Оптовая торговля охватывает по существу всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления.
Оптовая торговля — это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках.
Основными задачами оптовой торговли являются:
маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;
размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;
своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;
организация хранения товарных запасов;
организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;
обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;
обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);
организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;
широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями;
снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.
ИЛИ
Оптовая торговля – это все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг тем субъектам рынка, которые перепродают их или используют в корпоративных целях.
Оптовые организации (или дистрибьюторы) во многом отличаются от розничных. Во-первых, оптовики в меньшей степени занимаются продвижением товаров, атмосфера и местоположение их предприятий имеют не столь важное значение, поскольку они работают с предприятиями, а не с конечными пользователями продукта. Во-вторых, объем оптовых сделок, как правило, значительно больше, а их количество меньше, чем в розничной торговле. В-третьих, государство по-разному подходит к регулированию оптовой и розничной торговли, что находит отражение в законодательстве и налогах.
Зачем вообще нужны оптовые продавцы? Неужели производители не могут обойтись без них, напрямую поставляя товары магазинам или конечным потребителям? Ответ прост: посредники необходимы, если они выполняют одну или несколько из следующих функций более эффективно, чем другие посредники:
1. Продажа и продвижение. Оптовики облегчают производителям (и делают это с меньшими затратами) доступ к большому числу корпоративных покупателей. У оптовых продавцов обширные связи; порой покупатели доверяют им больше, чем территориально отдаленным производителям.
2. Закупки и формирование ассортимента. Оптовые организации производят отбор товара, предлагая своим клиентам именно те товары, в которых они нуждаются в наибольшей степени. Тем самым оптовики избавляют розничных продавцов от лишней работы.
3. Разделение грузовых партий на более мелкие.Оптовые компании помогают корпоративным покупателям экономить средства, разделяя грузовые партии (вагоны, контейнеры) приобретенных товаров на более мелкие.
4. Складирование. Дистрибьюторы сами занимаются хранением товара, сокращая таким образом затраты и риски поставщиков и покупателей.
5. Транспортировка.Оптовики быстрее доставляют товары покупателям, потому что находятся к ним ближе, чем компания-производитель.
6. Финансирование.Дистрибьюторы осуществляют финансирование клиентов, предоставляя им кредиты и самостоятельно оплачивая большие партии товаров.
7. Принятие риска. Оптовые организации принимают на себя часть риска, получая право собственности на товар и принимая на себя потери, связанные с воровством, повреждениями, порчей и старением товаров.
8. Маркетинговая информация. Оптовые компании предоставляют производителям и покупателям информацию о деятельности фирм-конкурентов, о новых товарах, изменении цен и т. п.
9. Консультационные услуги. Оптовик нередко помогает розничным продавцам совершенствовать их деятельность, обучая персонал, принимая участие в разработке планировки магазинов и оформлении витрин, устанавливая новые системы учета и управления запасами. Они могут также оказывать помощь и промышленным покупателям, предоставляя им услуги по обучению персонала и техническому обслуживанию поставляемого оборудования.[1]
21. Оптовый товарооборот. Понятие, виды, значение и содержание.
В результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Основным субъектом рынка промежуточных продавцов является оптовая торговля. Оптовая торговля включает любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
Таким образом, основное назначение оптовой торговли состоит в организации рационального бесперебойного товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.
Главным количественным показателем, позволяющим оценить объем работы оптовой торговли, является оптовый товарооборот (ОТ).
Оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне для перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи).
Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, — наличие счета-фактуры на отгрузку товара.
ОТ классифицируется по следующим основным признакам:
1)По назначению:
· Продажа товаров розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а также на экспорт;
· Межгосударственный (межреспубликанский) отпуск (продажа товаров за пределы республики, другим суверенным государствам на основе межправительственных соглашений);
· Внутрисистемный отпуск (продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому).
2)По формам организации товарного движения:
· Складская (продажа товаров оптовым покупателям непосредственно со складов);
· Транзитная с участием в расчетах - продажа товаров со складов промышленного предприятия непосредственно потребителю, минуя склады оптовой базы. При этом расчет с грузоотправителем осуществляет база, так как выписывается счет-фактура на партию отгруженных товаров на имя оптовой базы, последняя в свою очередь выписывает накладную или счет на имя покупателя с включением в сумму счета оптовой надбавки, определяемой по соглашению сторон, для того, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.
· Оптовая торговля с участием в расчетах – сумма транзитного и складского с участием в расчетах оборотом. Все показатели оценки работы оптовой торговли исчисляются к оптовому товарообороту с участием в расчетах.
Планирование оптового товарооборота и взаимосвязь элементов его баланса.
Планирование оптового товарооборота по товарам народного потребления направлено на обеспечение потребности розничных торговых предприятий в этих товарах и бесперебойное снабжение внерыночных потребителей изделиями номенклатуры оптового предприятия. В ходе планирования ставятся задачи рационализации товародвижения и повышения эффективности товарного обращения. Непременным условием разработки обоснованных планов оптового товарооборота служит его анализ за предплановый период. В ходе анализа оцениваются деятельность оптовой торговли по организации товародвижения и обеспечению розничной сети, а также других покупателей, выявляются резервы ускорения оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, и улучшения финансовых результатов хозяйственной деятельности оптового предприятия.
Основными задачами анализа товарооборота торгового предприятия являются:
• оценка выполнения плана (при наличии такового) и ритмичности его выполнения в отчетном периоде;
• изучение объема товарооборота в динамике (то есть за ряд лет);
• изучение структурных сдвигов в товарообороте;
• определение и количественное измерение влияния отдельных факторов на объем товарооборота;
• изучение сезонных колебаний в товарообороте по кварталам и месяцам;
• выявление и использование внутренних резервов развития товарооборота.
Анализ товарооборота следует начинать с оценки выполнения плана. При оценке отдельных показателей розничного и оптового товарооборота имеются существенные различия. Если перевыполнение плана розничного товарооборота всегда оценивается положительно, то в оптовой реализации оно считается положительным лишь в случае, когда способствует увеличению продажи товаров номенклатуры оптовой базы розничными предприятиями и более полному удовлетворению потребности внерыночных потребителей.
(или)
Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет
планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы
является постоянно обновляемый документ — бизнес-план предприятия.
В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные
величины основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек
и т.п. Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле
одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и
розницы в сфере обращения.
Показатель оптового товарооборота — важнейший среди планируемых
предприятием в бизнес-плане. От него зависят все остальные — доходы,
издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.
В то же время прогнозируемый объем продаж является результирующим
показателем, который отражает различные аспекты деятельности предприятия —
стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.
Прогнозирование – это управленческий инструмент для планирования и
разработки политики принятия решения.
Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и
обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной
экономики.
Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний
экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа,
обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.
На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом
периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое
предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важнейшие факторы и с
их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.
При прогнозировании применяются различные методы – экономико-