Себестоимость – это стоимостная оценка текущих затрат природных, трудовых и денежных ресурсов на производство и реализацию продукции. В себестоимость включаются затраты связанные с предпринимательской деятельностью, относящиеся только к деятельности самого предприятия, касающиеся производства и реализации конкретного вида продукции, документально обоснованные, установленные на законодательном уровне.
Затраты учитывают в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты.
Виды себестоимости:
– от оперативного формирования (фактическая, плановая);
– от полноты включения расходов (цеховая, производственная (общезаводская), полная (производственная + по реализации);
– от объема продукции (единицы продукции, всего объема производства);
– от степени готовности продукции (валовой продукции, товарной продукции, реализованной продукции).
Методика расчета себестоимости зависит от степени готовности продукции:
Затраты на производство=Материальные затраты + амортизация + оплата труда и отчисления в фонды + прочие затраты
Себестоимость валовой продукции=Затраты на производство – непроизводственные счета (затраты на капстроительство и капремонт своего предприятия, услуги транспорта сторонних организаций и непромышленных хозяйств своего предприятия, стоимость НИОКР, выполняемых для сторонних организаций) – расходы будущих периодов
Производственная себестоимость товарной (готовой) продукции=Себестоимость валовой продукции – изменение остатков незавершенного производства (прирост вычитается, сокращение прибавляется)
Полная себестоимость товарной продукции=Производственная себестоимость + внепроизводственные расходы (на упаковку, транспортировку, складские расходы, комиссионные сборы и др.)
Себестоимость реализованной продукции=Полная себестоимость + коммерческие расходы (реклама, маркетинг) – переходящие остатки нереализованной продукции
В зависимости от оперативности контроля и объектов учета затрат используются нормативный, попроцессный, попередельный и позаказный методы учета затрат и вычисления себестоимости продукции (работ, услуг).
Нормативный методпредполагает соблюдение следующих принципов:
– предварительное составление калькуляции (расчета) нормативной себестоимости по каждому изделию;
– ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости;
– учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонениям от норм;
– установление причин отклонений от норм по местам их возникновения;
– определение фактической себестоимости продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.
Изменение цен на материалы и полуфабрикаты, внедрение новых технологий, повышение квалификации работников приводят к тому, что возникает необходимость изменять нормативные наборы затрат в течение отчетного периода. Тогда ведомость нормативного набора затрат корректируется с указанием причин изменения нормативов. Предприятие может не изменять нормативы в течение отчетного периода, а учитывать эффект от изменения цен или совершенствования технологий вместе с отклонениями от норм.
Все отступления фактических затрат по любой статье от принятых норм учитываются как отклонения от норм. Это позволяет анализировать причины отклонений для принятия оперативных решений по управлению производством. Отрицательные отклонения представляют собой перерасход по себестоимости продукции. Положительные отклонения говорят об экономии сырья, материалов, полуфабрикатов.
Попроцессный методприменяется, как правило, на предприятиях, для которых характерны массовый характер производства, один или несколько видов производимой продукции, краткий период технологического процесса и отсутствие незавершенного производства. Сущность заключается в учете прямых и косвенных затрат по статьям на весь выпуск продукции, а среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат на количество готовой продукции за тот же период. Для осуществления контроля за затратами производственный процесс подразделяется на стадии (процессы). Отсюда и название метода – «попроцессный».
Комплексные статьи образуются в связи с необходимостью учета вспомогательных производств и расходов на управление. Затраты распределяются по стадиям. Например, на лесозаготовках выделяются заготовка хлыстов, трелевка леса, разделка леса на конечных складах. Если производится продукция одного вида и отсутствует незавершенное производство, то определяемая общая величина затрат за месяц совпадает с себестоимостью месячного выпуска.
Попередельный метод Особенностью некоторыхпроизводств является наличие последовательных стадий, которые представляют собой совокупность технологических операций, создающих промежуточный продукт (полуфабрикат). Эти стадии получили название переделов, к-е считаются объектами учета затрат при данном методе. Их перечень определяется исходя из возможностей планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции каждого передела и оценки незавершенного производства.
При данном методе прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции (работ, услуг), а по переделам (стадиям производства), даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов.
Во многих случаях объектом исчисления затрат признается не вся продукция передела, а отдельные ее виды или группы.
