Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ объёма и структуры товарооборота



Основными задачами анализа товарооборота торгового предпри­ятия являются:

• оценка выполнения плана (при наличии такового) и ритмично­сти его выполнения в отчётном периоде;

• изучение объёма товарооборота в динамике (то есть за ряд лет);

• изучение структурных сдвигов в товарообороте;

• определение и количественное измерение влияния отдельных факторов на объем товарооборота;

• изучение сезонных колебаний в товарообороте по кварталам и месяцам;

• выявление и использование внутренних резервов развития това­рооборота.

Анализ товарооборота следует начинать с оценки выполнения пла­на. При этом определяется сумма перевыполнения (недовыполне­ния) и процент его выполнения:

X П(Н) = Тф - Tn,

где П(Н) — сумма перевыполнения (недовыполнения) плана то­варооборота, руб.; Тф — фактический объем товарооборота, руб.; Tn — плановый объем товарооборота, руб.

Т

Т% = — X 100,

%Т

n

где Т% — процент выполнения плана товарооборота.

Анализ равномерности выполнения плана товарооборота за отдель­ные периоды времени осуществляется с помощью расчёта коэффи­циента равномерности:

Р = 100 — V,

где Р — коэффициент равномерности выполнения плана товарообо­рота, %; V — коэффициент вариации выполнения плана товарообо­рота по отдельным периодам, %.

где sx — среднеквадратическое отклонение выполнения плана то­варооборота по отдельным периодам, %; X — средний процент вы­полнения плана товарооборота.

E(xi- x )2

V n

где x{ — процент выполнения плана товарооборота за i-й период. Для расчёта коэффициента равномерности выполнения плана това­рооборота составляется разработочная таблица.

Таблица 3.1. Исходные данные для расчёта коэффициента равномерности выполнения плана товарооборота торгового предприятия по месяцам года
Месяцы Объем товарооборота, тыс. руб. (х,- X) (х,- X )2
  план фактический % выполнения!х,)    
Январь 102,5 -0,5 0,25
Февраль 100,5 -2,5 6,25
Март 100,7 -2,3 5,29
Апрель 100,9 -2,1 4,41
Май 101,9 - 1,1 1,21
Июнь 99,2 - 3,8 14,44
Июль 102,4 - 0,6 0,36
Август 108,4 5,4 29,16
Сентябрь 105,3 2,3 5,29
Октябрь 103,8 0,8 0,64
Ноябрь 105,4 2,4 5,76
Декабрь 105,5 2,5 6,25
Год, X 70 000 72 115 103,0 - 79,31

 

Из данных табл. 3.1 имеем:

s■ =i71r=26%‘[1]X100=2'5%.

Полученный коэффициент равномерности 97,5 % (100,0 - 2,5) сви­детельствует, что в данном случае план товарооборота по месяцам выполнялся достаточно равномерно.

В процессе анализа динамики товарооборота определяются:

• сумма увеличения (уменьшения) объёма товарооборота в отчётном году по сравнению с прошлым годом:

[1] = %- X 100,

X

Е УВ(УМ) = -! - Т0,

где Е УВ(УМ) — сумма увеличения (уменьшения) товарооборо­та, руб.; — — объем товарооборота в отчётном году, руб.; Т0 — объем товарооборота в прошлом году, руб.;

• темп роста (уменьшения) объёма товарооборота в отчётном году по сравнению с прошлым годом:

Т1

%Р(У) = _L x 100,

т0

где %Р(У) — темп роста (уменьшения) объёма товарооборота, %; — — объем товарооборота в отчётном году, руб.; Т0 — объем това­рооборота в прошлом году, руб.;

• темп прироста (уменьшения) объёма товарооборота в отчётном году по сравнению с прошлым годом:

Т1

А = _L x 100 - 100,

Т - 0

где А — темп прироста (уменьшения) объёма товарооборо­та, %.

При анализе объёма товарооборота в динамике за ряд лет следует рассчитать цепные (в % к предыдущему году) и базисные (в % к первому году в ряду динамики) темпы роста или снижения.

