В этой главе будет изложена мето дика целостной оценки специаль ной выносливости по данным результата на соревновательной дистанции и по показателям специ альных тестов, а также приведены методы дифференцированной
оценки качеств и способностей, в сумме определяющих уровень специальной выносливости. Вопросы оценки общей выносливости отдельно не рассматриваются, так как для этого в принципе используются те же методы и подходы, что и при диагностике соответствующих видов специальной выносливости. Различие заключается лишь в том, что контрольные упражнения, которые используются в тестах для оценки общей выносливости, носят общеподготовительный характер.
Специальная выносливость наиболее полно проявляется в условиях соревнований. Однако спортивный результат сам по себе не несет в должном объеме информации об ее уровне, поскольку он зависит от ряда других факторов, в частности от уровня скоростных возможностей. Поэтому для оценки специальной выносливбсти по данным результата на соревновательной дистанции обычно рассчитываются относительные показатели, предполагающие устранение влияния скоростных возможностей. Так может быть определен индекс специальной выносливости (ИСВ) — показатель отношения средней скорости при прохождении соревновательной дистанции (м-с-1) к скорости (м-с-1), зарегистрированной при прохождении короткого (эталонного) отрезка. Чем ближе величина ИСВ к 1, тем выше уровень специальной выносливости. Эти простые расчеты позволяют дать сравнительную оценку специальной выносливости группы пловцов или оценить динамику развития этого качества у одного и того же спортсмена.
Однако прибегать к использованию таких показателей нужно с определенной долей осторожности, так как они не выявляют различий в механизмах работоспособности при работе максимальной мощности на коротком (эталонном) отрезке и при работе меньшей мощности (субмаксимальной, большой), характерной для соревновательных дистанций. Очевидно, приведенный метод следует использовать в тех случаях, когда работа на эталонном отрезке и на соревновательной дистанции относится к смежным зонам мощности. В частности, при оценке специальной выносливости на дистанции 100 м в качестве эталонного следует избрать 25- или 50-метровый отрезок, на 200-метровой — 50-метровый, на 400-метровой — 100-метровый, на 800-метровой — 200-метровый, на 1500-метровой — 400-метровый. В этом случае оценка специальной выносливости по данным результата на соревновательной дистанции, несомненно, будет объективной.
Для рационального построения спортивной тренировки необходим регулярный контроль за состоянием специальной выносливости, однако проплывание соревновательной дистанции в условиях контрольных или официальных соревнований не всегда возможно по многим причинам. Среди них следует назвать нецелесообразность проведения регулярных соревнований на отдельных дистанциях в силу их большой нагрузки; возможное неблагоприятное воздействие относительно невысоких результатов, показанных на основной дистанции, на психическое состояние спортсменов и др. Поэтому в практике применяются тесты, заметно отличающиеся по своему характеру от соревновательной деятельности, но воссоздающие специфические условия, обеспечивающие проявление выносливости. Используются упражнения, предполагающие повторное проплывание отрезков заданной протяженности с опреде-
ГЛАВА 22 Развитие выносливости
ленными скоростью и интервалами отдыха.
В результате экспериментальной разработки этого вопроса и практической апробации полученных данных рекомендуется следующий комплекс тестов для оценки специальной выносливости пловцов, специализирующихся на разных дистанциях.
Дистанция 100 м: 1) проплывание с максимальной скоростью отрезка 75 м; 2) 4 х 50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 10 с.
Дистанция 200 м: 1)4х50м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 10 с; 2) б х 50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 20 с.
Дистанция 400 м: 8 х 50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 20 с.
Дистанция 800 и 1500 м: 1) 1000 м с максимальной скоростью; 2) 10 х 50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 30 с.
Оценка возможностей системы энергообеспечения, экономичности работы, эффективности реализации функционального потенциала. Контроль за функциональными возможностями системы энергообеспечения чаще всего принято осуществлять по таким интегральным показателям, как МПК, максимальный кислородный долг, максимальное содержание лактата в крови, величина предельной мощности нагрузки, максимальные минутный и ударный объемы крови, максимальная величина легочной вентиляции и др. Эти показатели, как известно, отражают мощность систем энергообеспечения.
Однако специальный анализ свидетельствует о том, что удельный вес показателей мощности в общей структуре энергообеспечения работы применительно к различным дистанциям спортивного плавания не превышает 30 — 50 %. Показатели мощности, отражая предельные возможности системы энергообеспечения, не гарантируют полной оценки ее возмож-
ностей. Оценка данной стороны функциональной подготовленности бывает наиболее оправдана в процессе контроля на ранних этапах становления спортивного мастерства, а также в подготовительных периодах тренировочных макроциклов. Что же касается диагностики возможностей пловцов высокого класса, находящихся в состоянии высокой специальной тренированности, то здесь показатели мощности системы энергообеспечения в значительной мере утрачивают свою информативность. Поэтому всесторонняя оценка возможностей системы энергообеспечения наряду с Сказанными показателями требует исследования ряда других сторон ее деятельности:
• подвижности, т. е. способности к быстрой мобилизации функциональных ресурсов при выполнении интенсивной работы;
• устойчивости — способности к длительному удержанию высоких уровней энергетических и функциональных реакций;
• экономичности — способности организма выполнять определенную работу при минимальных метаболических и функциональных затратах;
• реализации, оцениваемой по отношению степени мобилизации функциональных резервов к предельным возможностям.
Для всесторонней оценки возможностей системы энергообеспечения необходимы регистрация большого количества разнообразных показателей, применение достаточно сложной аппаратуры и осуществление громоздких исследований. Естественно, реализация полной программы контроля возможностей систем энергообеспечения необходима лишь для небольших групп пловцов высокой квалификации, нуждающихся в особо тонком анализе их подготовленности, выявлении скрытых резервов. Что же касается широкой спортивной практики, то здесь вполне достаточна оценка ограниченного