ТАБЛИЦА 16.5 Программа тренировочного занятия комплексной направленности (окончание второго этапа подготовительного периода, М. Спитц)
2) меньший суммарный объем работы в воде (у спринтеров примерно на 30 — 40% меньше, чем у стайеров, и на 20 % меньше, чем у "средневиков");
3) применение в тренировочных сериях более коротких отрезков и, как правило, с бол^е продолжительными паузами отдыха между ними (например, в то время как остальные пловцы проплывают серию 8x150, спринтеры — 8х 100 или даже 8x75 с тем же интервалом отдыха, который был задан для серии 8 х 150).
Для стайеров характерны такие отличия:
1) сравнительно больший объем работы аэробной направленности, прежде всего, дистанционного пла вания;
2) значительно больший сум марный годовой объем работы в во де по сравнению со спринтерами и "средневиками";
3) применение в тренировочных сериях отрезков, которые в 2 — 3 раза превышают по длине рекомен дуемые спринтерам и в 1,5 — 2 раза — "средневикам".
При определении оптимального для пловцов соотношения работы различной преимущественной направленности Каунсилмен исходил из того, что независимо от специализации все нуждаются в комплексной тренировочной программе, предусматривающей для стайеров определенный объем работы спринтерской направленности (ускорения, повторное преодоление коротких отрезков с предельной скоростью и продолжительными паузами), а для спринтеров — значительный объем малоинтенсивной работы аэробной направленности (табл. 16.6).
Большое внимание в ходе подготовки пловцов Индианского университета уделялось соотношению плавания основным и другими способами. Большую часть времени (70 — 75 %) плавали основным способом. Например, Д. Монтгомери около 75 % общего объема работы в воде посвящал разнообразным упражнениям для вольного стиля. Исключение составляли специализирующиеся в баттерфляе и в ком-
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
плексном плавании. Например, М. Спитц, показывая выдающиеся результаты и баттерфляем, и вольным стилем, большую часть времени уделял второму, а баттерфляю только лишь около четверти времени тренировки.
Специализирующиеся в комплексном плавании, использовали различное соотношение объема плавания разными способами, однако многие из них больше времени все же отводили вольному стилю.
Рассмотренная двухцикловая система подготовки пловцов университетских команд США отличается большой продолжительностью первого макроцикла (7,5 —8мес), длительными подготовительными периодами (6 мес — в первом макроцикле и 2 — во втором) и непродолжительными соревновательными. Такое построение годичной подготовки, естественно, ограничивало возможность участия пловцов во многих достаточно ответственных соревнованиях, которые в настоящее время проводятся в течение большей части года.
В связи с этим многие сильнейшие пловцы используют другую схему двухциклового планирования, что можно проследить, к примеру, на материале подготовки пловцов ФРГ и Канады в 80-е годы. При выраженной направленности подготовки пловцов ФРГ на дости-
жение лучших результатов в конце лета, в главных соревнованиях года, она существенно отличалась от двухциклового варианта, применяемого в университетах США.
Различия состояли прежде всего в продолжительности первого и второго макроциклов. Если в американских университетах первый макроцикл длился 7 — 8 мес, а второй — в два раза меньше, то у сильнейших пловцов ФРГ первый макроцикл был непродолжительным (сентябрь — декабрь) и предполагал подготовку к национальному чемпионату в открытом бассейне, а второй длился 8 мес (январь -август) -и предусматривал планомерную подготовку к главным соревнованиям года (рис. 16.3). Подготовительный период первого макроцикла длился немного более 2 мес (сентябрь — начало ноября) и включал два этапа — общеподготовительный и специально-подготовительный. Затем следовал соревновательный период продолжительностью чуть больше месяца. После первого макроцикла пловцы отдыхали в течение 1 — 3 нед.
На первом этапе подготовительного периода тренировочная работа была очень разнообразна. Ежедневные 30 — 60-минутные занятия на суше направлены на развитие силовых качеств, гибкости и выносливости (в основном кроссовый бег).