Таблица 3.2. Анализ динамики объема товарооборота торгового предприятия
Годы Объем товарооборота, тыс. руб. Темпы роста, %
цепные базисные
t +1 46 432,0 100,0 100,0
t + 2 52 341,0 112,7 112,7
t + 3 57 786,0 110,4 124,5
прошлый год 64 217,0 111,1 138,3
отчетный год 72 115,0 112,3 155,3

 

Из данных табл. 3.2 видно, что за анализируемый период объем то­варооборота торгового предприятия увеличился на 25 863 тыс. руб., или на 55,3 %. Наблюдается чёткая тенденция ежегодного увеличе­ния объёма товарооборота. Так, в отчётном году по сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился на 12,3 %.

Среднегодовой темп изменения объёма товарооборота рассчитыва­ется по средней геометрической:


 

где Р — среднегодовой темп изменения объёма товарооборота, %; Тп — объем товарооборота отчётного года, руб.; Т1 — объем товаро­оборота в первом году ряда динамики, руб.; п — количество лет в ряду динамики.

В анализируемом предприятии среднегодовой темп роста объёма товарооборота составил 11,6 %.


 

В условиях инфляции темпы изменения объёма товарооборота сле­дует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах.

Пересчёт объёма товарооборота отчётного года в сопоставимые це­ны прошлого года производится по формуле:

где Тсц — товарооборот отчётного года в сопоставимых ценах прош­лого года, руб.; Т — товарооборот отчётного года в фактических це­нах, руб.; J4 — индекс цен.

Анализ товарооборота следует проводить не только в целом по тор­говому предприятию, но и в разрезе структурных подразделений (филиалов, секций), отдельных товарных групп, то есть по ассорти­ментной структуре.

В ходе анализа структуры товарооборота определяется выполнение плана реализации по отделам, секциям, товарным группам, выявля­ется тенденция их оборотов, определяется удельный вес реализа­ции в общем объёме товарооборота, рассчитывается коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте в целом по тор­говому предприятию:

п

где Ксс — коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товаро­обороте, %; f 1 — удельный вес товарооборота i-й товарной группы в общем объёме товарооборота в отчётном году, %; f0 — удельный вес товарооборота i-й товарной группы в общем объёме товарообо­рота в прошлом году, %; п — количество товарных групп.

Таблица 3.3. Анализ структуры товарооборота торгового предприятия
Товарные группы Удельный вес в товарообороте, % (f1 -f0) (f1 - f0 )2
Прошлый год, f“ Отчетный год, f1
Мясо-птица 19,3 19,9 + 0,6 0,36
Рыба 15,4 15,0 -0,4 0,16
Гастрономические товары 12,3 12,9 + 0,6 0,36
Бакалейные товары 8,2 8,8 + 0,6 0,36
Фрукты-овощи 7,2 7,3 + 0,1 0,01
Кондитерские товары 8,3 8,2 -0,1 0,01
Винно-водочные товары 19,2 18,8 -0,4 0,16
Прочие товары 10,1 9,1 - 1,0 1,00
Всего 100,0 100,0 - 2,42

 

На примере данных табл. 3.3 видно, что в отчетном году наиболь­ший удельный вес в товарообороте торгового предприятия занимал оборот по реализации мяса-птицы — 19,9 %, винно-водочных изде­лий — 18,8 %, рыбы — 15 %. В отчетном году по сравнению с прош­лым годом повысился удельный вес реализации прочих товаров — на 1,0 %, мяса-птицы, гастрономических товаров, бакалейных това­ров — на 0,6 %, фруктов-овощей — на 0,2 %, снизился удельный вес оборота рыбы и винно-водочных изделий — на 0,4 %, кондитерских изделий — на 0,2 %. В целом по торговому предприятию существен­ных изменений в структуре товарооборота не произошло, о чем свидетельствует коэффициент абсолютных структурных сдвигов, рав­ный 0,6 %:

 

Планирование общего объема товарооборота предприятия

При планировании общего объема товарооборота торгового пред­приятия могут быть использованы различные методы:

