В состав розничного товарооборота может быть включена продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Включается в оборот розничной торговли в полном объеме стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой.
В состав товарооборота розничной торговли включает:
1. стоимость проданных населению потребительских товаров:
a) за наличный расчет;
б) по кредитным карточкам;
в) по расчетным чекам банков;
г) по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);
2. стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
3. стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
4. стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;
5. стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры, и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
6. полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и тому подобное);
7. стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
8. стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
9. стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот розничной торговли:
стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Также не включается в оборот розничной торговли:
стоимость спецодежды, выданной своим работникам;
продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и другим);
продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и другие).
Закономерности развития розничного товарооборота.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
Закономерности развития:
постоянный рост объёма розн т/о на душу населения,
совершенствование структура розничного т/о,
совершенствование внутригрупповой структура розн т/о
Вопрос 10
Планирование розничного товарооборота торгового предприятия. Этапы планирования, основные методы планирования.
Планирование розничного товарооборота торгового предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет определенные расходы, которые в практике экономического анализа принято подразделять на:
Постоянные затраты, сумма которых остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий, помещений, сооружений, коммунальные расходы и т.д.). Для покрытия этих расходов предприятие должно осуществлять торговую деятельность, т.е. осуществлять реализацию товаров;
Переменные расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией.
Этапы планирования.
Планирование товарооборота можно осуществить двумя этапами. Первый этап включает: - планирование товарооборота предприятия; - планирование оборота по реализации продукции собственного производства; - планирование оборота по реализации продукции покупных товаров; - распределение плана товарооборота по кварталам, месяцам.
Второй этап включает: - планирование оборота по реализации продукции собственного производства; - планирование оборота по реализации покупных товаров; - расчет плана товарооборота в целом как суммы реализации продукции собственного производства и покупных товаров; - распределение плана товарооборота по кварталам, месяцам.
Основные методы планирования.
При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:
- опытно-статистический;
- экономико-статистический;
- экономико-математического моделирования
Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем розничного товарооборота исходя из сопоставимого товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году.
Экономико-статистический метод основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.
При планировании общего объема товарооборота розничного предприятия могут использоваться различные экономико-математические модели.
11 и 12 вопросы искал в интернете, так что пишите то, что считаете нужным, а не всё подряд (с разных источников накидал текст)
Вопрос 11: Основные ограничители при планировании розничного товарооборота
Анализ, планирование и прогнозирование розничного товарооборота. Основные ограничители при планировании объёмов товарооборота.
Анализ товарооборота начинают с определения объёма товарооборота за определённый период. Чтобы выявить закономерности в развитии товарооборота, рассчитывается его динамика в текущих и сопоставимых ценах.
При анализе динамики товарооборота используют систему индексов:
- Индекс физического объёма товарооборота – характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Формула расчёта: цена товара в базисном периоде умноженная на количество товара, реализованного в отчётном периоде разделить на цену товара в базисном периоде умноженную на количество товара, реализованного в базисном периоде:
- Индекс товарооборота в текущих ценах – отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период и рассчитывается: цена товара в отчётном периоде умноженная на количество товара, реализованного в отчётном периоде разделить на цену товара отчётного периода умноженную на количество товара, реализованного в базисном периоде:
- Индекс цен – показывает изменение совокупной стоимости определённого количества товаров в течение рассматриваемого периода и рассчитывается отношением цены в отчётном периоде к цене в базовом периоде (%).
Важнейший раздел плана товарооборота – план товарных запасов. Как видно из баланса товарооборота, объем реализации зависит от величин товарных запасов на начало и конец периода. Остатки товаров на начало планируемого периода – это фактические или ожидаемые остатки на конец отчётного периода. Для планирования остатков товаров на конец планируемого периода могут использоваться различные методы – нормативные, экономико-статистические и т.д. Норма товарного запаса – это расчётное время нахождения товарного запаса в форме торгового запаса, страхового запаса, запаса в пути, запаса на приёмку и подготовку к продаже.
Норматив товарных запасов рассчитывается как произведение нормы товарного запаса и среднедневного оборота. Торговый запас, в свою очередь, состоит из двух частей. Первая часть - рабочий запас - предназначена для обеспечения продажи в течение рабочего дня и демонстрации торгового ассортимента покупателям. Вторая часть торгового запаса – запас пополнения – обеспечивает бесперебойную продажу товара до его очередного завоза.
Страховой (гарантийный) запас, как правило, устанавливается в зависимости от торгового запаса, дифференцированно по каждой группе товаров и предназначен для сглаживания резких колебаний спроса.
Нормы запасов в пути, а также на приёмку и подготовку товаров к продаже устанавливаются на основе сложившихся уровней и резервов их снижения. В итоге норма товарного запаса рассчитывается как сумма норм перечисленных выше элементов.
Прогнозирование товарооборота – сложная задача. Это вызвано тем, что на величину товарооборота оказывают следующие факторы: размер торговой надбавки; амплитуда колебаний спроса; активность конкурентов и др.
В общем виде задача состоит в нахождении функциональной зависимости вида:
товарооборота равен фактор, влияющий на товарооборот умножить на общее количество рассматриваемых факторов: Т = F(х1, х2,…хN). Подобный анализ позволяет выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на величину товарооборота. Наиболее распространённым методом прогнозирования товарооборота является метод скользящей средней. Данный метод учитывает только тенденцию изменения товарооборота и не учитывает степень и характер влияния различных факторов, поэтому его можно использовать только для ориентировочной оценки или, для прогнозирования товарооборота по товарам стабильного спроса. Планирование и управление товарными запасами осуществляются с помощью критериев оптимальности - минимизации совокупных расходов по завозу и хранению товаров.