Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 16 Построение подготовки в течение года




Рис. 16.19

Динамика общей (1), вспомогательной (2) и специальной (3) подготов­ки в различных макроциклах шестицикловой системы годичной подго­товки (средние данные од­ного недельного микроцикла)


проявляется уже по такому показа­телю, как объем специальной под­готовки в первом и втором мезо-циклах заключительного, шестого, макроцикла. Как видим, объем спе­циальной подготовки в ударных микроциклах в 1,5 — 3 раза превы­шает планировавшийся в каждом из 10 недельных микроциклов, предшествовавших главным сорев­нованиям года и составляет в сред­нем 65 %, в то время как среднего­довой объем такой подготовки зна­чительно ниже — 45 %.

Не менее перспективной пред­ставляется система многоциклового планирования годичной подготовки на основе рационального сочетания макроциклов с преимущественно базовой и полуспециальной направ­ленностью подготовки с макроцик­лами специальной направленности. На рис. 16.20 представлена схема семициклового построения годич­ной подготовки с двумя макроцик­лами базового и полуспециального (вспомогательного) характера и пятью специальными макроцикла­ми. Базовые макроциклы (первый и четвертый) продолжительны (10 и 9 нед соответственно), специальные значительно короче — три макро­цикла по 6 нед и два по 7 нед.

В первом макроцикле базового характера 7-недельный подготови­тельный период включает 3 мезо-цикла: втягивающий, базовый — общеподготовительной направлен-


ности, базовый — полуспециальной направленности. Соревнователь­ный период непродолжителен и включает 2-недельный предсорев-новательный мезоцикл. Примерно по такой же схеме построен чет­вертый базовый макроцикл с тем лишь отличием, что в нем не плани­руется втягивающий мезоцикл, первый базовый мезоцикл менее продолжителен, а тренировка во втором базовом мезоцикле прово­дится в условиях среднегорья. Это, в свою очередь, требует более про­должительного последующего пред-соревновательного мезоцикла, за­вершающегося главными соревно­ваниями макроцикла.

Второй и седьмой соревнова­тельные макроциклы разделены на два 3-недельных периода — подго­товительный и соревновательный, первый из которых планируется в условиях среднегорья. Отсутствие тренировки в горных условиях в остальных трех соревновательных макроциклах позволяет укоротить соревновательные периоды.

Макроциклы заметно различа­ются по динамике нагрузок различ­ной направленности, объему обще­подготовительных, полуспециаль­ных и специальных средств. От макроцикла к макроциклу возрас­тает суммарный объем работы, суммарная величина нагрузки в недельных микроциклах, а также повышается доля средств специаль­ной направленности. Поэтому наи­более высокие показатели нагруз­ки, общего объема работы и объ­ема средств специальной подготов­ки планируются в макроциклах, за­вершающихся наиболее ответ­ственными соревнованиями. В этом легко убедиться, если мы сравним содержание одинаковых по продолжительности и общей структуре макроциклов, но распо­ложенных на разных этапах трени­ровочного года (например, второго и седьмого, третьего и шестого). Как седьмой по сравнению со вто­рым, так и шестой по сравнению с третьим характеризуются не толь-


ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов



 


 


Рис. 16.20

Динамика нагрузки (1) и соотношение работы об­щей (2), вспомогательной (3) и специальной (А) направленности в общем объеме тренировочной работы в сходных по структуре макроциклах. Мезоциклы: В — втягивающий; Б — базовый; КП — контроль­но-подготовительный; ПС — предсоревновательный; С — соревновательный. Периоды: ПГ — подготовитель­ный, С — соревновательный, П — переходный


ко большим суммарным объемом работы, наличием в их структуре микроциклов с максимально воз­можными нагрузками, но и осо­бенно значительным увеличением средств специальной направлен­ности (рис. 16.21).

В том, что увеличивается объем специальной подготовки и умень­шается объем общей, можно убе­диться, ознакомившись с рисунком 16.22, на котором представлена ди­намика различных видов подготов­ки в течение года. Как видим, кри­вые, обрамляющие динамику и со­отношение общей и специальной подготовки во многом напоминают те, которые характерны для одно-цикловой системы построения го­дичной подготовки.

