Одной из частых причин нарушений развития психической деятельности в детском возрасте является внутричерепная родовая травма. Вызываемые ею органические изменения головного мозга при легких травмах могут быть незначительными. При травмах средней и тяжелой степени наблюдаются разрывы венозных синусов и кровеносных сосудов с кровоизлияниями в вещество головного мозга, разнообразные его изменения — от незначительной дистрофии нервных клеток до выраженного некроза нервной ткани.
Родовая травма приводит к появлению разнообразных неврологических симптомов поражения центральной нервной системы у детей и изменений со стороны высшей нервной деятельности. Дети отличаются капризностью, плаксивостью, плохо спят по ночам. В наиболее выраженных случаях развивается синдром невропатии. Характерна также задержка психомоторного развития: дети с опозданием начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить, фиксировать взгляд, произносить первые слова. В большинстве случаев нарушения психического развития, так же как и неврологические симптомы, в дальнейшем постепенно сглаживаются. Но сохраняется повышенная ранимость центральной нервной системы в отношении психогении, инфекционных агентов, различных интоксикаций и повторных черепно-мозговых травм. Резидуальные явления травматических повреждений могут «накапливаться», и потому наиболее тяжелые нервно-психические расстройства вследствие поражения мозга травматического генеза обычно встречаются у тех больных, у которых в анамнезе имеются повторные черепно-мозговые травмы, начиная с периода родов. Последствиями наиболее тяжелых травматических поражений у детей становятся стойкие психические расстройства в форме патологического формирования характера по типу «ядерной» психопатии, эпилепсии, олигофрении. В их происхождении играют роль также и факторы наследственного предрасположения.
Черепно-мозговая травма у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно чаще, чем у взрослых, осложняется психическими нарушениями. В остром периоде после выхода из состояния комы или оглушения сознания отмечается резко выраженная астения, проявляющаяся слабостью, вялостью, чрезвычайной раздражительностью и капризностью, плаксивостью с разнообразными вегетативными симптомами. У детей младшего возраста характерным бывает также нарушение речи в виде заикания или полного ее прекращения (мутизма). Могут возникать судорожные припадки.
На протяжении первых 6−8 недель после травмы нередко возникают острые травматические психозы. Для них характерны аффективные расстройства в виде смены двух состояний: при одном из них наблюдается дисфория в сочетании с вялостью, заторможенностью, иногда на фоне легкого нарушения сознания; при другом — эйфория с двигательным беспокойством, прожорливостью, расторможением сексуальных влечений; ребенок при этом непрерывно говорит, хохочет пристает ко всем с объятиями и поцелуями. Могут также возникать психосенсорные расстройства в виде нарушений «схемы тела»: дети отмечают, что «голова стала большая… Язык не умещается во рту…». Бывают явления дереализации: окружающие предметы видятся измененными в размере, удалившимися или приблизившимися, искаженными по форме. Все эти симптомы связаны со снижением уровня бодрствования, оглушением сознания, о чем можно судить после завершения психоза по наличию амнезии многих событий острого периода заболевания.
Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы у детей чаще всего проявляются стойким астеническим синдромом. В целом приспособляемость их к жизненным условиям бывает удовлетворительная, благодаря старательности и аккуратности дети могут усваивать школьную программу, хотя и в замедленном темпе. Однако любое соматическое заболевание, психические перегрузки вызывают обострение симптомов астении. При резко выраженном астеническом синдроме может наступить задержка психического развития, трудно отличимая от истинной умственной отсталости.
Большую проблему представляет патологическое формирование характера, связанное с перенесенной черепно-мозговой травмой. У детей проявляется агрессивность, грубость, жестокость с садистическим стремлением мучить животных, причинять боль себе и другим людям. Такие дети трудны для воспитания, плохо уживаются в детском коллективе. В подростковом возрасте социальная адаптация нередко еще более нарушается. Подростки легко включаются в асоциальные группы сверстников, склонны к употреблению алкоголя, других психоактивных средств, к совершению хулиганских действий и других преступлений. Все же, несмотря на стойкость этих явлений, сохраняются широкие возможное-
ти компенсации. Это позволяет в условиях упорного лечения последствий черепномозговои травмы и правильного воспитания добиться гармонизации поведения и включения подростка в трудовую деятельность.