• опытно-статистический;

• экономико-статистический;

• экономико-математического моделирования;

• комплексной увязки основных показателей хозяйственной дея­тельности;

• на основе показателя финансовой прочности;

• на основе оценки эффективности использования ресурсного по­тенциала предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, ког­да еще нет фактических данных о товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому сначала необходимо определить ожидаемый объем товарооборота за предплановый период, под ко­торым следует понимать его наиболее вероятную реально выполни­мую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не менее предусмотренной планом на оставшуюся часть года вели­чины:

Т = Т + Т

Тож 1 ф .9 м. 1 ож .IV ’

где Тож — ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.; Тф gм — фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.; Тож V — ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб.

При этом:

Т >>= Т

1 ож .IV 1 пя .IV >

где Тпё V — плановый объем товарооборота IV квартала отчетного года, руб.

Важное условие при планировании товарооборота — обеспечение сопоставимости его объема в отчетном и планируемом году с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового пред­приятия (открытие, закрытие, ремонт отделов, секций, филиалов, палаток, других структурных подразделений).

Т — т А- к К

1 скр 1 ож + Кув Кум >

где Тскр — скорректированный объем товарооборота отчетного года, руб.; Тож — ожидаемый объем товарооборота отчетного года, руб.; Кув — коррекция на увеличение объема товарооборта (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, в течение которого они не работали в отчетном году, но бу­дут работать в планируемом году, руб.; Кум — коррекция на уменьше­ние объема товарооборота, равного объему товарооборота структур­ных подразделений за период времени, в течение которого они рабо­тали в отчетном году, а в планируемом году работать не будут, руб.

Например, ожидаемый объем товарооборота торгового предпри­ятия составляет за отчетный год 72 115,0 тыс. руб. В отчетном году три последних месяца был закрыт на ремонт павильон со среднеме­сячным оборотом 600 тыс. руб., с 1 июля продан ларек со среднеме­сячным оборотом 300 тыс. руб. Тогда скорректированный объем то­варооборота предприятия оставит:

Tlw = 72 115,0 + 600,0 х 3(Кув)- 300,0 х 6(Кум ) = 72 115,0 тыс. руб.

Опытно-статистический метод планирования позволяет опреде­лить объем товарооборота на будущий год исходя из скорректиро­ванного объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих пла­нируемому году:

= Тар Х%Т

п-г- 100 ,

где Тпг — объем товарооборота на планируемый год, руб.; Тскр — объем скорректированный товарооборота отчетного года, руб.; %Т — среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %.

При условии, что скорректированный объем товарооборота в отчет­ном году составляет 72 115,0 тыс. руб., а среднегодовой темп его роста 111,6 % (см. раздел 3.2), тогда объем товарооборота на плани­руемый год составит:

„ 72 115,0 х 111,6 оп/опо ^

Тпг = ------- 100----- = 80 480,3 тыс. руб.

Одним из методов расчета объема товарооборота торгового пред­приятия является экономико-статистический, основанный на сгла­живании данных о приросте товарооборота за ряд предшествующих планируемому году лет. Рассмотрим пример такого расчета.

Таблица 3.7. Исходные данные для планирования объема товарооборота экономико-статистическим методом (см. табл. 3.2)
Годы Прирост товарооборота
Условные обозначения в % к предыдущему году
n + 1 Ki 10,2
n + 2 К2 12,7
n + 3 Кз 10,4
прошлый год К4 11,1
отчетный год Ks 12,3

 

Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет:

К3 = —-------- ^------- 5 = —----------- г-------- = 11,3 %.

 

Полученный выравненный ряд скользящих средних дает возмож­ность определить среднегодовое изменение прироста объема това­рооборота:

К. - К,

А:

п — 1

где А — среднегодовое изменение прироста объема товарооборо­та, %; Кп — последний показатель в ряду выравненных средних, %; К1 — первый показатель в ряду выравненных средних, %; п — коли­чество выравненных средних.

Имеем:

А = iibiM = 0,1%.

