Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и состав основных средств (ОС) на предприятии



Основной и оборотный капитал создают имущественный комплекс торгового предприятия, необходимый для осуществления финансо­во-хозяйственной деятельности.

Основной капитал — это финансовые средства, инвестируемые в приобретение и создание средств труда, материализующиеся в различные основные фонды и нематериальные активы.

Основные фонды — это средства труда, которые, сохраняя свою на­турально-вещественную форму, многократно участвуют в произ­водственно-торговом процессе и постепенно переносят свою стои­мость на реализуемые товары и услуги.

Основные средства — это основные фонды предприятия, выражен­ные в денежной форме. Основные средства торговых предприятий выполняют следующие функции:

· непосредственно участвуют в торгово-технологическом процес­се (рабочие и силовые машины, оборудование, инструмент);

· создают условия для осуществления торгового процесса (зе­мельный участок под зданием и автомобильной парковкой, теп­лосети, электросети и т. п.);

· обеспечивают хранение, перемещение товаров и информации (транспортные средства, хозяйственный инвентарь, электронно­вычислительная техника).

Основные средства торговых предприятий по своему составу, вы­полняемым функциям и способу участия в торгово-технологиче­ском процессе весьма разнообразны.

В связи с этим для их экономического анализа, учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетности, проведения инвестицион­ной политики основные средства можно классифицировать по раз­личным признакам (рис. 7.1).

 

Критерии классификации Виды основных средств
По составу Недвижимая часть (недвижимость)
Движимая часть
По функциональному назначению Здания
Сооружения
Передаточные устройства
Машины и оборудование
Измерительные приборы
Вычислительная техника
Инструменты
Производственный и хозяйственный инвентарь
Транспортные средства и другие виды
По способу участия в торгово­технологическом процессе Активная часть
Пассивная часть
По материально-вещественной форме Материальные средства труда
Нематериальные средства труда
По роли в торгово-технологическом процессе Производственные
Непроизводственные
По степени использования Эксплуатируемые
На реконструкции
На модернизации
На консервации
На ремонте
По юридическому оформлению прав Собственные
В хозяйственном ведении
В оперативном управлении
В безвозмездном пользовании
Арендованные
По форме собственности Частные
Государственные (муниципальные)
• Рис. 7.1. Классификация основных средств торгового предприятия

По составу основные средства подразделяются на недвижимую и движимую части. К недвижимой относятся участки земли в собст­венности предприятия, а также находящиеся на этой земле здания и сооружения. Права собственности, хозяйственного ведения, опера­тивного управления на недвижимость подлежат регистрации в еди­ном государственном реестре.

Вся остальная составляющая основных средств относится к движи­мой части.

По функциональному назначению основные средства подразделя­ют на следующие группы:

• здания — архитектурно-строительные объекты торгово-производ­ственного, служебного назначения (магазины, павильоны и т. д.);

• сооружения (передаточные устройства) — инженерно-строитель­ные объекты, эстакады, автостоянки, железнодорожные пути, элек­тросети, теплосети, телефонные сети и т. п.;

• рабочие и силовые машины, оборудование, тепловое, холодиль­ное, механическое, подъемно-транспортное, фасовочно-упако­вочное оборудование и т. п.;

• измерительные и регулирующие приборы и устройства — кон­трольно-кассовые аппараты, весоизмерительные приборы, лабо­раторное оборудование (приборы для различных измерений, ре­гулирования производственного процесса, испытаний качества товаров) и т. п.;

• вычислительная техника — компьютеры и другая вычислитель­ная техника;

• транспортные средства — автотранспорт, транспортеры, вагоны- рестораны и другие средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов;

• инструменты — механизированные и немеханизированные ору­дия ручного труда (тележки, штабелеры и т. п.);

• производственный, хозяйственный инвентарь и принадлежно­сти — рабочие столы, прилавки, емкости для хранения жидких и сыпучих товаров, сейфы, стеллажи и т. п.;

• многолетние насаждения;

• внутрихозяйственные дороги;

• прочие подобные объекты.

Под объектом основных средств понимается объект со всеми при­способлениями и принадлежностями, предназначенный для выпол­нения отдельных самостоятельных функций. Именно объект основ­ных средств принимается торговым предприятием к учету, а его стоимость является исходной базой для начисления амортизации.

В зависимости от способа участия в торгово-технологическом про­цессе различают активную и пассивную части основных средств.

