Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ



В процессе работы над развитием выносливости часто возникает проблема углубленного совершен­ствования отдельных компонентов, определяющих уровень этого качес­тва — аэробных или анаэробных возможностей, экономичности ра­боты и др. Научные исследования и данные практики показывают, что в процессе целостного развития об­щей и специальной выносливости часто не удается обеспечить равно­мерное совершенствование всех важнейших составляющих этого ка­чества, некоторые из них трудно поддаются развитию и требуют уз­конаправленной специальной тре­нировки.

В первую очередь речь идет о повышении мощности и емкости анаэробных и аэробных процессов энергообеспечения,

Повышение анаэробных воз­можностей организма пловцов предполагает совершенствование двух основных путей энергообеспе­чения работы в анаэробных услови­ях: 1) увеличение количества мак-роэргических соединений в мыш­цах (алактатные возхможности); 2) повышение возможностей глико­лиза (лактатные возможности).

Для повышения анаэробных возможностей используются уп­ражнения:



ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов



Рис. 22.6

Зависимость между восстановлением АТФ и креатинфосфата (КрФ) и продолжительностью па­уз отдыха при выполнении работы с максимальной интенсивностью и продол­жительностью 15—20 с (по обобщенным литера­турным данным)


 

• преимущественно способству­ющие повышению алактатных ана­эробных возможностей; продолжи­тельность работы — 5— 15 с, интен­сивность — максимальная;

• позволяющие параллельно со­вершенствовать алактатные и лак-татные анаэробные способности; продолжительность работы — 15 — 30с, интенсивность — 95—100% максимально доступной;

• способствующие повышению лактатных анаэробных возможнос­тей; продолжительность работы — 30 —60 с, интенсивность — 85 — 90% максимально доступной;

• позволяющие параллельно со­вершенствовать лактатные анаэ­робные и аэробные возможности; продолжительность работы — 1 — 5 мин, интенсивность — 85 — 95% максимально доступной.

Планируя тренировку, направ­ленную на совершенствование раз­личных сторон анаэробной произво­дительности, очень важно правиль­но определить продолжительность интервалов отдыха между отдельны­ми упражнениями и количество их повторений.

При включении упражнений, способствующих повышению алак-татной производительности, нес­мотря на кратковременность их выполнения, необходимо, чтобы интервалы отдыха были значитель­ными и достаточными для устране­ния большей части образовавшего­ся алактатного кислородного долга


(рис. 22.6). Так, длительность пауз между 25-метровыми отрезками может достигать 1,5 —2 мин. Рабо­ту желательно выполнять сериями по 3 — 4 повторения в каждой. Между сериями предусматривают продолжительный (до 2 — 3 мин) отдых. Потребность в нем объяс­няется тем, что запасы макроэрги-ческих соединений в мышцах не­велики и для их восстановления требуется значительное время. Та­ким образом, методика повышения алактатной анаэробной производи­тельности имеет много общего с методикой совершенствования скоростных возможностей. Поэто­му работа, "направленная на уве­личение уровня алактатной произ­водительности, способствует при­росту скоростных способностей пловцов, и, наоборот, при совер­шенствовании скоростных качеств повышаются запасы макроэргичес-ких соединений в мышцах.

Применяя упражнения для по­вышения возможностей гликолиза, следует исходить из необходимости выполнения работы в условиях вы­соких величин кислородного долга. Решению этой задачи способству­ют непродолжительные интервалы отдыха, при которых очередное повторение выполняется на фоне значительных сдвигов в организме пловца. Продолжительность пауз между упражнениями может быть постоянной, а может сокращаться по мере увеличения объема выпол­няемой работы. Если между повто­рениями планируются непродолжи­тельные паузы (5 —20 с), то работу целесообразно производить в пос­тоянном режиме. Если же интерва­лы между первыми повторениями значительно больше, то по мере вы­полнения работы нужно их сокра­щать, что позволит поддерживать высокие величины кислородного долга. В противном случае работа будет стимулировать дыхательные процессы и затормаживать глико­лиз.

Выполнение упражнений при повышении возможностей гликоли-



ГЛАВА 22 Развитие выносливости


       
   
 
 


Рис. 22.7

Барокамера

с гидродинамическим

бассейном (схема),

функционирующая

на олимпийской базе

подготовки пловцов США

в Колорадо Спринте


тической системы может быть не­прерывным и серийным. Хорошо тренированные пловцы могут про­плывать в занятии до 20 — 30 отрез­ков по 50 м, 10 — 20 по 100 м. Одна­ко с увеличением* объема выполня­емой работы гликолитический путь ресинтеза АТФ постепенно сменя­ется аэробным и воздействие тре­нировочного режима приобретает смешанный характер. При серий­ном планировании упражнений со значительными интервалами отды­ха между сериями этого не проис­ходит и работа выполняется преи­мущественно за счет анаэробных источников энергии.

Повышению анаэробных глико-литических возможностей пловцов способствует использование так называемой гипоксической трени­ровки. В ее основе лежит ухуд­шение снабжения кислородом работающих тканей. Достигается это различными путями: трениров­кой в условиях среднегорья, дыха­нием через дополнительное «мер-


твое» пространство (обычно через трубку длиной 25 —30 см), ограни­чением актов дыхания при про-плывании отрезков и дистанции и др. (Моногаров, 1994; Булатова, Платонов, 1996). В последние годы в крупнейших центрах подготов­ки пловцов высокого класса в раз­ных странах (Германия, США) построены специальные барокаме­ры с гидродинамическими бассей­нами (рис. 22.7), позволяющие выполнять специфические нагруз­ки в различных гипоксических ус­ловиях.

Тренировка в гипоксических ус­ловиях при одних и тех же характе­ристиках тренировочной работы вызывает значительно более глубо­кие изменения во внутренней сре­де организма квалифицированных пловцов (табл. 22.8).

В процессе гипоксической тре­нировки рекомендуется учитывать следующие положения:

1. Тренировка с задержкой ды­хания является средством интен-


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.