровеносных сосудов с кровоизлияниями в вещество головного мозга, разнообраз­ные его изменения — от незначительной дистрофии нерв­ных клеток до выраженного некроза нервной ткани.

Родовая травма приводит к появлению разнообразных не­врологических симптомов поражения центральной нервной системы у детей и изменений со стороны высшей нервной деятельности. Дети отличаются капризностью, плакси­востью, плохо спят по ночам. В наиболее выраженных слу­чаях развивается синдром невропатии. Характерна также за­держка психомоторного развития: дети с опозданием начи­нают держать головку, сидеть, стоять, ходить, фиксировать взгляд, произносить первые слова. В большинстве случаев нарушения психического развития, так же как и неврологи­ческие симптомы, в дальнейшем постепенно сглаживаются. Но сохраняется повышенная ранимость центральной нерв­ной системы в отношении психогении, инфекционных аген­тов, различных интоксикаций и повторных черепно-мозговых травм. Резидуальные явления травматических повреж­дений могут «накапливаться», и потому наиболее тяжелые нервно-психические расстройства вследствие поражения моз­га травматического генеза обычно встречаются у тех боль­ных, у которых в анамнезе имеются повторные черепно-мозговые травмы, начиная с периода родов. Последствиями наи­более тяжелых травматических поражений у детей становятся стойкие психические расстройства в форме патологического формирования характера по типу «ядерной» психопатии, эпи­лепсии, олигофрении. В их происхождении играют роль так­же и факторы наследственного предрасположения.

Черепно-мозговая травма у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно чаще, чем у взрослых, осложняется психическими нарушениями. В остром перио­де после выхода из состояния комы или оглушения созна­ния отмечается резко выраженная астения, проявляющаяся слабостью, вялостью, чрезвычайной раздражительностью и капризностью, плаксивостью с разнообразными вегетатив­ными симптомами. У детей младшего возраста характер­ным бывает также нарушение речи в виде заикания или пол­ного ее прекращения (мутизма). Могут возникать судорож­ные припадки.

На протяжении первых 6−8 недель после травмы нередко возникают острые травматические психозы. Для них харак­терны аффективные расстройства в виде смены двух состояний: при одном из них наблюдается дисфория в сочетании с вялостью, заторможенностью, иногда на фоне легкого нару­шения сознания; при другом — эйфория с двигательным беспокойством, прожорливостью, расторможением сексуаль­ных влечений; ребенок при этом непрерывно говорит, хохо­чет пристает ко всем с объятиями и поцелуями. Могут так­же возникать психосенсорные расстройства в виде наруше­ний «схемы тела»: дети отмечают, что «голова стала боль­шая… Язык не умещается во рту…». Бывают явления дере­ализации: окружающие предметы видятся измененными в размере, удалившимися или приблизившимися, искаженны­ми по форме. Все эти симптомы связаны со снижением уров­ня бодрствования, оглушением сознания, о чем можно су­дить после завершения психоза по наличию амнезии многих событий острого периода заболевания.

Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы у детей чаще всего проявляются стойким астеническим синдромом. В целом приспособляемость их к жизненным условиям бы­вает удовлетворительная, благодаря старательности и акку­ратности дети могут усваивать школьную программу, хотя и в замедленном темпе. Однако любое соматическое заболе­вание, психические перегрузки вызывают обострение сим­птомов астении. При резко выраженном астеническом син­дроме может наступить задержка психического развития, трудно отличимая от истинной умственной отсталости.

Большую проблему представляет патологическое формиро­вание характера, связанное с перенесенной черепно-мозговой травмой. У детей проявляется агрессивность, грубость, жес­токость с садистическим стремлением мучить животных, причинять боль себе и другим людям. Такие дети трудны для воспитания, плохо уживаются в детском коллективе. В подростковом возрасте социальная адаптация нередко еще более нарушается. Подростки легко включаются в асоциаль­ные группы сверстников, склонны к употреблению алкого­ля, других психоактивных средств, к совершению хулиган­ских действий и других преступлений. Все же, несмотря на стойкость этих явлений, сохраняются широкие возможное-

ти компенсации. Это позволяет в условиях упорного лече­ния последствий черепномозговои травмы и правильного воспитания добиться гармонизации поведения и включения подростка в трудовую деятельность.