Значения прироста объема товарооборота на планируемый год (К6) определяются продолжением выровненного ряда средних на 2 шага вперед, то есть начиная от прошлого года (К4), через отчетный (К5) — на планируемый год:

К6 = К4 + 2А = 11,1 + 2 X 0,1 = 11,3 %.

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным го­дом объем товарооборота торгового предприятия увеличится на

11, 3 % и составит:

„ 72 115,0 X 111,3 опо/п ^

Тг =------------- 100----------- = 80 264,0 тыс. ру

 

При планировании общего объема товарооборота торгового пред­приятия могут быть широко использованы различные экономико­математические модели.

Товарооборот формируется под совокупным влиянием множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако под воздействием длительно действующих факто­ров развитие товарооборота приобретает в определенной степени инерционный характер. Наличие инерционности дает возмож­ность судить о будущем развитии товарооборота на основе анали­за прошлого, обнаруженных закономерностей прошедшего перио­да. Так выявляется тенденция развития товарооборота, которую можно охарактеризовать как некую функцию времени — тренд. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота ис­пользуется метод аналитического выравнивания (выявления трен­да).

Наиболее важный момент при выравнивании — выбор типа кривой, от которого зависят результаты прогноза объема товарооборота. Са­мым обоснованным следует считать выбор посредством графиче­ского метода анализа.

Рассмотрим динамику объема товарооборота торгового предпри­ятия (рис. 3.1).

Можно предположить, что объем товарооборота торгового пред­приятия развивается по линейной функции

у = a + bt,

где у — объем товарооборота, руб.; t — фактор времени, год; a, b — параметры модели.

Параметры находятся методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:

(Е у = an +bEt

X yt=aXt+bX12

Таблица 3.8. Исходные данные для расчета значений параметров модели
Годы Объем товарооборота, тыс. руб., у Время, год, t yt t2
t +1 46 432,0 46 432,0
t + 2 52 341,0 104 682,0
t + 3 57 786,0 172 758,0
Прошлый год 64 217,0 256 868,0
Отчетный год 72 115,0 360 575,0
п = 5 = 292 891,0 =15 ^yt = 941 315,0 = й

 

Решая систему нормальных уравнений относительно параметров «а» и «b», получаем функцию зависимости объема товарооборота торгового предприятия от фактора времени:

уt = 39 879,2 + 6233,0t.

Полученная модель показывает, что при увеличении фактора вре­мени на один год объем товарооборота торгового предприятия уве­личивается в среднем на 6233,0 тыс. руб.

Чтобы сделать вывод об эффективности полученной модели и о воз­можности ее использования для планирования объема товарооборо­та, необходимо определить средний процент отклонений теоретиче­ских (расчетных) значений товарооборота от фактических, то есть определить среднюю ошибку прогноза. Принято считать, что мо­дель является эффективной и ее можно использовать для планиро­вания, если средняя ошибка прогноза не превышает 5,0 %.

Таблица 3.9. Расчет средней ошибки прогноза объема товарооборота торгового предприятия
Годы Объем товарооборо­та, тыс. руб., у Расчетный объем товарооборота, тыс. руб., yt У - yt |y ^tl х 100 у
t +1 46 432,0 46 112,2 319,8 0,69
t+2 52 341,0 52 345,2 -4,2 0,00
t+3 57 786,0 58 578,2 - 792,2 1,37
Прошлый год 64 217,0 64 811,2 - 594,2 0,92
Отчетный год 72 115,0 71 044,2 1070,8 1,48
п=5 ^У = 292 891,0 ^yt = 292 891,0 - e = 446 =0,89 5

 

В рассматриваемом примере среднее отклонение теоретического объема товарооборота от фактического составляет 0,89 %, что поз­воляет использовать полученную модель для расчета объема това­рооборота на будущий год:

упг = 39 879,2 + 6233,0t = 39 879,2 + 6233,0 х 6 = 77 277,2 тыс. руб. Для планирования объема товарооборота может быть использована авторегрессионная модель вида:

у = a + bx + ct,

где у — объем товарооборота торгового предприятия, руб.; x — объ­ем товарооборота торгового предприятия в предшествующем году, руб.; t — фактор времени, год; a, b, с — параметры модели.

