Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Построение подготовки в течение года




 


ет восстановлению психической сферы пловца и повышению его мотивации к дальнейшей трени­ровке. Этот вариант целесообраз­но использовать на этапе сохране­ния достижений. Второй вариант могут использовать пловцы, кото­рые по каким-либо причинам (нап­ример, в связи с травмой) не вы­полнили программу предыдущего макроцикла и не получили запла­нированных нагрузок. Однако применение этих вариантов пере­ходного периода целесообразно в частных случаях. При закономер­ном процессе подготовки наиболее рациональным и широко применя­емым является третий вариант, преимущества которого обуслов­лены возможностью эффективного решения основных задач переход­ного периода — обеспечения пол­ноценного восстановления физи­ческих и психических возможнос­тей и поддержания достаточно высокого уровня развития двига­тельных качеств и функциональ­ных возможностей основных сис­тем организма.

Тренировка в переходный пе­риод характеризуется небольшим суммарным объемом работы и не­значительными нагрузками. Объем работы по сравнению*, например, с подготовительным периодом со­кращается примерно в 3 — 4 раза; количество занятий в течение не­дельного микроцикла, как правило, не превышает 4 — 6; занятий с большими нагрузками не планиру­ются. Резко изменяется направлен­ность работы. Основное содержа­ние переходного периода составля­ют разнообразные средства актив­ного отдыха и общеподготовитель­ные упражнения, которые ранее не применялись. Занятия жела­тельно проводить в лесу, на берегу моря, реки или иного водоема в зо­нах отдыха.

При подборе средств трениров­ки следует стремиться к широкому использованию упражнений, нап­равленных на развитие двигатель­ных качеств, что позволило бы, из-


менив характер тренировки, сохра­нить их высокий уровень. В пере­ходный период целесообразно ис­пользовать занятия комплексной направленности с применением средств, способствующих развитию различных двигательных качеств. Такие занятия помогают сохранить подготовленность, достаточно эмо­циональны и не перегружают пси­хику спортсмена.

Правильное построение пере­ходного периода позволяет пловцу не только восстановить силы после прошедшего макроцикла и наст­роится на качественную работу в дальнейшем, но и выйти на бо­лее высокий уровень подготовлен­ности по сравнению с аналогич­ным периодом предшествовавшего года.

Тренировочный макроцикл

может быть представлен также и как система средних циклов (мезо-циклов) — структурных образова­ний тренировочного процесса, сос­тоящих из 3 — 8 микроциклов об­щей продолжительности от 3 до 6 — 8 нед. Следует различать втяги­вающие, базовые, контрольно-под­готовительные, предсоревнова-тельные и соревновательные мезо-циклы.

Основной задачей втягиваю­щих мезоциклов является постепенное подведение пловцов к эффективному выполнению специ­фической тренировочной работы путем применения общеподготови­тельных упражнений, направлен­ных на повышение возможностей систем кровообращения и дыха­ния. В определенной мере можно использовать вспомогательные и специально-подготовительные уп­ражнения для повышения возмож­ностей систем и механизмов, опре­деляющих уровень разных видов выносливости, избирательного со­вершенствования скоростно-сило-вых качеств и гибкости, становле­ния двигательных навыков и умений, обусловливающих эффек­тивность последующей специфи­ческой работы.


 


0-128



ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов


В базовых мезоциклах внимание уделяется повышению функциональных возможностей ор­ганизма пловца, развитию его физи­ческих качеств, становлению техни­ческой и психологической подготов­ленности. Тренировочная програм­ма характеризуется разнообразием средств и большими по объему и ин­тенсивности нагрузками.

В контрольно-подгото­вительных мезоциклах син­тезируются (применительно к спе­цифике соревновательной деятель­ности) возможности пловца, достиг­нутые в предыдущих мезоциклах, т.е. выполняется большой объем так называемой интегральной под­готовки. Широко применяются со­ревновательные и специально-под­готовительные упражнения, ис­пользуются большие тренировоч­ные и соревновательные нагрузки.

В предсopeвнователь-ных мезоциклах устраняются мелкие недостатки в подготовлен­ности пловца, совершенствуются


его технико-тактические возмож­ности, в определенном объеме пла­нируется работа по совершенство­ванию различных компонентов со­ревновательной деятельности, при­росту скоростных качеств и специ­альной выносливости. Однако ос­новное внимание уделяется полно­ценному физическому и психичес­кому восстановлению пловцов и созданию оптимальных условий для протекания адаптационных процес­сов в их организме после нагрузок предшествующих мезоциклов.

Соревновательные ме-з о ц и к л ы строятся в строгом соответствии с календарем сорев­нований и отличаются невысокой тренировочной и высокой соревно­вательной нагрузкой, широким использованием средств восстанов­ления.