В конце каждого макроцикла планируется недельный восстано­вительный микроцикл который в этих случаях играет роль кратко­временного переходного периода.


Исключение составляет заключи­тельный, седьмой, макроцикл, кото­рый завершается 2-недельным ме-зоциклом, являющимся, по сущес­тву, переходным периодом.

Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла

Характер соревновательной дея­тельности пловцов с наличием ком­понентов скоростно-силового и ко­ординационного характера (старт, поворот), а также циклической ра­боты обусловливают сложную структуру подготовленности плов­ца, которую необходимо сформиро­вать в течение годичной подготовки для достижения высоких результа­тов в главных соревнованиях.

Для этого пловцы вынуждены выполнять огромный объем трени-


ГЛАВА 16 Построение подготовки в течение года



Рис. 16.21

Соотношение общей, вспомогательной, специаль­ной подготовки и активно­го отдыха в общем объеме тренировочной работы в сходных по структуре макроциклах: a - II макроцикл (139 ч); б — VII макроцикл (150 ч); в - III макроцикл (108 ч); г - VI макроцикл (117 ч)


Рис. 16.22

Динамика общей (1)

и специальной (2)

подготовки при семицикло-

вом построении годичной

подготовки


ровочной и соревновательной рабо­ты, максимально разнообразить процесс подготовки, применяя сот­ни упражнений на суше и в воде, способствующих локальному совер­шенствованию тех или иных ка­честв и способностей или их ин­теграции применительно к задачам эффективной соревновательной де­ятельности.

Распределение работы различ­ной направленности в течение года и каждого макроцикла в интересах планомерной подготовки к главным соревнованиям является сложной научно-практической проблемой. Становление рациональной струк­туры подготовленности пловца в течение года и каждого макроцик-


ла формируется поэтапно, что обусловлено рядом объективных факторов.

Опыт подготовки пловцов вы­сокого класса убедительно свиде­тельствует о том, что увеличение суммарного объема работы в тече­ние года — один из важнейших факторов роста их достижений (табл. 16.20). Вместе с тем в 80 —90-е годы отмечалась стабилизация объе­ма выполняемой работы и особенно количества тренировочных занятий и тренировочных дней.

При этом у многих сильнейших пловцов отмечались параметры тре­нировочной работы существенно меньше указанных. Например, от­дельные выдающиеся спринтеры проплывали в течение года 1300 — 1600 км.

Для формирования готовности пловца к высоким достижениям в течение года и отдельного трениро­вочного макроцикла необходимо определенное время для становле­ния всего комплекса адаптаци­онных реакций. Специфика кон­кретной дистанции, выражающаяся в оптимальной структуре подготов-



ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов


ленности к соревновательной дея­тельности пловцов, и их индивиду­альные особенности существенно влияют на темпы формирования адаптационных реакций, необходи­мых для достижения наивысших спортивных результатов.

Практика подготовки пловцов высокого класса и специальные ис­следования показывают, что для достижения пика готовности к со­ревнованиям обычно требуется подготовка в течение 7—10 месяцев при суммарном объеме работы 900— 1100 ч и общем количестве за­нятий 380-420.

Пловцы, имеющие большое ко­личество специфических для их специализации мышечных волокон адаптируются медленнее тех, у кого таких волокон меньше. При одина­ковых объемах работы нагрузка на специфические двигательные еди­ницы значительно меньше у спорт­сменов, имеющих больше таких единиц, что связано с их взаимоза­меняемостью в процессе работы. Отсюда и более длительное форми­рование долговременной адаптации мышц. Однако именно в этом слу­чае формируется более высокий и устойчивый уровень адаптации мышц к специфическим нагрузкам. Например, стайеры, у которых в


мышцах, несущих основную на­грузку, не более 55 — 60 % МС-воло-кон, нередко достигают лучших результатов года уже в весенних стартах, после 5 — 6 мес подготовки. Однако затем их результаты ста­билизируются или даже несколько ухудшаются. Пловцы, у которых не менее 70 — 75 % благоприятных для их специализации волокон, по­казывают лучшие результаты ле­том, в главных соревнованиях, для чего им требуется 9—10 мес подго­товки.