Активные основные средства непосредственно воздействуют на то­вар, участвуют в процессе товародвижения и определяют уровень производительности труда работников. К ним в натурально-ве­щественной форме относятся машины, торгово-технологическое, подъемно-транспортное, холодильное оборудование, транспортные средства и т. д.

К пассивным основным средствам относятся те из них, которые соз­дают необходимые условия для процесса труда и обслуживания по­купателей: здания, сооружения, передаточные устройства и т. д.

Соотношение между активной и пассивной частями основных средств зависит от особенностей торгово-технологического про­цесса конкретного торгового предприятия: является ли оно опто­вым или розничным предприятием, какую ассортиментную матрицу предлагает покупателям, какие формы обслуживания использует и т. п.

В целом для предприятий торговли характерна высокая доля пас­сивной части основных средств. Это связано с необходимостью не только соблюдения технологических условий по безопасному функционированию активных основных средств, но и создания комфортных условий по обслуживанию покупателей, предоставле­нию им дополнительных сервисных услуг непосредственно в торго­вых залах предприятия.

В зависимости от материально-вещественной формы основные средства подразделяются на материальные в виде конкретных средств труда (здания, оборудование, транспортные средства и т. п.) и нема­териальные, не имеющие материально-вещественной формы.

К нематериальным средствам (активам), используемым в хозяйст­венной деятельности предприятия в течение длительного времени (свыше одного года), приносящим доход и надлежащим образом оформленным, относятся:

• результаты интеллектуальной собственности или исключитель­ные права на них (патенты, авторские права, товарные знаки, марки, фирменное наименование и т. д.);

• организационные расходы, связанные с образованием предпри­ятия, если они признаны в соответствии с его учредительными документами, вкладом учредителей (участников) в уставной (складочный) капитал;

• деловая репутация предприятия (гудвилл), то есть преимущест­ва, которые получает покупатель при приобретении действую­щей компании по сравнению с созданием новой фирмы. Эти пре­имущества могут быть связаны с наличием широкого круга по­стоянных покупателей, высококвалифицированной управлен­ческой команды, хорошо организованной системы снабжения и деловых связей, благоприятных кредитных условий, выгод­ным местоположением и т. д., что является крайне актуальным для торговой сферы.

В зависимости от роли в торгово-технологическом процессе ос­новные средства подразделяются на производственные и непроиз­водственные.

К производственным относятся средства труда, непосредственно участвующие в торгово-технологическом процессе по доведению товара до потребителя, создающие условия для его качественного обслуживания и получения дохода торговым предприятием (зда­ния, оборудование, оргтехника и т. д.)

Непроизводственные средства — это средства, напрямую не участ­вующие в торговом процессе, не приносящие постоянный доход предприятию, но удовлетворяющие социальные, культурно-быто­вые потребности работников, обеспечивающие нормальные усло­вия их труда и отдыха (детские сады, спортивные сооружения и т. п., находящиеся на балансе торгового предприятия).

Основные средства предприятий торговли в настоящее время прак­тически полностью состоят из производственных фондов.

В зависимости от конкретного использования основные средства подразделяются на эксплуатируемые, находящиеся в запасе, ремон­те, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модерни­зации и частичной ликвидации, на консервации и т. п.

В зависимости от имеющихся у предприятия юридических прав на основные средства, последние подразделяются на принадлежащие ему на праве собственности, находящиеся у него в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в арен­ду, переданные в безвозмездное управление), полученные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.

В зависимости от формы собственности основные средства под­разделяются на частные, государственные (муниципальные). В на­стоящее время в торговле преобладает частная форма собственно­сти.

В целом, несмотря на видовое разнообразие, для всех основных средств характерны следующие качественные признаки:

• они многократно участвуют в торгово-технологическом про­цессе;

• переносят свою стоимость на издержки торгового предприятия, увеличивая цену реализуемого товара;

• возмещаются по мере износа на протяжении многих торгово­технологических циклов;

• не меняют своей натурально-вещественной формы.

Помимо этих качественных критериев, существуют дополнитель­ные характеристики. Так, основные средства должны:

• использоваться торговым предприятием в течение длительного времени, то есть срок полезного использования превышает один календарный год (12 месяцев) или обычный операционный цикл, если он более 12 месяцев;

• сохранять способность приносить торговому предприятию эко­номические выгоды (доход) в будущем.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.