Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные направления анализа прибыли торгового предприятия



Анализ прибыли проводится с целью выявления и оценки достиг­нутых финансовых результатов, определения факторов, их обусло­вивших, тенденций развития, резервов дальнейшего увеличения массы прибыли и уровня рентабельности хозяйственной деятельно­сти торгового предприятия.

Формы анализа многообразны. Это обусловлено объектом исследо­вания, пользователями, масштабами деятельности предприятия, пе­риодом проведения анализа.

В зависимости от масштабов деятельности анализ прибыли может проводиться по предприятию в целом, по его структурным подразде­лениям либо по отдельным коммерческим сделкам или товарам, то­варным группам при наличии информации об их издержкоемкости.

Анализ прибыли производится в следующей последовательности:

• анализ выполнения плана, динамики прибыли и рентабельности;

• анализ факторов, влияющих на прибыль и рентабельность;

• анализ распределения и использования прибыли.

Первое направление анализа, как правило, производится методом сравнения. При этом целесообразно производить анализ динамики показателя прибыли в сравнении с динамикой развития товарообо­рота, издержек обращения и валового дохода. Это позволит провес­ти экспресс-анализ рентабельности и факторов, определяющих раз­витие прибыли.

Более конкретное представление о количественном влиянии на прибыль показателей, ее формирующих, дает факторный анализ прибыли.

Сумма прибыли зависит от объема товарооборота, то есть физиче­ской массы реализованных товаров, и фактора цен, среднего уровня валового дохода и издержек обращения, прочих доходов и расходов. При этом прибыль изменяется в том же направлении, что и товаро­оборот, валовой доход, прочие доходы, и в направлении, обратном изменению издержек обращения, прочих расходов и налога на при­быль.

Влияние товарооборота на сумму прибыли рассчитывается путем умножения суммы отклонения товарооборота отчетного года (Т1) от товарооборота прошлого года (Т0) на базисный уровень рента­бельности по прибыли от реализации товаров (Р0).

В условиях инфляции влияние объема товарооборота может быть выражено через влияние ценового фактора и физического объема реализации товаров. Для этого необходимо определить товарооборот в сопоставимых ценах 1соп), то есть пересчитать объем товарооборота отчетного года в ценах прошлого года. Тогда влияние ценового факто­ра на показатель прибыли рассчитывается умножением изменения то­варооборота за счет цен на базисный уровень рентабельности.

Для определения влияния физического объема реализации на при­быль необходимо отклонение товарооборота отчетного года в со­поставимых ценах от базисного товарооборота умножить на базис­ный уровень рентабельности.

Влияние изменения среднего уровня валового дохода определяется умножением товарооборота отчетного года на отклонение уровня валового дохода отчетного года от базисного.

Влияние на прибыль прочих доходов и прочих расходов, а также суммы налога на прибыль рассчитываются как разница между эти­ми величинами в отчетном и базисном году.

 

Система этой связи, полу­чившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и при­были» (метод CVP), позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров. С помощью дан­ной системы можно определить:

• точку безубыточности реализации товаров или порог рентабель­ности, ниже которого реализация товаров не покрывает затраты и является убыточной;

• запас финансовой прочности торгового предприятия, то есть размер возможного снижения объема товарооборота, который позволяет предприятию оставаться в зоне прибыльности.

Для достижения точки безубы­точности (ТБУ) предприятие должно обеспечить такой объем това­рооборота тg), получивший название критического товарооборота, при котором сумма валового дохода только покрывает постоянные и переменные издержки обращения, но не обеспечивает получения прибыли.

При этом запас финансовой прочности (ЗФП) представляет собой разницу между фактическим (либо пла­новым) объемом товарооборота (Т) и товарооборотом, обеспечи­вающим достижение точки безубыточности.

