Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Товарные запасы их виды и назначение. Нормирование товарных запасов. (Из инета)



Товарные запасы (ТЗ) представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.

Функции ТЗ:

- являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платёжеспособный спрос населения;

- характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и товарного предложения;

- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи.

Признаки ТЗ:

- по месту нахождения: в предприятии, в промышленности, в пути;

- по назначению: текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза;

- по срокам: ТЗ на начало и конец периода;

- по единицам измерения: абсолютные и относительные (в днях оборота).

Методы анализа и учёта ТЗ:

- инвентаризация, т.е. сплошная или выборочная проверка по предприятию;

- оперативный учёт, т.е. сверка фактического наличия товаров с данными товарного отчёта;

- балансовый метод: сумма ТЗ на начало анализируемого периода и поступление товаров в этом периоде равна сумме реализации или объёма товарооборота, документированного расхода товаров и ТЗ на конец анализируемого периода.

Анализируя ТЗ, предприятие решает основные задачи:

1. Выявление соответствия фактических ТЗ их нормативу.

2. Определение динамики и оценка изменений в объёме и структуре ТЗ, в скорости оборачиваемости товаров.

3. Выявление и расчёт факторов, оказавших влияние на изменение ТЗ.

Анализ ТЗ проводят путём сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения ТЗ. Анализ состояния ТЗ дополняется анализом скорости обращения средних ТЗ за конкретный период. Результаты анализа используются для планирования и нормирования ТЗ. Целью планирования и нормирования ТЗ является установление среднего запаса в днях, который обеспечил бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента при наименьших затратах.

Методы планирования:

- статистический;

- технико-экономический;

- нормативный;

- экономико-математический.

Отдельно планируются и нормируются элементы, соответствующие стадиям пути товаров

от момента поступления до их реализации. А норматив ТЗ определяется как сумма отдельных элементов: время на приёмку и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме рабочего товарного запаса; гарантийный (страховой запас) товаров в случае изменения покупательского спроса и др.

Результатом технико-экономического метода планирования ТЗ является следующая

формула: Н = П + Зр + Зс, т.е. норматив ТЗ равен сумме времени приёмку и подготовке товара к продаже, рабочего ТЗ и страхового запаса.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз оборачивается средний ТЗ в анализируемом периоде.

Товарооборачиваемость – один из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности и наоборот.

16 Классификация товарных запасов
Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:
- местонахождению (в предприятиях торговли, промышлен­ности, в пути);
- срокам (запасы на начало и конец периода);
- единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и нату­ральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);
- назначению:
- текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
- сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
- досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной тор­говли в отдаленных местностях в период между срока­ми завоза товаров);
- целевые товарные запасы (для осуществления определен­ных целевых мероприятий).

Размер товарных запасов в значительной степени определя­ется объемом и структурой товарооборота торгового предпри­ятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важ­ных задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением това­рооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополни­тельные потери, увеличение потребности в кредитах и рост рас­ходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финан­совое состояние торговых предприятий. Поэтому вопрос коли­чественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины потребнос­тям товарооборота является весьма актуальным.

 

На торговых предприятиях традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:

• инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, ко­торые при необходимости могут перевешиваться и перемери­ваться. Полученные данные в натуральном выражении оцени­ваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются боль­шая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует;

• снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка матери­ально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с уче­том соответствующих норм производится пересчет, определя­ется количество товаров, которое и оценивается по действую­щим ценам. Недостаток данного метода — меньшая точность, чем при инвентаризации;

• балансовый метод, основанный на использовании балан­совой формулы:

Зн + П = Т/Об + Др + Зк,

где Зн — товарные запасы на начало анализируемого периода

(руб.);

П — поступление товаров за анализируемый период (руб.);

Т/Об — товарооборот предприятия за анализируемый период (руб.);

Др — документированный расход товаров за анализируе­мый период, не являющийся продажей (руб.);

Зк — товарные запасы на конец анализируемого периода (руб.).

Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и по­зволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запа­сов в связи с другими показателями. Недостаток данного мето­да — отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым ис­кажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопостав­ляться с данными инвентаризации и снятия остатков.

__________________________________________________________________

17. Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам:

Утз = ТЗ/(Т/ОБодн)илиУтз = (ТЗ*Д)/(Т/Об)

где Утз- уровень товарных запасов в днях товарооборота; ТЗ - товарный запас на конец анализируемого периода (руб.); Т / ОБодн - однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.); Т/Об - объем товарооборота за анализируемый период (руб.); Д - количество дней в анализируемом периоде.

Уровень товарных запасов показывает обеспеченность торговой организации запасами на определенную дату и показывает - на какое число дней реализации (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Следующим показателем, используемым в анализе, является показатель товарооборачиваемости, рассчитываемый по формулам:

ОБдн = (ТЗср*Д)/*(Т/Об)илиОБдн = ТЗ/(Т/ОБодн)

где ОБдн - товарооборачиваемость в днях товарооборота; ТЗср - средний товарный запас за исследуемый период (руб.); Т/ОБодн - однодневный товарооборот за тот же период (руб.); Т/Об - объем товарооборота за указанный период (руб.); Д - число дней в этом периоде.

Данный показатель позволяет измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения, анализ этого показателя позволяет не допустить затоваривания складов.

Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Скорость товарного обращения рассчитывается по формулам:

ОБр = (Т/Об)/ТЗсрилиОБр = Д/ОБдн

где ОБр – скорость товарного обращения в числе оборотов; ОБдн - товарооборачиваемость в днях товарооборота; Т/Об - товарооборот за определенный период (руб.); ТЗср - средний товарный запас за тот же период (руб.); Д - число дней в указанном периоде.

Изменения в структуре товарооборота определяют по формуле:

ТЗн + П = ТО + В + Е + У + ТЗк

где ТЗн – товарные запасы на начало планируемого периода; П – поступление товаров; ТО – реализация (продажа) по общему объему и по отдельным товарным группам; В – выбытие товара (возврат на склад, передача товара в другой отдел и т.п.); Е – естественная убыль; У – уценка товаров; ТЗк – товарные запасы на конец периода.

Анализ причин, вызвавшие изменения товарооборота является важнейшим моментом анализа товарооборота. И напоследок отметим, что любое торговое предприятие должно стремиться к росту товарооборачиваемости, так как в результате ее ускорения:

  • увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос;
  • уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль;
  • улучшается финансовое состояние компании, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом;
  • увеличивается объем производства товаров.

Величина товарных запасов и товарооборачиваемость являются показателями взаимосвязанными и зависят от следующих факторов:

  • внутренней и внешней среды торговой организации или предприятия;
  • объема производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
  • сезонности производства;
  • объемов импорта;
  • широты и обновляемости ассортимента;
  • звенности товародвижения;
  • колебания спроса;
  • насыщенности товарных рынков;
  • распределения запасов между оптовыми и розничными звеньями торговли;
  • физико-химических свойств товаров, определяющих сроки их хранения и, соответственно, частоту поставок;
  • уровня цен и соотношения спроса и предложения на конкретные товары и товарные группы;
  • объема и структуры товарооборота конкретной организации или предприятия торговли и других факторов.

18 Анализ товарных запасов.

Товарные запасы анализируются в целом по предприятию и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Основной задачей анализа является проверка соответствия фактических товарных запасов установленным нормам и выяснение причин отклонений. На основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов.
Для анализа товарных запасов принято использовать следующие показатели:
Объем товарных запасов может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:
- минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов,
- максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов,
- резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях.

