уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
нормы амортизационных отчислений;
природные условия;
государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.
При осуществлении производственно — хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы — ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.
Планирование валового дохода
Планирование валового дохода торгового предприятия должно осуществляться по следующим элементам:
• доходы от реализации товаров;
• доходы от реализации имущества, ценных бумаг и имущественных прав;
• прочие доходы или доходы от внереализационной деятельности.
Для предприятия торговли важнейшим является доход от реализации товаров, выраженный суммой торговых надбавок. Поэтому при разработке плана валового дохода от реализации товаров следует исходить из запланированного объема и структуры товарооборота на предстоящий период, а также намеченной ценовой политики предприятия, в соответствии с которой могут быть изменены торговые надбавки, как по отдельным товарам, так и в целом по предприятию.
Планирование доходов от реализации товаров может быть произведено с использованием следующих методов:
• опытно-статистического метода;
• метода прямого счета;
• на основе целевой суммы прибыли.
Опытно-статистический метод планирования широко применяется на практике. Он отличается достаточной простотой и информационной обеспеченностью. Методика расчета плановой суммы дохода на основе этого метода зависит от наличия или отсутствия на предприятии планирования структуры товарооборота.
Расчет суммы валового дохода на планируемый год производится опытно-статистическим методом с учетом следующих условий:
• на предприятии разработан план товарооборота, как по общему объему, так и по структуре;
• ценовая политика предприятия в планируемом году не претерпит изменений, поэтому уровень валового дохода по отдельным товарным группам не изменится по сравнению с отчетным годом;
• в планируемом году будет сдана в аренду часть торговых помещений, сумма договора аренды составляет 102 тыс. руб.
Плановая сумма валового дохода по каждой товарной группе рассчитывается путем умножения планового объема товарооборота по группе на плановый уровень валового дохода по этой группе и деления полученного результата на 100.
Метод прямого счета доходов от реализации товаров применяют обычно на небольших предприятиях, торгующих узким ассортиментом товаров и имеющих незначительное количество поставщиков. В этом случае плановая сумма доходов от реализации товаров определяется прямым счетом:
ВДпл= Прц - Ппц - ТНз >
где Ппл— плановая сумма поступления товаров в розничных ценах, руб.; Прц— плановая сумма поступления товаров в покупных ценах, руб.; ТН3 — сумма торговых надбавок на предусматриваемый к концу планового периода объем прироста товарных запасов, руб.
Метод планирования доходов от реализации товаров на основе целевой суммы прибыли позволяет увязать планируемую сумму доходов с потребностью в средствах для самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Базовым показателем в этом случае выступает целевая сумма чистой прибыли. Последовательность расчета валового дохода от реализации товаров на основе целевой чистой прибыли такова:
первый шаг — определяется целевая сумма валовой прибыли. второй шаг — рассчитывается целевая сумма прибыли от реализации товаров: ПРц = ВПц + ПрР - ПрД,
где ПРц — сумма целевой прибыли от реализации товаров, руб.; ПрР — прочие расходы, руб.; ПрД — прочие доходы, руб.; третий шаг — исчисляется плановая сумма дохода от реализации товаров: ВДпя = ПРц + ИОт, где ИОпя плановая сумма издержек обращения, руб.
После расчета основного вида дохода торгового предприятия (дохода от реализации) приступают к планированию других элементов доходов.
В частности, доходы от реализации имущества, ценных бумаг и имущественных прав планируются, в случае если предприятие предполагает реализовать эти активы, принадлежащие ему на праве собственности. При определении возможной суммы дохода от этой операции следует ориентироваться на цены, сложившиеся на рынке недвижимости или фондовом рынке.
Далее осуществляется планирование всех других видов доходов. Так, наиболее распространенным видом прочих доходов от внереализационной деятельности является доход от сдачи имущества (чаще всего недвижимого) в аренду и субаренду. Сумма этого дохода определяется договором об аренде.
Финансовый аспект формирования основного и оборотного капитала предприятия
Капитал – это материальные и денежные средства, инвестируемые в формирование имущества торгового предприятия, принадлежащего ему на правах собственности и представленного в виде активного. В зависимости от характера участия в торгово-хозяйственном процессе и скорости оборота активы предприятия подразделяются на две группы: внеоборотные оборотные.