Чем ниже исходный уровень подготовленности пловца в начале тренировочного года или макроцик­ла, тем продолжительнее период формирования высокой подготов­ленности.

Выбор оптимального в течение года соотношения работы различ­ной преимущественной направлен­ности существенно влияет на эф­фективность процесса подготовки. На рис. 16.23 видно, что с увеличе­нием объема аэробной работы воз­растает уровень максимального потребления кислорода (МПК), од­нако когда ее время достигает 800 ч в год, рост МПК резко замед­ляется, а при дальнейшем увели­чении объема работы вообще прек­ращается. Одновременно с повы-



ТАБЛИЦА 16.20 Динамика максимальных параметров тренировоч­ной работы (за год) у пловцов высокого класса (1968-2000 гг.)



ГЛАВА 16 Построение подготовки в течение года



Рис. 16.23

Зависимость прироста

величины МПК (А)

и измерение показателя

прироста величины

КД макс (Б) от объема

аэробной тренировочной

работы (Волков, 1986)


шением объема работы аэробной направленности снижаются показа­тели максимального кислородного долга (КД макс), характеризующего максимальную анаэробную емкость организма, угнетаются скоростно-силовые качества. В связи с этим возникает задача выбрать опти­мальное соотношение работы раз­личной направленности в течение года с тем, чтобы добиться наиболь­шего прироста спортивного резуль­тата. При этом следует учесть спе­циализацию, уровень подготов­ленности, индивидуальные особен­ности спортсмена. Так, пловец, обладающий высоким уровнем аэробной производительности, обусловленным природными дан­ными или предшествующей трени­ровкой, может основное внимание уделить работе анаэробного харак­тера. Есть выдающиеся пловцы, специализирующиеся на дистанци­ях 100 и 200 м, у которых уровень МПК без большого объема работы достигает 5,0 —6,0 л в 1 мин. И им, естественно, следует сместить ос­новной акцент тренировки на раз­витие спринтерских качеств, повы­шение анаэробных возможностей, экономичности работы и др.

При рациональной подготовке уже через 3 — 4 мес достигается максимум потребления кислорода. Показатели же функциональной экономичности оказываются наи­высшими в соревновательный пе­риод, что свидетельствует о бес­перспективности применения на специально-подготовительном эта­пе подготовительного и в сорев­новательном периоде нагрузок,


направленных на повышение мощ­ности функциональной системы энергообеспечения.

С подобным положением мы сталкиваемся и при выборе рацио­нальной динамики нагрузок иной направленности, связанных с по­вышением функциональных воз­можностей других систем. Напри­мер, при развитии силовых качеств у пловцов широко используются разнообразные тренажеры и обо­рудование, в высшей степени эф­фективные для повышения макси­мальной силы, но недостаточно отвечающие специфике силовых проявлений в процессе соревнова­тельной деятельности. В результате их использования уже через 1,5 — 2 мес существенно возрастает мак­симальная сила, прирост которой в зависимости от ее исходного уровня, объема и интенсивности применяемых силовых нагрузок, эффективности методики и ряда других факторов колеблется от 10 до 40 % и более.

Однако интенсивный прирост максимальной силы сопровождает­ся снижением способности к реали­зации силового потенциала в про­цессе соревновательной деятельнос­ти. Фаза сниженной реализации силовых качеств обычно длится от 4 до б нед после начала интенсив­ной силовой подготовки (Платонов, 1997). Резко возрастающие силовые возможности входят в противоре­чие со сложившейся координацион­ной структурой движений, наруша­ется внутримышечная и межмы­шечная координация, сложившиеся механизмы регуляции движений,


ЧАСТЬ 4


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.