 

 

Факторы, определяющие величину, уровень товарных запа­сов и товарооборачиваемость

Величина, уровень товарных запасов и товарооборачивае­мость являются взаимосвязанными показателями и зависят от следующих факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия:
• объем производства и качество продукции промышлен­ных и сельскохозяйственных предприятий;
• сезонность производства;
• объемы импорта;
• широта и обновляемость ассортимента;
• звенность товародвижения;
• колебания спроса;
• насыщенность товарных рынков;
• распределение запасов между оптовым и розничным зве­ньями торговли;
• физико-химические свойства товаров, определяющие сро­ки их хранения и, следовательно, частоту поставок;
• уровень цен и соотношение спроса и предложения на кон­кретные товары и товарные группы;
• объем и структура товарооборота конкретного предпри­ятия и др.
Изменения названных факторов могут влиять на величину товарных запасов и Товарооборачиваемость, улучшая или ухуд­шая эти показатели.

 

Планирование товарных запасов.

Для оценки оптимальности и планирования товарных запасов применяются различные методы. Их общей целью является расчет величины такого товарного запаса, который бы обеспечивал бесперебойное товарообращение при заданном минимуме затрат.
Опытно-статистический метод предусматривает обработку статистической отчетности о товарных запасах и ее последующий анализ. Главным преимуществом данного метода является быстрота получения результатов. Однако для применения с целью точного прогнозирования показателей, необходимо располагать детальной информацией об уровне, структуре, динамике и оборачиваемости товарных запасов.
Метод технико-экономических расчетов получил более широкое распространение на практике. В соответствии с ним, объем товарного запаса разбивается на отдельные элементы:
- товарный запас, необходимый для показа покупателям и ежедневной продажи. Размер этого запаса зависит от количества наименований товаров, реализуемых в магазине, средней цены одного наименования и однодневного товарооборота.
- товарный запас, необходимый для обеспечения бесперебойной продажи между поставками. Его размер зависит от количества наименований товаров, поступающих в одной партии и интервала между поставками.
- страховой товарный запас, необходимый на случай изменения покупательского спроса или нарушения поставщиками договорных обязательств. Его размер составляет определенную часть от суммы 1-й и 2-й части нормы товарного запаса.
- запас на время, необходимое для приемки, проверки и предпродажной подготовки товара.
Чтобы определить норму товарного запаса в днях, все эти элементы складываются:

З i = ai + bi + 1/2 ci + di , где

ai - запас на время приемки и предпродажной подготовки i-го товара,
bi - рабочий запас i-го наименования,
ci - частота завоза i-го товара в днях,
di - страховой запас i-го наименования.
Затем рассчитывается норматив товарного запаса в сумме (однодневный товарооборот по каждой товарной группе умножается на норму товарного запаса в днях). На следующем этапе эти нормативы складывают, в результате чего получают нормативную величину товарного запаса в сумме по всему предприятию. И, наконец, в завершении рассчитывают норму товарных запасов в днях по всему предприятию.
Планирование товарных запасов на начало предстоящего квартала можно осуществить следующим образом. К фактическим товарным запасам на последнюю отчетную дату прибавляют ожидаемое поступление товаров на оставшийся до конца квартала период и вычитают ожидаемый товарооборот за оставшийся до конца квартала период:

З2 = З1 + П - Р, где

З2 - товарные запасы на 1-е число 1-го месяца предстоящего квартала (например, на 1.04)
З1 - товарные запасы на 1-е число месяца, предшествующего будущему кварталу (например, на 1.03)
П - поступление товаров, ожидаемое в течение месяца, предшествующего будущему кварталу (за март),
Р - ожидаемый товарооборот за месяц, предшествующий будущему кварталу (за март).
Согласно АВС-методу товарные запасы делятся на три категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости.
Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля (возможно, даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.
Категория В составлена из тех видов ТМЗ, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для ТМЗ этой категории, как и для ТМЗ категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа.
Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов ТМЗ, закупаемых обычно в большом количестве.
АВС-метод позволяет сосредоточиться на контроле только наиболее важных видов товарных запасов (категории А и В) и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления.

________________________________________________________________

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.