Возможность использования данной модели для планирования объема товарооборота объясняется следующим.

Основными факторами, влияющими на объем товарооборота, явля­ются платежеспособный спрос населения и товарные ресурсы. Объ­ем товарооборота предшествующего года в некоторой степени отра­жает реальное соотношение между спросом и предложением товаров

и, с учетом инерционности торговли, является показателем, опреде­ляющим это соотношение в будущем периоде. Фактор времени в данном случае отражает влияние на объем товарооборота осталь­ных неучтенных факторов.

 

Годы Объем товаро­оборота, млн руб., У Объем товаро­оборота предшеству­ющего года, млн руб., X Время, год, t ух х2 yt xt t2 Теорети­ ческий (расчет­ ный) товаро­ оборот, млн руб., у» У-у» ^хЮО У
t + 2 52,341 46,432 2430,297 2155,931 52,431 46,432 51,832 0,509 0,97
t+ 1 57,786 52,341 3024,577 2739,580 115,572 104,682 58,449 - 0,663 1,14
Прош­ лый год 64,217 57,786 3710,844 3339,222 192,651 173,358 64,416 -0,199 0,31
Отчет­ ный год 72,115 64,217 4631,009 4123,823 288,460 256,868 71,765 0,350 0,49
п = 4 2>= = 246,459 ^]х= 220,776 О II й 2>= = 13 796,727 2х- = 12 358,556 = 649,024 = 581,340 О СО II й   - 2.91 е =------ = 0,73

 

Данные для расчета параметров авторегрессионной модели пред­ставлены в табл. 3.10.

Авторегрессионная модель имеет вид: у * = -11,599+ 1,402* - 1,6671.

Из полученной модели следует, что при увеличении объема товаро­оборота торгового предприятия в предшествующем году на 1 млн руб., объем товарооборота следующего года увеличится на 1,402 млн руб., а при увеличении фактора времени на 1 год он уменьшается в сред­нем на 1,667 млн руб. Средний процент отклонений теоретических данных от фактических составляет 0,73 %, что позволяет использо­вать полученную модель для планирования объема товарооборота торгового предприятия на будущий год:

у* =-11,599+1,402* - 1,6671 = -11,599+ 1,402 х 72,115 - 1,667 х 5 =

=81,17 млн руб.

Результаты расчета планового объема товарооборота различными методами представлены в табл. 3.11.

Таблица 3.11. Объем товарооборота торгового предприятия на планируемый год
Метод Объем товарооборота на планируемый год, тыс. руб. Планируемый год в % к отчетному году
1. Опытно-статистический 80 480,3 111,6
2. Экономико-статистический 80 246,0 111,3
3. Трендовая модель 77 277,2 107,2
4. Авторегрессионная модель 81 171,0 112,6

 

Третий вариант расчета объема товарооборота является пессими­стическим, а четвертый — оптимистическим. Выбор наилучшего ва­рианта можно произвести исходя из ряда критериев, например:

• плановый объем товарооборота должен соответствовать основ­ной тенденции развития товарооборота за ряд предшествующих лет;

• плановый объем товарооборота должен быть реально выполним;

• плановый объем товарооборота должен обеспечивать предпря- тию повышение эффективности финансово-хозяйственной дея­тельности.

Предположим, что среднегодовой темп роста объема товарооборота торгового предприятия за последние 5 лет составлял 111,6 % (см. 3.2). Этому критерию отвечает I вариант рассчитанного планового объе­ма товарооборота, II вариант плана несколько ниже, а IV вариант несколько выше отмеченной величины. III вариант следует отбро­сить, поскольку он значительно ниже среднегодового темпа роста объема товарооборота.

На наш взгляд, объем товарооборота на планируемый год следует установить в размере средней величины из I, II и IV вариантов рас­четов.

„ 80 480,3+80,264,0 + 81 171,0 оп00 , ^

Тпё =-------------------------------------------------------------------------- 3 = 80 638,4 тыс. руб.

