Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА



Обсессивно-компульсивные расстройства ха­рактеризуются обсессивным мышлением, компульсивным поведением и различными степеня­ми тревоги, депрессии и деперсонализации.

Обсессивные (навязчивые) мысли — это сло­ва, идеи и убеждения, признаваемые больным как свои собственные, которые насильственно вторгаются в сознание. Так как обычно они неп­риятны, предпринимаются попытки их изгнать. Именно это сочетание внутреннего чувства ком­пульсивного побуждения и усилий сопротив­ляться ему характеризует обсессивные симпто­мы, но из этих двух составляющих более изменчива степень усилия. Обсессивные мысли могут принимать форму отдельных слов, фраз или стихотворных строк; обычно они неприятны или шокирующи для больного и могут быть неп­ристойными или богохульными. Обсессивные образы — это живо представляемые сцены, часто имеющие характер насилия или вызывающие от­вращение, включая, например, сексуальные из­вращения.

Навязчивые размышления («умственная жвачка») — это внутренние дебаты, при которых бесконечно пересматриваются аргументы за и против даже наипростейших повседневных дей­ствий. Некоторые навязчивые сомнения касают­ся действий, которые могли быть неправильно выполнены или не завершены, такие как выклю­чение крана газовой плиты или запирание двери; другие касаются действий, которые могли бы на­нести вред другим людям (например, проезжая на автомобиле мимо велосипедиста, можно сбить его). Иногда сомнения связаны с возмож­ным нарушением религиозных предписаний и обрядов («угрызения совести») — явление, хоро­шо знакомое тем, кто выслушивает исповедь.

Обсессивные импульсы — это побуждения со­вершить действия, обычно разрушительные, опасные или способные опозорить; например, выскочить на дорогу перед движущимся автомо­билем, поранить ребенка или выкрикнуть бого­хульства в церкви.

Обсессивные ритуалы включают как психи­ческую деятельность (например, повторяющий­ся счет каким-то особым образом или повторе­ние определенных слов), так и повторяющиеся, но бессмысленные поступки (например, мытье рук по двадцать и более раз в день). Некоторые из них имеют понятную связь с предшествовав­шими им навязчивыми мыслями, например, пов­торное мытье рук — с мыслями о заражении. Другие ритуалы — например, регулярное раск­ладывание одежды по какой-то сложной системе перед тем, как надеть ее — такой связи не имеют. Некоторые больные чувствуют непреодолимое побуждение повторять такие действия опреде­ленное количество раз; если это не получается, они вынуждены начинать все сначала. Больные неизменно сознают, что их ритуалы нелогичны, и обычно стараются скрыть их. Некоторые бо­ятся, что такие симптомы являются признаком начинающегося сумасшествия, и им очень помо­гают заверения в том, что это не так.

Обсессивные мысли и компульсивные ритуа­лы могут при определенных ситуациях усилить­ся; например, обсессивные мысли о причинении вреда другим людям часто становятся настойчи­вей в кухне или каком-нибудь другом месте, где хранятся ножи. Так как больные часто избегают таких ситуаций, может наблюдаться поверхнос­тное сходство с характерной моделью избегания, обнаруживаемой при тревожном фобическом расстройстве. Отчасти по этой причине обсессивные мысли с пугающим содержанием (такие, как мысли о ножах) называются обсессивными фоби­ями.

Тревога является важным компонентом обсессивно-компульсивных расстройств. Некото­рые ритуалы ослабляют тревогу, тогда как после других она возрастает.

Больные с обсессиями часто депрессивны. У некоторых это выглядит понятной реакцией на обсессивные симптомы, но у других это повто­ряющиеся эпизоды депрессивного настроения, которые возникают независимо. Определенная часть больных с обсессиями испытывают также деперсонализацию.

ПРОГНОЗ

Приблизительно в двух третях случаев улуч­шение наступает в течение года, чаще к концу этого периода. Если заболевание продолжается более года, его течение обычно флюктуирует, перемежаясь с периодами частичной или полной ремиссии, длящейся от нескольких месяцев до нес­кольких лет. Прогноз хуже, если речь идет об обсессивной личности с тяжелыми симп­томами или если в жизни больного присутствуют непрерывные стрессовые события. Тяжелые случаи могут быть чрезвычайно стойки­ми и наблюдаться в течение многих лет.

КОНВЕРСИОННЫЕ ИЛИ ДИССОЦИАТИВНЫЕ

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ

Конверсионный или диссоциативный сим­птом — это симптом, предполагающий сома­тическое заболевание, но возникающий при отсутствии соматической патологии и продуци­руемый скорее подсознательно, чем умышленно. В связи с такой концепцией возникают две оче­видные трудности. Во-первых, соматическую па­тологию редко можно исключить с полной уве­ренностью при первом же осмотре. Во-вторых, не всегда можно быть уверенным в том, что сим­птомы продуцируются бессознательными меха­низмами. Неопределенность в отношении диаг­ноза часто можно преодолеть, только дождавшись катамнестических данных; пока они недоступны, диагноз конверсионного или диссоциативного расстройства должен рассмат­риваться как предварительный, и его следует пе­ресмотреть с получением новых данных.