ЛЕЧЕНИЕ

К составлению плана длительного лечения пациента после травмы черепа следует присту­пать как можно раньше. Начинают с тщательной оценки трех аспектов проблемы. Во-первых, оце­нивается степень физической инвалидизации. Как показали исследования, ранняя оценка сте­пени неврологических повреждений служит важ­ным ориентиром при прогнозировании длитель­ной нетрудоспособности. Во-вторых, оцениваются любые психоневроло­гические нарушения и прогноз их наиболее ве­роятного дальнейшего течения. В-третьих, дол­жна быть дана оценка социальных условий.

Лечение включает физическую реабилита­цию, которую медицинский психолог при необ­ходимости может дополнить курсом поведенчес­кой терапии. Если у больного в связи с травмой возникли психические нарушения, к лечению пе­риодически привлекается психиатр.

Необходимо также учитывать, что семья больного нуждается в практической и социаль­ной поддержке. Следует стремиться по возмож­ности ускорить решение любых проблем, связан­ных с получением компенсации, с судебными тяжбами и т. п. В идеале такая долговременная помощь должна обеспечиваться особой брига­дой специалистов.

В острой стадии травматической болезни головного мозга правильно проводимое лечение является важным условием профилактики последующих нервно-психических рас­стройств. При глубоком нарушении сознания непосредствен­но после травмы (сопор, кома) патогенетическая терапия направлена на борьбу с повышением внутричерепного дав­ления и отеком мозга, повышенной проницаемостью крове­носных сосудов, ведущим к кровоизлияниям в мозговое ве­щество. С этой целью с момента поступления больного на стационарное лечение начинается внутривенное капельное введение 25%-го раствора сернокислой магнезии, 10%-го рас­твора хлористого кальция, маннитола. Вводятся также мо­чегонные средства (лазикс), витамин В, кортизон, кокарбоксилаза, а при ацидозе — раствор бикарбоната натрия. Большое значение придается раннему началу введения ноотропных препаратов, особенно пирацетама (ноотропила) внутривенно в дозе от 6 до 20 г препарата в сутки, что значи­тельно повышает устойчивость нервных клеток к гипоксии, приводит к восстановлению рефлекторной деятельности мозга и сокращению длительности расстройства сознания. В период реконвалесценции ноотропные препараты назначают внутрь в течение 1—2 мес; курс лечения повторяется с перерывами 2−6 мес. Используется также гипербарическая оксигенация.

Нужно учесть, что в случаях понижения внутричерепного давления в остром периоде травматической болезни дегидрационная терапия не показана; в этих случаях применяется введение больших количеств 5%-го раствора глюкозы внут­ривенно.

В стадии отдаленных последствий применяется дегидрационная (при повышенном внутричерепном давлении), стиму­лирующая, общеукрепляющая терапия. В периоды ухудше­ния состояния при травматической энцефалопатии назнача­ются также ангиопротекторы, лидаза, церебролизин, экстракт алоэ, фосфен, поливитамины. При повышенной эмоциональ­ной возбудимости, раздражительности применяют транкви­лизаторы и седативные препараты, при высокой истощаемости — стимуляторы центральной нервной системы. Боль­ные должны воздерживаться от употребления алкоголя даже в малых количествах. Во всех случаях показана психотера­пия, которая проводится так же, как при неврозах.

Систематическая патогенетическая терапия последствий за­крытой черепно-мозговой травмы позволяет добиться у боль­шинства больных стойкой компенсации болезненного состо­яния. Однако почти в четверти случаев болезнь принимает волнообразное течение с периодическими обострениями, а в 10 % случаев — хроническое прогрессирующее течение.

ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения РФ

Кафедра психиатрии и наркологии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

" «_______201 г

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине психиатрия и наркология

для студентов 4−5 курсов специальности „лечебное дело“

Тема 2. Частная психиатрия

Лекция 13.Соматогенные психические заболевания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.