Внеоборотные активы ( или основной капитал) представляют собой совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в хозяйственной деятельности и переносящихся на издержки обращения свою использованную стоимость частями 9 по мере износа). Это имущественные ценности все видов со сроками службы более одного года. К ним относятся:
основные средства; нематериальные активы ( права пользования товарными знаками, патентами, лицензиями, ноу-хау, авторские права и другие аналогичные имущественные права);
незавершенные капитальные вложения ( незавершенные реальные инвестиции торгового предприятия в новое строительство, реконструкцию помещений и т. п.);
долгосрочные финансовые вложения: долгосрочные ( на срок более одного года) финансовые инвестиции в уставные фонды совместных предприятий ( на приобретение акций, депозитных вкладов и др.); прочие виды внеоборотных активов ( оборудование, предназначенное к установке; расчеты с участниками и некоторые другие их виды).
Оборотные активы ( или оборотный капитал) представляет собой совокупность имущественных ценностей торгового предприятия, обслуживающих текущую хозяйственную деятельность и полностью потребляемых в течении одного торгово-производственного цикла. К ним относятся имущественные ценности со сроком использования до одного года и денежные средства.
К оборотным активам предприятия относятся:
запасы готовой продукции, товаров, материалов, малоценных и быстро изнашивающихся предметов ( МБП);
денежные средства ( в кассе, на расчетном и валютном счетах предприятия и прочие);
дебиторская задолженность долгосрочного и краткосрочного характера;
краткосрочные финансовые вложения ( включая ценные бумаги).
Формирование потребности в основном и оборотном капитале торгового предприятия связано с основными этапами его развития: создание нового предприятия; расширение и реконструкция действующего предприятия; создание новых структурных единиц (магазинов, филиалов) действующего предприятия.
Расчет потребности в основном и оборотном капитале нового торгового предприятия осуществляется по основным и оборотным средствам ( в том числе запасы товаров, денежные средства и прочие товарно-материальные ценности).
Потребность в основных средствах определяется дифференцированно по их видам: здания, помещения магазинов, палаток, павильонов и другое – пассивная часть основных фондов; оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и другое – активная часть основных фондов.
Исходными данными для расчета потребности в основных средствах на будущий период являются:
планируемый объем товарооборота;
фондоемкость основных фондов;
рыночная стоимость отдельных видов основных фондов;
стоимость установки оборудования и других механизмов.
Источники финансирования оборотных средств предприятия торговли включают четыре группы:
собственные средства – уставный капитал и прибыль чистая;
предприятия по заработной плате персонала, отчисления во внебюджетные государственные фонды, кредиторскую задолженность поставщикам за товары и финансовым органам по уплате налогов и других платежей;
заемные средства – краткосрочные кредиты и займы;
привлеченные средства – как правило, кредиторская задолженность
во всех её разновидностях. Однако может быть и такая ситуация, когда кредиторская задолженность относится к устойчивым пассивам, и тогда последний источник будет представлен во втором.
Устойчивые пассивы включают в первую очередь минимальную задолженность по оплате труда персонала предприятия и минимальную задолженность по отчислениям на социальные нужды.
Минимальная задолженность по отчислениям во внебюджетные государственные фонды на социальные нужды определяется исходя из их общей процентной ставки (например, 38.5%) от суммы минимальной задолженности по заработной плате.
Рассчитанная общая потребность предприятия в основных и оборотных средствах на планируемый период анализируется с точки зрения их структуры при решении задачи оптимального соотношения. На торговых предприятиях преобладает доля оборотных активов, но это нельзя считать однозначно положительной тенденцией. При наличии товарных запасов, не пользующихся спросом у населения, оборачиваемость их замедляется, и предприятие испытывает финансовые затруднения, связанные с дополнительными вложениями средств в оборот. Поэтому финансовые и экономические службы на предприятиях торговли ставят задачу определения оптимального уровня оборотных средств, при котором достигается минимум затрат на их хранение, реализацию, доставку. Эта задача может быть решена с помощью расчета эффективности использования оборотных средств при рациональном управлении ими.