Позаказный метод -вычисления все прямые основные затраты учитывают по статьям калькуляционного листа в соответствии с отдельными заказами. Заказы выдаются на определенное количество продукции того или иного вида. Все остальные расходы учитываются по местам их возникновения, по их назначению
и по статьям и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с избранной базой распределения. Объектом учета затрат при данном методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его исполнения. До выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством.
44. Экономическое содержание прибыли
Прибыльпредставляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, соответствующий разнице между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия. в основе ее формирования лежит совокупный доход предприятия. Основным видом доходов торгового предприятия является доход от реализации товаров, источником получения которого служат торговые надбавки, выступающие как разница между продажной и покупной ценой. Именно за счет торговых надбавок формируется основной вид дохода торгового предприятия — валовой доход от реализации товаров.
размер торговой надбавки должен быть достаточным для покрытия издержек обращения, уплаты налогов и получения прибыли. Только в этом случае предприятие будет способно: обеспечить самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности, что предполагает возмещение издержек обращения; участвовать в формировании федерального и местного бюджетов, а также внебюджетных фондов за счет выплаты налогов; обеспечить самофинансирование, то есть возможность направлять средства на дальнейшее развитие материально-технической базы, пополнение собственных оборотных средств и решение социальных проблем коллектива за счет прибыли, остающейся у предприятия.
Источники формирования прибыли, используемые в учете:
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг
Прибыль от реализации имущества
Прибыль от прочих операций
Источники формирования прибыли по основным видам деятельности: Прибыль от основной (торговой) деятельности Прибыль от прочих операций Прибыль от основной (торговой) деятельности Состав элементов, формирующих прибыль: Маржинальная прибыль (прибыль от реализации товаров плюс постоянные издержки обращения) Валовая прибыль (прибыль до налогообложения) Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия) Подход к формированию прибыли (бухгалтерский и экономический): Бухгалтерская прибыль (разность между валовым доходом и явными (бухгалтерскими) издержками обращения). Экономическая прибыль (разность между валовым доходом и суммой явных и неявных издержек обращения) Характер использования чистой прибыли: Капитализированная(нераспределенная)прибыль Потребленная (распределенная) прибыль
Экономическое содержание прибыли раскрывается через выполняемые ею функции. С этих позиций прибыль может быть рассмотрена как:
• главная цель предпринимательской деятельности и фактор материального стимулирования работников и их социальной поддержки;
• мера эффективности хозяйственной деятельности предприятия;
• источник финансовых ресурсов для развития предприятия, основной защитный механизм от угрозы банкротства;
• фактор повышения доходов собственников и инвестиционной привлекательности предприятия;
• источник формирования федерального и местного бюджетов и база для экономического развития государства и отдельных регионов.
Первая функция прибыли вытекает из самого определения коммерческого предприятия, которое осуществляет свою деятельность во имя получения прибыли. В достижении максимальной прибыли заинтересовано не только само предприятие и его работники-собственники, чья доля собственности зафиксирована в количестве акций или размере пая, но и наемные работники, получающие за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, дополнительный доход в виде материальной и социальной помощи, разовых премий, подарков, компенсации стоимости проезда, питания, дополнительных отпусков и т. д.
Вторая функция связана с определением экономической эффективности, характеризующей качество хозяйствования через соотношение полученных результатов с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его затраты обеспечивают больший эффект или если данный результат получен с меньшими затратами.
Для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия используются показатели прибыли в абсолютном денежном выражении, а также учитываются относительные показатели, называемые рентабельностью. Следует различать показатели рентабельности затратного и рентабельности ресурсного типа. В условиях рыночной системы хозяйствования возрастает значение третьей функции, в соответствии с которой прибыль выступает как источник ресурсов для развития предприятия. Направления использования чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его собственниками в учредительных документах либо на ежегодных собраниях при утверждении результатов финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия. Прежде всего, она может быть направлена на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования и других видов имущества. Тем самым увеличивается собственный капитал и вложения собственного капитала в имущество предприятия. Предприятие становится в большей степени финансово независимым и защищенным от угрозы банкротства.
Согласно четвертой функции, повышение доходов собственников и их имущественного положения за счет прибыли происходит как в форме реальных выплат дивидендов и доходов на акции, паи, доли, так и путем увеличения стоимости имущества предприятия, сформированного за счет собственного капитала, приходящегося на акцию, пай, долю.
И, наконец, важнейшая функция прибыли — использование ее в качестве источника формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.