ет восстановлению психической сферы пловца и повышению его мотивации к дальнейшей тренировке. Этот вариант целесообразно использовать на этапе сохранения достижений. Второй вариант могут использовать пловцы, которые по каким-либо причинам (например, в связи с травмой) не выполнили программу предыдущего макроцикла и не получили запланированных нагрузок. Однако применение этих вариантов переходного периода целесообразно в частных случаях. При закономерном процессе подготовки наиболее рациональным и широко применяемым является третий вариант, преимущества которого обусловлены возможностью эффективного решения основных задач переходного периода — обеспечения полноценного восстановления физических и психических возможностей и поддержания достаточно высокого уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей основных систем организма.
Тренировка в переходный период характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. Объем работы по сравнению*, например, с подготовительным периодом сокращается примерно в 3 — 4 раза; количество занятий в течение недельного микроцикла, как правило, не превышает 4 — 6; занятий с большими нагрузками не планируются. Резко изменяется направленность работы. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения, которые ранее не применялись. Занятия желательно проводить в лесу, на берегу моря, реки или иного водоема в зонах отдыха.
При подборе средств тренировки следует стремиться к широкому использованию упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, что позволило бы, из-
менив характер тренировки, сохранить их высокий уровень. В переходный период целесообразно использовать занятия комплексной направленности с применением средств, способствующих развитию различных двигательных качеств. Такие занятия помогают сохранить подготовленность, достаточно эмоциональны и не перегружают психику спортсмена.
Правильное построение переходного периода позволяет пловцу не только восстановить силы после прошедшего макроцикла и настроится на качественную работу в дальнейшем, но и выйти на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года.
Тренировочный макроцикл
может быть представлен также и как система средних циклов (мезо-циклов) — структурных образований тренировочного процесса, состоящих из 3 — 8 микроциклов общей продолжительности от 3 до 6 — 8 нед. Следует различать втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревнова-тельные и соревновательные мезо-циклы.
Основной задачей втягивающих мезоциклов является постепенное подведение пловцов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы путем применения общеподготовительных упражнений, направленных на повышение возможностей систем кровообращения и дыхания. В определенной мере можно использовать вспомогательные и специально-подготовительные упражнения для повышения возможностей систем и механизмов, определяющих уровень разных видов выносливости, избирательного совершенствования скоростно-сило-вых качеств и гибкости, становления двигательных навыков и умений, обусловливающих эффективность последующей специфической работы.
0-128
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
В базовых мезоциклах внимание уделяется повышению функциональных возможностей организма пловца, развитию его физических качеств, становлению технической и психологической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств и большими по объему и интенсивности нагрузками.
В контрольно-подготовительных мезоциклах синтезируются (применительно к специфике соревновательной деятельности) возможности пловца, достигнутые в предыдущих мезоциклах, т.е. выполняется большой объем так называемой интегральной подготовки. Широко применяются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, используются большие тренировочные и соревновательные нагрузки.
В предсopeвнователь-ных мезоциклах устраняются мелкие недостатки в подготовленности пловца, совершенствуются
его технико-тактические возможности, в определенном объеме планируется работа по совершенствованию различных компонентов соревновательной деятельности, приросту скоростных качеств и специальной выносливости. Однако основное внимание уделяется полноценному физическому и психическому восстановлению пловцов и созданию оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в их организме после нагрузок предшествующих мезоциклов.
Соревновательные ме-з о ц и к л ы строятся в строгом соответствии с календарем соревнований и отличаются невысокой тренировочной и высокой соревновательной нагрузкой, широким использованием средств восстановления.
Направленность тренировочного процесса изменяется от одного мезоцикла к другому. Реализуется это постепенным изменением направленности микроциклов в преде-
ТАБЛИЦА 16.1. Сочетание недельных микроциклов и их суммарная нагрузка в мезоциклах различного типа при подготовке пловцов высокой квалификавции
Микроциклы
Мезоциклы
I
III
IV
Втягивающий
Втягивающий. Сред-
Втягивающий. Сред-
Ударный. Значитель-
Восстановительный.
няя нагрузка (занятия
няя нагрузка (одно
ная нагрузка (три
Малая нагрузка
с большими нагруз-
занятие с большой
занятия с большими
ками не планируются)
нагрузкой)
нагрузками)
Базовый
Ударный. Большая
Ударный. Значитель-
Ударный. Большая
Восстановительный.
нагрузка (четыре
ная нагрузка (три
нагрузка (пять заня-
Малая нагрузка
занятия с большими
занятия с большими
тий с большими
нагрузками)
нагрузками)
нагрузками)
Контрольно-
Ударный. Большая
Восстановительный.