Увеличение показателя запаса финансовой прочности свидетельст­вует, что розничный товарооборот все дальше отстоит от точки без­убыточности — значит, деятельность предприятия становится все более прибыльной. Механизм воз­действия на сумму и уровень прибыли изменения соотношения по­стоянных и переменных издержек обращения получил название операционного левериджа. рост товарооборота сопровождается пропор­ционально меньшим увеличением издержек обращения вследствие относительной независимости постоянных затрат от динамики роз­ничного товарооборота. В этом и проявляется воздействие операци­онного левериджа на прибыль, Сила его воздействия измеряется отношением маржинального дохода (мар­жинальной прибыли) к прибыли от реализации товаров.

При анализе финансово-хозяйственной деятельности использует­ся также и такой показатель, как уровень операционного рычага, отражающий соотношение темпов прироста маржинального дохо­да и прибыли и показывающий, на сколько процентов изменится маржинальный доход предприятия при изменении при­были от реализации товаров на 1 %.

 

  1. Рентабельность торгового предприятия – экономическое содержание и показатели измерения. Их экономическая интерпретация.

Анализ массы полученной прибыли должен быть дополнен оценкой рентабельности реализации товаров. Рентабельность зависит от объема товарооборота, прибыли и формирующих ее элементов: валового дохода и издержек обращения.

Для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия используются показатели прибыли в абсолютном денежном выра­жении, а также учитываются относительные показатели, называе­мые рентабельностью. Следует различать показатели рентабельно­сти затратного и рентабельности ресурсного типа.

Рента­бель­ность за­тратного типа:
Рентабельность реализации товаров. Показывает прибыль в расчете на 1 руб. розничного товарооборота, хар-т эфф-ть основного вида деятельности, т.е. реализации товаров.

Рент-ть хоз. деят-ти. Показывает прибыль от реализации товаров и прочей деятельности в расчете на 1 руб.товарооборота. =Валовая приб./розничн.тов-т. Харак-т эфф-ть деят-ти по реализации товаров и проч.операций в целом.
Рент-ть текущ-х затрат. Показывает прибыль, полученную на 1 руб.тек-х затрат по реализации товаров. =прибыль от реализации/издержки обращения. Хар-т эфф-ть затрат на реализацию товаров.
Рент-ть совок-х текущ-х затрат. Показывает прибыль, полученную на 1 руб.тек-х затрат на закупку и реализацию товаров. Хар-т эфф-ть затрат на закупку и реализацию товаров.
Рент-ть ресурсного типа:
Рент-ть активов. Показывает прибыль в расчете на 1 руб активов. =Валовая прибыль/среднегодовая стоимость активов. Хар-т эфф-ть всей фин-хоз.деят-ти.

Рент-ть затрат на содержание труд.ресурсов. Показывает прибыль в расчете на 1 руб расходов на оплату труда. =Валовая прибыль/ расходы на оплату труда. . Хар-т эфф-ть использования труд.ресурсов и затрат на их содержание.

Рент-ть финн.ресурсов в форме оборотных средств. Показывает прибыль в расчете на 1 руб оборотных средств. =Валовая.приб./среднегод.сто-ть оборотных средств. Хар-т эфф-ть использования финн.ресурсов, вложенных в оборотные средства.
Рент-ть собственного капитала. Показывает прибыль в расчете на 1 руб собственного капитала.. =Чист.приб./среднегод.величина собственного капитала. Хар-т эфф-ть использования собственного капитала.

 

  1. Расчёт влияния факторов, влияющих на прибыль предприятия

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы, влияющие на её получение (увеличение), делят на две основные группы:

  • Внутренние факторы — факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
  • Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние факторы увеличения прибыли предприятия:

  • уровень хозяйствования;
  • компетентность руководства и менеджеров;
  • конкурентоспособность продукции;
  • уровень организации производства и труда и др.;
  • производительность труда;
  • состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внутренние факторы делятся на:

  • производственные — характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;
  • внепроизводственные — связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Производственные факторы подразделяются на:

  • экстенсивные
  • интенсивные

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:

  • повышение производительности оборудования и его качества;
  • использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • повышение квалификации и производительности труда персонала;
  • снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
  • совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.