В соответствии с полученным расчетом объем товарооборота в пла­нируемом году по сравнению с отчетным годом увеличится на

11,8 %, что соответствует основной тенденции развития товарообо­рота и реально для выполнения.

Возможно уточнение рассчитанного планового объема товарообо­рота в связи с необходимостью получения определенной суммы це­левой прибыли или обеспечения достаточного запаса финансовой прочности.

Уточнение планового объема товарооборота с точки зрения получе­ния необходимой суммы целевой прибыли осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятель­ности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, вало­вого дохода, объема товарооборота.

Имеем в упрощенном виде:

п = вд — ио,

где П — сумма прибыли от реализации товаров, руб.; ВД — сумма ва­лового дохода, руб.; ИО — сумма издержек обращения, руб.

Т хувд Т X У ио

или П =

100 100

где Т — объем товарооборота, руб.; УВд — уровень валового дохо­да, % к обороту; УИО — уровень издержек обращения, % к обороту; „ 100 хП

Отсюда: Т =--------------- .

У - У

у вд У ио

Например, предприятию для обеспечения нормального развития в будущем году необходимо 4000 тыс. руб. прибыли от реализации, при среднем уровне валового дохода 26,4 % к обороту и уровне из­держек обращения 21,4 % к обороту.

Тогда объем товарооборота, который обеспечит предприятию в бу­дущем году получение целевой суммы прибыли, составит:

Тп.г = 2™-^ = 80 000,0 тыс. руб.

Уточнение запланированного объема товарооборота может быть осуществлено с целью обеспечения предприятию необходимого за­паса финансовой прочности:

ЗФП = -ф—— х 100,

Т

1 ф

где ЗФП — запас финансовой прочности торгового предприятия, %; Тф — фактический объем товарооборота, руб.; Т — критический объем товарооборота, обеспечивающий торговому предприятию безубыточную работу, руб.

Плановый объем товарооборота, обеспечивающий торговому пред­приятию необходимый запас финансовой прочности, может быть рассчитан по формуле:

х 100

■ п .г

100 - ЗФП„

где Тпг — объем товарооборота в планируемом году, руб.; Т'^рг критический объем товарооборота в планируемом году, руб.; ЗФПп г — запас финансовой прочности в планируемом году, %.

Пример. Предполагается, что в планируемом году сумма условно­постоянных издержек обращения составит 9500 тыс. руб., доля пе­ременных затрат в розничном товарообороте сохранится на уровне отчетного года — 0,8065, а запас финансовой прочности предпри­ятие планирует повысить до 38,0 %.

Тогда объем критического товарооборота торгового предприятия в планируемом году составит:

9500,0

Т~ = Т-Щ65 = 49 0956сруб-

Для обеспечения в планируемом году запаса финансовой прочно­сти в размере 38,0 % предприятию необходим объем товарооборота в сумме:

49 095,6 х 100,0

79 186,5 тыс. руб.

100,0 - 38,0

Таким образом, рассчитанный ранее объем товарооборота на плани­руемый год в сумме 80 638,0 тыс. руб. позволит торговому предпри­ятию сохранить основную тенденцию развития товарооборота, обес­печит получение запланированной суммы целевой прибыли, повы­сит запас финансовой прочности.

В сети однородных предприятий, объединенных в торговые фирмы («Пятерочка», «Находка», «Карусель» и др.), в которых выдержи­вается одинаковая ассортиментная политика, существуют единые требования к организации торгового процесса, приблизительно рав­на интенсивность покупательских потоков, планирование объема товарооборота можно осуществлять на основе сложившейся и пла­нируемой эффективности использования ресурсного потенциала предприятия. Под эффективностью ресурсного потенциала в дан­ном случае понимается эффективность использования численности работников (трудовые ресурсы), торговых площадей (материаль­ные ресурсы) оборотных средств (финансовые ресурсы). Показате­ли эффективности использования ресурсов лучшего предприятия из группы принимаются за эталон и используются для расчета объ­ема товарооборота в других предприятиях группы.