Ударный. Большая
Восстановительный.
подготови-
нагрузка (пять
Малая нагрузка
нагрузка (пять заня-
Малая нагрузка
тельный
занятий с большими нагрузками)
тий с большими нагрузками)
Предсорев-
Ударный. Большая
Ударный. Значитель-
Подводящий. Средняя
Восстановительный.
новательный
нагрузка (четыре
ная нагрузка (два
нагрузка (одно заня-
Малая нагрузка
занятия с большими
занятия с большими
тие с большой
нагрузками)
нагрузками)
нагрузкой)
Соревнова-
Подводящий. Средняя
Соревновательный.
Подводящий. Малая
Соревновательный.
тельный
нагрузка (одно
Малая тренировочная
нагрузка
Тренировочная на-
занятие с большой
нагрузка. Соревнова-
грузка — малая. Со-
нагрузкой)
тельная зависит от уровня и программы соревнований
ревновательная зависит от уровня и программы соревнований
ГЛАВА 16 Построение подготовки в течение года
лах мезоцикла. Например, втягивающие мезоциклы обычно начинаются втягивающим микроциклом с малой нагрузкой и широким использованием упражнений, далеких по характеру и структуре от соревновательных. Это способствует повышению общей физической подготовленности пловцов и созданию предпосылок развития отдельных сторон их специальной подготовленности. В конце втягивающего мезоцикла возрастает суммарная нагрузка отдельных микроциклов, значительно изменяется их преимущественная направленность в сторону развития качеств и способностей, определяющих специальную подготовленность пловцов. Таким образом, типом мезоцикла определяются сочетание и суммарная нагрузка отдельных микроциклов в мезоциклах, основные количественные характеристики их программ (табл. 16.1, 2).
ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Двухцикловую систему подготовки наиболее успешно реализовали пловцы США, в частности, команда Техасского университета, которая в 80-е годы неоднократно становилась победителем командного первенства США, и команда Индиан-ского университета, прославившаяся своими достижениями в 70-е годы.
Подготовка пловцов предусматривает планирование двух макроциклов в течение года, каждый из которых завершается ответственными соревнованиями (рис. 16.1).
Первый макроцикл охватывает период с середины сентября по апрель и включает два этапа — подготовительный и соревновательный.
В сентябре планируется относительно небольшой объем плава-
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
Рис. 16.1
Двухцикловое планирование годичной подготовки сильнейших пловцов США (на примере плавательного клуба университета штата Индиана): а — величина нагрузки, б — общий объем работы; 1 - объем работы на суше; 2 — объем работы в воде; стрелками обозначено время проведения главных соревнований
ния (2 — 5 км в день) при одноразовых занятиях. Тренировка носит втягивающий характер. В октябре нагрузка планомерно возрастет. Преимущественная направленность работы — совершенствование техники каждого способа плавания. Особое внимание уделяется отработке техники гребка, совершенствованию техники старта и поворота.
Представим в качестве примера типичную программу занятия, проводимого в октябре:
Утро (бассейн 50 м):
разминка: 2 х (200 м вольный стиль + + 150 м брасс + 100 м на спине + 50 м баттерфляй);
плавание с помощью ног — 20 х (25 м вольный стиль -I- 25 м баттерфляй);
плавание с дополнительным сопротивлением — 20 х (25 м вольный стиль + + 25 м баттерфляй);
плавание на технику — 15 х (25 м с помощью рук, 25 м с помощью ног, 25 м в общей координации), интервал между отрезками 10 с.
Вечер: (бассейн 25 м):
игра в водное поло 1 — 1,5 ч.
Суммарный объем работы в каждом недельном микроцикле в
октябре — 12—15 ч. Примерно треть этого времени отведено работе на суше (прежде всего по развитию силовых качеств и гибкости и спортивным играм), а две трети -работе в воде. При этом пловцы проплывают 20 — 25 км.
В октябре тренировочный процесс постепенно интенсифицируется: включаются дополнительные занятия, несколько возрастает интенсивность работы и ее объем в одном занятии. Однако наиболее напряженная работа приходится на ноябрь—декабрь. Количество занятий в недельном микроцикле увеличивается до 12, возрастает интенсивность и объем работы в одном занятии.
В микроциклах с наибольшей нагрузкой общий объем работы в течение недели достигает 28 — 32 ч. При этом объем работы на суше, направленной в первую очередь на развитие силовых качеств и гибкости, обычно колеблется от б до 8 ч (около 25 %), объем плавания у спринтеров составляет 60 — 75 км, у специализирующихся на средних дистанциях — 75 — 85 км, а у стайеров — 95—100 км. Женщины обычно выполняют около 85 — 95 %