В процессе работы над развитием выносливости часто возникает проблема углубленного совершенствования отдельных компонентов, определяющих уровень этого качества — аэробных или анаэробных возможностей, экономичности работы и др. Научные исследования и данные практики показывают, что в процессе целостного развития общей и специальной выносливости часто не удается обеспечить равномерное совершенствование всех важнейших составляющих этого качества, некоторые из них трудно поддаются развитию и требуют узконаправленной специальной тренировки.
В первую очередь речь идет о повышении мощности и емкости анаэробных и аэробных процессов энергообеспечения,
Повышение анаэробных возможностей организма пловцов предполагает совершенствование двух основных путей энергообеспечения работы в анаэробных условиях: 1) увеличение количества мак-роэргических соединений в мышцах (алактатные возхможности); 2) повышение возможностей гликолиза (лактатные возможности).
Для повышения анаэробных возможностей используются упражнения:
ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов
Рис. 22.6
Зависимость между восстановлением АТФ и креатинфосфата (КрФ) и продолжительностью пауз отдыха при выполнении работы с максимальной интенсивностью и продолжительностью 15—20 с (по обобщенным литературным данным)
• преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных возможностей; продолжительность работы — 5— 15 с, интенсивность — максимальная;
• позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лак-татные анаэробные способности; продолжительность работы — 15 — 30с, интенсивность — 95—100% максимально доступной;
• способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей; продолжительность работы — 30 —60 с, интенсивность — 85 — 90% максимально доступной;
• позволяющие параллельно совершенствовать лактатные анаэробные и аэробные возможности; продолжительность работы — 1 — 5 мин, интенсивность — 85 — 95% максимально доступной.
Планируя тренировку, направленную на совершенствование различных сторон анаэробной производительности, очень важно правильно определить продолжительность интервалов отдыха между отдельными упражнениями и количество их повторений.
При включении упражнений, способствующих повышению алак-татной производительности, несмотря на кратковременность их выполнения, необходимо, чтобы интервалы отдыха были значительными и достаточными для устранения большей части образовавшегося алактатного кислородного долга
(рис. 22.6). Так, длительность пауз между 25-метровыми отрезками может достигать 1,5 —2 мин. Работу желательно выполнять сериями по 3 — 4 повторения в каждой. Между сериями предусматривают продолжительный (до 2 — 3 мин) отдых. Потребность в нем объясняется тем, что запасы макроэрги-ческих соединений в мышцах невелики и для их восстановления требуется значительное время. Таким образом, методика повышения алактатной анаэробной производительности имеет много общего с методикой совершенствования скоростных возможностей. Поэтому работа, "направленная на увеличение уровня алактатной производительности, способствует приросту скоростных способностей пловцов, и, наоборот, при совершенствовании скоростных качеств повышаются запасы макроэргичес-ких соединений в мышцах.
Применяя упражнения для повышения возможностей гликолиза, следует исходить из необходимости выполнения работы в условиях высоких величин кислородного долга. Решению этой задачи способствуют непродолжительные интервалы отдыха, при которых очередное повторение выполняется на фоне значительных сдвигов в организме пловца. Продолжительность пауз между упражнениями может быть постоянной, а может сокращаться по мере увеличения объема выполняемой работы. Если между повторениями планируются непродолжительные паузы (5 —20 с), то работу целесообразно производить в постоянном режиме. Если же интервалы между первыми повторениями значительно больше, то по мере выполнения работы нужно их сокращать, что позволит поддерживать высокие величины кислородного долга. В противном случае работа будет стимулировать дыхательные процессы и затормаживать гликолиз.
Выполнение упражнений при повышении возможностей гликоли-
ГЛАВА 22 Развитие выносливости
Рис. 22.7
Барокамера
с гидродинамическим
бассейном (схема),
функционирующая
на олимпийской базе
подготовки пловцов США
в Колорадо Спринте
тической системы может быть непрерывным и серийным. Хорошо тренированные пловцы могут проплывать в занятии до 20 — 30 отрезков по 50 м, 10 — 20 по 100 м. Однако с увеличением* объема выполняемой работы гликолитический путь ресинтеза АТФ постепенно сменяется аэробным и воздействие тренировочного режима приобретает смешанный характер. При серийном планировании упражнений со значительными интервалами отдыха между сериями этого не происходит и работа выполняется преимущественно за счет анаэробных источников энергии.
Повышению анаэробных глико-литических возможностей пловцов способствует использование так называемой гипоксической тренировки. В ее основе лежит ухудшение снабжения кислородом работающих тканей. Достигается это различными путями: тренировкой в условиях среднегорья, дыханием через дополнительное «мер-
твое» пространство (обычно через трубку длиной 25 —30 см), ограничением актов дыхания при про-плывании отрезков и дистанции и др. (Моногаров, 1994; Булатова, Платонов, 1996). В последние годы в крупнейших центрах подготовки пловцов высокого класса в разных странах (Германия, США) построены специальные барокамеры с гидродинамическими бассейнами (рис. 22.7), позволяющие выполнять специфические нагрузки в различных гипоксических условиях.
Тренировка в гипоксических условиях при одних и тех же характеристиках тренировочной работы вызывает значительно более глубокие изменения во внутренней среде организма квалифицированных пловцов (табл. 22.8).
В процессе гипоксической тренировки рекомендуется учитывать следующие положения:
1. Тренировка с задержкой дыхания является средством интен-