Таблица 3.12. Исходная информация для расчета объема товарооборота торговых предприятий на планируемый год
№ пред­приятий Объем товаро­оборота, тыс. руб. (Т) Торговый потенциал Показатели эффективности использования потенциала предприятия, тыс. руб.
Численность работников, чел.(Ч) Площадь торгового зала, м2 (S) Среднегодовая стоимость обо­ротных средств, тыс. руб. (OC) T ч T S T OC
72 115,0 327,8 65,6 9,1
83 240,0 322,6 52,0 10,2
65 785,0 278,8 54,8 8,4
78 440,0 325,5 56,0 9,4

продолжение

 

Таблица 3.12 (продолжение)
№ пред­приятий Объем товаро­оборота, тыс. руб. (Т) Торговый потенциал Показатели эффективности использования потенциала предприятия, тыс. руб.  
  Численность работников, чел.(Ч) Площадь торгового зала, м2 (S) Среднегодовая стоимость обо­ротных средств, тыс. руб. (OC) T ч T S T OC
69 500,0 331,0 57,9 9,8
Эталонное пред­ приятие X X X X 331,0 65,6 10,2

 

Методика расчетов сводится к следующему:

• выбирается эталонное предприятие, достигшее наивысшего ре­зультата в использовании отдельного вида ресурса. В нашем примере это предприятие № 5 по эффективности использования трудовых ресурсов — 331 тыс. руб., предприятие № 1 по эффек­тивности использования торговых площадей — 65,6 тыс. руб. и предприятие № 2 по эффективности использования оборот­ных средств — 10,2 тыс. руб.;

рассчитывается уровень превышения эффективности использо­вания отдельных видов ресурсов на эталонном предприятии в сравнении с анализируемым предприятием:

• где Тп — объем товарооборота предприятия в планируемом году, руб.; Т1 — объем товарооборота в отчетном году, руб.; У ,,г„ — уровень превышения эффективности использования г-го вида ресурсов, %.

Произведем соответствующие расчеты по торговому предприятию № 1. В качестве приоритетного вида ресурса, по которому предприятие собирается достичь эталонного значения эффективности использо­вания, выбрана численность работников.

Определяем уровень превышения эффективности использования численности работников в эталонном предприятии № 5 по сравне­нию с анализируемым предприятием:

331 0

Упр _ ч = ^278 X100 = 101,0 %.

Тогда объем товарооборота предприятия № 1 в планируемом году составит:

„ 72115,0 X 101,0 „

тпё =-------------------------------------------------- 100 = 72 836,2 тыс. ру

В случае, если предприятие № 1 собирается достичь эталонных зна­чений по всем показателям эффективности использования ресур­сов, последовательность расчетов такова:

• определяется уровень превышения эффективности использова­ния по каждому виду ресурсов:

о по численности работников: Упр ч = 101,0 %;

65,6 ,

65,6'

10,2

о по оборотным средствам: Упр ос = ^j-x100 = 112,1 %;

определяется общий уровень превышения эффективности ис­пользования ресурсов:

у = [2]пр_ч хУпр_s хупр_ос = 101,0x100,0x112,1 = %;

пр_общ = 100x100 = 100x100 = , °’

рассчитывается плановый объем товарооборота на будущий год: „ 72 115,0 х 113,2 0ЧГ0,0 ^

тпё = 100 = 81 634,2 тыс. ру

где У ,,г„ — уровень превышения эффективности использования г-го вида ресурсов, %; Эдтf, — достигнутый показатель эффек­тивности использования 1-го вида ресурса на эталонном пред­приятии, руб.; Эанf, — достигнутый показатель эффективности использования 1-го вида ресурса на анализируемом предпри­ятии, руб.;

определяется приоритетный вид ресурса (могут быть и все ре­сурсы), по которому на предприятии намечается достичь эталон­ной эффективности использования;

рассчитывается плановый объем товарооборота предприятия;

^ X Упр" г"

п = 100 ,

Аналогичные расчеты проводятся по каждому предприятию, входя­щему в группу.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.