Направленность тренировочно­го процесса изменяется от одного мезоцикла к другому. Реализуется это постепенным изменением нап­равленности микроциклов в преде-


ТАБЛИЦА 16.1. Сочетание недельных микроциклов и их суммарная нагрузка в мезоциклах различного типа при подготовке пловцов высокой квалификавции

 

 

    Микроциклы  
Мезоциклы        
       
  I III IV
Втягивающий Втягивающий. Сред- Втягивающий. Сред- Ударный. Значитель- Восстановительный.
  няя нагрузка (занятия няя нагрузка (одно ная нагрузка (три Малая нагрузка
  с большими нагруз- занятие с большой занятия с большими  
  ками не планируются) нагрузкой) нагрузками)  
Базовый Ударный. Большая Ударный. Значитель- Ударный. Большая Восстановительный.
  нагрузка (четыре ная нагрузка (три нагрузка (пять заня- Малая нагрузка
  занятия с большими занятия с большими тий с большими  
  нагрузками) нагрузками) нагрузками)  
Контрольно- Ударный. Большая Восстановительный. Ударный. Большая Восстановительный.
подготови- нагрузка (пять Малая нагрузка нагрузка (пять заня- Малая нагрузка
тельный занятий с большими нагрузками)   тий с большими нагрузками)  
Предсорев- Ударный. Большая Ударный. Значитель- Подводящий. Средняя Восстановительный.
новательный нагрузка (четыре ная нагрузка (два нагрузка (одно заня- Малая нагрузка
  занятия с большими занятия с большими тие с большой  
  нагрузками) нагрузками) нагрузкой)  
Соревнова- Подводящий. Средняя Соревновательный. Подводящий. Малая Соревновательный.
тельный нагрузка (одно Малая тренировочная нагрузка Тренировочная на-
  занятие с большой нагрузка. Соревнова-   грузка — малая. Со-
  нагрузкой) тельная зависит от уровня и программы соревнований   ревновательная зави­сит от уровня и про­граммы соревнований

ГЛАВА 16 Построение подготовки в течение года



 


 


лах мезоцикла. Например, втягива­ющие мезоциклы обычно начина­ются втягивающим микроциклом с малой нагрузкой и широким ис­пользованием упражнений, далеких по характеру и структуре от сорев­новательных. Это способствует по­вышению общей физической под­готовленности пловцов и созданию предпосылок развития отдельных сторон их специальной подготов­ленности. В конце втягивающего мезоцикла возрастает суммарная нагрузка отдельных микроциклов, значительно изменяется их преиму­щественная направленность в сто­рону развития качеств и способнос­тей, определяющих специальную подготовленность пловцов. Таким образом, типом мезоцикла опреде­ляются сочетание и суммарная на­грузка отдельных микроциклов в мезоциклах, основные количес­твенные характеристики их прог­рамм (табл. 16.1, 2).


ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Двухцикловую систему подготовки наиболее успешно реализовали пловцы США, в частности, команда Техасского университета, которая в 80-е годы неоднократно станови­лась победителем командного пер­венства США, и команда Индиан-ского университета, прославивша­яся своими достижениями в 70-е годы.

Подготовка пловцов предусмат­ривает планирование двух макро­циклов в течение года, каждый из которых завершается ответствен­ными соревнованиями (рис. 16.1).

Первый макроцикл охватывает период с середины сентября по апрель и включает два этапа — подготовительный и соревнова­тельный.

В сентябре планируется отно­сительно небольшой объем плава-


ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов



Рис. 16.1

Двухцикловое планирование годичной подготовки силь­нейших пловцов США (на примере плавательного клуба университета штата Индиана): а — величина нагрузки, б — общий объем работы; 1 - объем работы на суше; 2 — объем работы в воде; стрелками обозначено время проведения главных соревнований


ния (2 — 5 км в день) при одноразо­вых занятиях. Тренировка носит втягивающий характер. В октябре нагрузка планомерно возрастет. Преимущественная направлен­ность работы — совершенствова­ние техники каждого способа пла­вания. Особое внимание уделяется отработке техники гребка, совер­шенствованию техники старта и поворота.

Представим в качестве примера типичную программу занятия, про­водимого в октябре:

Утро (бассейн 50 м):

разминка: 2 х (200 м вольный стиль + + 150 м брасс + 100 м на спине + 50 м баттерфляй);

плавание с помощью ног — 20 х (25 м вольный стиль -I- 25 м баттерфляй);

плавание с дополнительным сопро­тивлением — 20 х (25 м вольный стиль + + 25 м баттерфляй);

плавание на технику — 15 х (25 м с помощью рук, 25 м с помощью ног, 25 м в общей координации), интервал между отрезками 10 с.

Вечер: (бассейн 25 м):

игра в водное поло 1 — 1,5 ч.

Суммарный объем работы в каждом недельном микроцикле в


октябре — 12—15 ч. Примерно треть этого времени отведено рабо­те на суше (прежде всего по разви­тию силовых качеств и гибкости и спортивным играм), а две трети -работе в воде. При этом пловцы проплывают 20 — 25 км.

В октябре тренировочный про­цесс постепенно интенсифицирует­ся: включаются дополнительные за­нятия, несколько возрастает интен­сивность работы и ее объем в од­ном занятии. Однако наиболее нап­ряженная работа приходится на но­ябрь—декабрь. Количество занятий в недельном микроцикле увеличи­вается до 12, возрастает интенсив­ность и объем работы в одном заня­тии.

В микроциклах с наибольшей нагрузкой общий объем работы в течение недели достигает 28 — 32 ч. При этом объем работы на суше, направленной в первую очередь на развитие силовых качеств и гиб­кости, обычно колеблется от б до 8 ч (около 25 %), объем плавания у спринтеров составляет 60 — 75 км, у специализирующихся на средних дистанциях — 75 — 85 км, а у стайе­ров — 95—100 км. Женщины обычно выполняют около 85 — 95 %


ГЛАВА 1 6


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.