Конверсионные и диссоциативные симптомы могут возникать при нескольких психических расстройствах. Они, конечно, являются основ­ными характерными признаками конверсион­ных и диссоциативных расстройств, но также возникают при тревожных, депрессивных и ор­ганических психических расстройствах. Важно понимать это и внимательно обследовать больного в поисках других симптомов этих пер­вичных расстройств, прежде чем прийти к зак­лючению, что конверсионные симптомы указы­вают именно на конверсионное расстройство или диссоциативные — на диссоциативное рас­стройство.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Несмотря на то, что конверсионные и диссо­циативные симптомы не продуцируются созна­тельно, они отображают представления больно­го о заболевании. Бывает, что имитируются симптомы больного родственника или друга. Иногда они возникают на основании собствен­ного опыта больного в отношении перенесенных заболеваний; например, диссоциативная потеря памяти может возникнуть у того, кто ранее пе­ренес травму головы. Воспроизведение болезни будет наименее точным у людей с минимальны­ми знаниями о ней, например у детей или ум­ственно отсталых, и наиболее точным — у обла­дающих специальными знаниями, например у работающих в больнице. Как правило, сущест­вуют явные расхождения между признаками и симптомами конверсионного и диссоциативного расстройств и проявлениями и симптомами ор­ганического заболевания; например, зона расп­ространения анестезии не соответствует анато­мической иннервации данного участка. Поэтому в каждом случае необходимо провести тщатель­ное медицинское обследование.

Симптомы конверсионного и диссоциативно­го расстройств обычно предоставляют больному некоторые преимущества. Поэтому вслед за Фрейдом считают, что эти расстройства прино­сят вторичную выгоду (первичной выгодой явля­ется то, что тревога, возникающая вследствие психологического конфликта, исключается из сознания больного). Так, женщина может быть избавлена от ухода за пожилым родственником, если у нее развивается конверсионное расстрой­ство, сопровождающееся параличом руки. Хотя вторичная выгода характерна для конверсионных и диссоциативных расстройств, она не огра­ничивается ими; ведь и люди с реальным сома­тическим заболеванием иногда приобретают не­которые преимущества благодаря своему несчастью. Женщина с параличом руки вследст­вие органической причины может быть довольна тем, что избавлена от ухода за пожилым род­ственником. Вторичная выгода также иногда наблюдается и при других неврозах; например, женщина, страдающая агорафобией, может по­лучить больше внимания от своего мужа, не имея возможности выходить из дома. Из этого следу­ет, что хотя вторичная выгода и является важным характерным признаком конверсионного и дис­социативного расстройств, она не может быть использована для подтверждения диагноза.

Больные с конверсионными и диссоциативными симптомами часто демонстрируют страда­ние меньше ожидаемого — состояние, которое иногда называют «belle indifference» — «красивое равнодушие» (термин взят у французских авто­ров XIX века). Оно не равнозначно стоицизму тех больных, которые не позволяют себе прояв­лять свои страдания. Больной с конверсионным расстройством может не проявлять беспокойства по поводу своих симптомов, но часто обнаружи­вает преувеличенные эмоциональные реакции другими способами.

Расстройства движения

Эти расстройства включают паралич произ­вольно сокращающихся мышц, тремор, тики и нарушения походки. При осмотре конечностей больного с психогенным параличом часто ока­зывается, что отсутствие движения является ре­зультатом одновременного действия флексоров и экстензоров. Хотя в ответ на просьбу подвигать пораженной частью тела мышечная активность отсутствует, другие тесты обычно обнаружива­ют, что мышца способна реагировать, когда вни­мание больного чем-либо отвлечено. Область па­ралича не соответствует иннервации данной части тела. Соответствующие изменения рефлек­сов отсутствуют; в частности, подошвенный реф­лекс всегда остается сгибательным. Гипотрофия отсутствует, кроме хронических случаев, при ко­торых иногда встречается атрофия. Во всех дру­гих случаях наличие мышечной гипотрофии убе­дительно указывает на органическую причину. Подобным образом, несмотря на то, что конеч­ности могут удерживаться в согнутом поло­жении, истинные контрактуры встречаются не­часто. Психогенные нарушения походки, — как правило, крайне необычны, привлекают внима­ние к больному и усиливаются, когда за ним наб­людают. Этот тип походки не похож ни на один из описанных при известных неврологических расстройствах. И хотя при тестировании равно­весия может появиться заметная неустойчивость, она часто исчезает, если отвлечь внимание боль­ного.

Психогенный тремор, как правило, грубый и вовлекает всю конечность. Он усиливается, когда к нему привлекают внимание, но то же происходит и при других видах тремора, вызван­ных неврологическими причинами. Хореоатетоидные движения, причины которых носят орга­нический характер, можно легко спутать с психогенными симптомами. Прежде чем диа­гностировать какое-либо нарушение моторики как психогенное, всегда необходимо вниматель­но рассмотреть возможность заболевания нерв­ной системы.

Психогенные афония и мутизм не сопровож­даются какой-либо патологией губ, языка, неба или голосовых связок, и больной может кашлять нормально. Они обычно более выражены, чем соответствующие состояния, вызванные органи­ческими поражениями.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.