нию (%) от заданного уровня по каждому из 30-секундных повторений и по всей работе в целом.
2. Плавание в гидродинами ческом бассейне при различной скорости встречного потока воды (10 раз х 60 с). В первом повторении задается скорость встречного пото ка, соответствующая примерно 90 % максимально доступной пловцу для удержания в течение 60 с. В после дующих повторениях скорость про извольно изменяется на 0,1 м-с-1. Например, исходный уровень — 1,8 м-с-1. 2-е повторение — 1,5, 3-е - 1,7, 4-е - 1,4, 5-е - 1,6, 6-е - 1,5, 7-е - 1,7, 8-е - 1,4, 9-е - 1,6, 10-е — 1,8. Пловец должен точно определить скорость. Учитывается общее количество ошибок (отклоне ние в 0,1 м засчитывается как одна ошибка).
3. На тренажере «Биокинетик» предлагается выполнять работу, имитирующую гребки, — 9 повто рений по 10 движений.
В каждом повторении задается новый уровень нагрузки от 0 до 9, который не сообщается спортсмену. Спортсмен должен определить уровень нагрузки и объем выполненной работы, которые регистрируются на световом табло, но не показываются Спортсмену. Оценка
производится по сумме отклонений (%) от заданного уровня во всех повторениях.
Для оценки способности к расслаблению мышц наиболее эффективным методом является регистрация биопотенциалов мышц. Самым точным показателем является латентное время расслабления мышц (ЛВР) после их максимального произвольного напряжения, объективно отражающее способность пловца к произвольному регулированию расслаблением мышц.
Повышению эффективности оценки способности к расслаблению мышц способствует проведение исследований мышц, несущих основную нагрузку при выполнении основных рабочих движений в конкретном способе плавания. Немаловажным является также уровень активности мышц, не принимающих участия в движении, однако расположенных в непосредственной близости от напряженно работающих мышц, что позволяет оценить способность пловца к межмышечной координации. При этом исследование следует проводить при различных функциональных состояниях организма пловца — устойчивом состоянии, компенсируемом и явном утомлении.
часть
ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ВНЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ
глава25
Средства
Восстановления
И стимуляции
Работоспособности
Высокие объем и интенсивность тренировочной работы создают дополнительные трудности в нахождении оптимального режима работы и отдыха в отдельных занятиях и микроциклах, в обеспечении условий для полноценного выполнения работы различной направленности и эффективного протекания восстановительных и адаптационных реакций в организме пловцов после нее. Преодоление этих трудностей может быть осуществлено двумя взаимосвязанными путями:
1) оптимизацией различных структурных единиц тренировочного процесса; *
2) целенаправленным применением различных средств восстановления.
Эти средства могут играть роль как собственно средств восстановления, так и средств стимулирования работоспособности. Несколько десятилетий назад о средствах восстановления в спорте хотя и упоминалось, но практической роли они, по существу, не играли. Однако в 70 —80-х годах в связи с резким увеличением объема тренировочной и соревновательной деятельности в различных видах спорта и, в первую очередь, в плавании, проблема восстановления стала одной из центральных. За короткое время было проведено очень большое количество исследований, посвященных разработке различных
вопросов применения средств восстановления в тренировочном процессе. Однако подход к ним с позиций современных представлений о спортивной тренировке был весьма односторонним и в общих чертах сводился к следующему. Доказывалось, что определенные педагогические, фармакологические, физиотерапевтические или психологические средства способствуют ускорению процессов восстановления после отдельных тренировочных упражнений, их комплексов и занятий и таким образом позволяют выполнить большой суммарный объем тренировочной работы в занятиях, микро- и мезоциклах, повышают общую работоспособность, обеспечивают профилактику переутомления. Эти данные являлись основанием для рекомендаций о внедрении того или иного средства восстановления или группы средств в тренировочную практику. При этом, как правило, не обращалось особого внимания на характер тренировочной работы и на особенности применяемых средств и методов, не проводились исследования влияния долговременного применения средств восстановления на конечный тренировочный эффект.
Естественно, что столь односторонний подход не принес ощутимого практического эффекта и быстро привел к противоречиям, так как проблема оказалась намно-