ЛЕЧЕНИЕ
К составлению плана длительного лечения пациента после травмы черепа следует приступать как можно раньше. Начинают с тщательной оценки трех аспектов проблемы. Во-первых, оценивается степень физической инвалидизации. Как показали исследования, ранняя оценка степени неврологических повреждений служит важным ориентиром при прогнозировании длительной нетрудоспособности. Во-вторых, оцениваются любые психоневрологические нарушения и прогноз их наиболее вероятного дальнейшего течения. В-третьих, должна быть дана оценка социальных условий.
Лечение включает физическую реабилитацию, которую медицинский психолог при необходимости может дополнить курсом поведенческой терапии. Если у больного в связи с травмой возникли психические нарушения, к лечению периодически привлекается психиатр.
Необходимо также учитывать, что семья больного нуждается в практической и социальной поддержке. Следует стремиться по возможности ускорить решение любых проблем, связанных с получением компенсации, с судебными тяжбами и т. п. В идеале такая долговременная помощь должна обеспечиваться особой бригадой специалистов.
В острой стадии травматической болезни головного мозга правильно проводимое лечение является важным условием профилактики последующих нервно-психических расстройств. При глубоком нарушении сознания непосредственно после травмы (сопор, кома) патогенетическая терапия направлена на борьбу с повышением внутричерепного давления и отеком мозга, повышенной проницаемостью кровеносных сосудов, ведущим к кровоизлияниям в мозговое вещество. С этой целью с момента поступления больного на стационарное лечение начинается внутривенное капельное введение 25%-го раствора сернокислой магнезии, 10%-го раствора хлористого кальция, маннитола. Вводятся также мочегонные средства (лазикс), витамин В, кортизон, кокарбоксилаза, а при ацидозе — раствор бикарбоната натрия. Большое значение придается раннему началу введения ноотропных препаратов, особенно пирацетама (ноотропила) внутривенно в дозе от 6 до 20 г препарата в сутки, что значительно повышает устойчивость нервных клеток к гипоксии, приводит к восстановлению рефлекторной деятельности мозга и сокращению длительности расстройства сознания. В период реконвалесценции ноотропные препараты назначают внутрь в течение 1—2 мес; курс лечения повторяется с перерывами 2−6 мес. Используется также гипербарическая оксигенация.
Нужно учесть, что в случаях понижения внутричерепного давления в остром периоде травматической болезни дегидрационная терапия не показана; в этих случаях применяется введение больших количеств 5%-го раствора глюкозы внутривенно.
В стадии отдаленных последствий применяется дегидрационная (при повышенном внутричерепном давлении), стимулирующая, общеукрепляющая терапия. В периоды ухудшения состояния при травматической энцефалопатии назначаются также ангиопротекторы, лидаза, церебролизин, экстракт алоэ, фосфен, поливитамины. При повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности применяют транквилизаторы и седативные препараты, при высокой истощаемости — стимуляторы центральной нервной системы. Больные должны воздерживаться от употребления алкоголя даже в малых количествах. Во всех случаях показана психотерапия, которая проводится так же, как при неврозах.
Систематическая патогенетическая терапия последствий закрытой черепно-мозговой травмы позволяет добиться у большинства больных стойкой компенсации болезненного состояния. Однако почти в четверти случаев болезнь принимает волнообразное течение с периодическими обострениями, а в 10 % случаев — хроническое прогрессирующее течение.
ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра психиатрии и наркологии
«Утверждаю»
заведующий кафедрой
" «_______201 г
ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине психиатрия и наркология
для студентов 4−5 курсов специальности „лечебное дело“