Вполне очевидно, что если определенная работа связана с величиной МПК или кислородного долга, то работоспособность пловцов в решающей мере зависит от их аэробных или анаэробных возможностей. Ниже приводятся наиболее простые и доступные для широкого использования тесты, позволяющие оценить анаэробные и аэробные возможности пловцов.
При оценке алактатных ана эробных возможностей наилуч шими являются тесты, основанные на выполнении специфической ра боты с максимально доступной ин тенсивностью в течение 30 —45 с. Это могут быть результаты в плава нии на отрезке 75 м и в плавании на привязи в течение 30 —45 с. В первом случае определяется пока затель отношения средней скорос ти прохождения отрезка к уровню абсолютной скорости, во втором — показатель отношения силы тяги в конце работы к значению, получен ному в ее начале (чем ближе отно шение к 1, тем выше алактатные анаэробные возможности). Иссле дования показывают, что эти тесты достаточно информативны и на дежны. *
Для оценки лактатных анаэробных возможностей целесообразно применять тесты, основанные на интервальном режиме работы: 4 — 6x50 м с максимально доступной скоростью и паузами 10—15 с. Оценка результатов производится таким же образом, как и в предыдущей группе тестов. Результаты тестов тесно связаны с величинами общего и лактатного кислородного долга и достаточно надежны.
Косвенная оценка аэробных возможностей может быть осуществлена по расстоянию, которое преодолевает спортсмен за 10—12 мин. Однако по техническим причинам не всегда легко точно установить расстояние, которое преодолевает пловец за указанное время. Поэтому более популярны тесты, осно-
ванные на проплывании с максимально доступной скоростью строго нормированных дистанций -800, 1000 или 1200 м. Показатели выносливости в указанных тестах тесно связаны с величинами МПК. Например, работоспособность по данным теста, рекомендуемого для оценки аэробных возможностей пловцов (проплывание дистанции 1000 м с максимально доступной скоростью), тесно связана с уровнем МПК (мл-кг-1; г — 0,82) и уровнем максимальной вентиляции легких (л-мин-1; г = 0,78).
Экономичность работы наилучшим образом может быть оценена по уровню энерготрат при выполнении стандартной работы. У пловцов высокой квалификации экономичность работы успешно может быть оценена по описанным выше тестам, применяемым для оценки специальной выносливости, при условии, что скорость прохождения отрезков будет строго стандартизирована (например, 90 % максимальной скорости, доступной при прохождении отрезка теста). В качестве показателя экономичности работы наиболее целесообразно использовать величины энерготрат, что, однако, связано с определенными трудностями. Поэтому в спортивной практике экономичность работы лучше оценивать по косвенным показателям — общему кислородному долгу или количеству лактата в крови после прохождения отрезков. Например, двум пловцам, имеющим одинаковый результат на дистанции 400 м, было предложено выполнить программу теста: 3 х 200 м с паузами 1 мин и скоростью 90 % максимально доступной. После проплы-вания отрезков у одного из пловцов был зарегистрирован кислородный долг в объеме 9 л (129 мл-кг-1), а у другого — 5,6 л (80 мл-кг-1) при одинаковой работоспособности. Результаты теста позволяют дать более высокую оценку экономичности работы второго пловца: тот же результат он
ГЛАВА 22
Развитие выносливости
показал при значительно меньшей активизации неэкономичных анаэробных процессов, меньшем психическом напряжении.
Экономичность работы может быть косвенно оценена и по ЧСС в процессе работы. Например, при прочих равных условиях меньшая средняя ЧСС в процессе проплыва-ния длинных дистанций свидетельствует о большей экономичности работы пловца.
Тесно связана с экономичностью работы способность пловцов использовать потенциал важнейших функциональных систем в процессе соревновательной деятельности. Чем больше у спортсмена доля экономичного аэробного пути в общем объеме энергообеспечения работы, тем в более выгодных условиях он находится в процессе соревнований. В этом плане интерес представляет регистрация двух показателей. Первый из них — количество кислорода, потребляемого в процессе соревновательной деятельности (мл-кг-'-мин"1), — определяет экономичность выполняемой работы, свидетельствуя об участии аэробных процессов в обеспечении работы. Второй показатель — отношение величины потребления кислорода при прохождении соревновательной дистанции к уровню МПК. Чем выше этот показатель, тем эффективнее используются спортсменом в соревновательной деятельности имеющиеся аэробные возможности.
Оба показателя, несмотря на ряд общих черт, не являются синонимами: коэффициент корреляции между ними для различных видов спорта колеблется в пределах 0,45 — 0,65, что говорит об относительной их независимости. Допустим, два пловца высокого класса при проплывании дистанции 1000 м потребляют по 50 мл-кг^'-мин-1 кислорода. Однако один из них непосредственно после работы в состоянии потребить 83 мл-кг-' кислорода в 1 мин, а другой — 65. Показатель эффективности дыхания у первого спортсмена
относительно низок (50:83 — 0,60), у второго — высок (50:65 = 0,77).
Предложить для оценки продуктивности дыхания простые и доступные для широкого практического применения тесты весьма затруднительно. Можно только рекомендовать заменить величины потребления кислорода величинами легочной вентиляции. Это намного упростит обследование пловцов и незначительно скажется на точности результата, так как известна тесная связь между МПК и максимальной вентиляцией легких (МВЛ).
В табл. 22.13 приведены основные показатели, при помощи которых можно всесторонне оценить возможности системы энергообеспечения мышечной работы. Характерным для представленных показателей является то, что они отражают способности, в значительной мере определяющие уровень выносливости при проплывании дистанций различной протяженности, а также то, что для совершенствования указанных способностей имеется достаточное количество обоснованных и эффективных средств и методов.
Важным моментом в системе контроля выносливости пловцов по данным различных специальных тестов является соответствие задачам тестирования на различных этапах макроцикла.
Например, характеристика выносливости пловцов, специализирующихся на дистанции 200 м, на I этапе подготовительного периода осуществляется преимущественно при помощи тестов аэробного характера, на II этапе — при помощи тестов смешанного аэробно-анаэробного и анаэробного гликолитического характера, в соревновательном периоде — преимущественно при помощи тестов анаэробного гликолитического характера (табл. 22.14). При оценке результатов теста наряду со скоростью плавания регистрируются показатели ЧСС во время и сразу после работы, содержания лактата в крови,