Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Множественность стилевых тенденций и языковых систем в современной архитектуре Беларуси



Ускоренный процесс смены стилевых направлений в современной архитектуре и одновременное существование в едином культурном пространстве разнообразных стилей связаны с окончанием эпохи модернизма и началом постиндустриальной эпохи.

Важными стилеобразующими факторами становятся инновационные высокоэффективные технологии, материалы и конструкции, компьютеризация процесса проектирования.

Важнейшие характеристики отечественной архитектуры рубежа тысячелетий:

расширение степеней свободы, повышение роли экспериментаторства. Архитектура приобретает гибкость, вариативность, открытость творческим поискам.

Архитекторы обращаются к различным художественным концепциям мировой архитектуры 20 века, своеобразной трактовке постмодернистских идей, что проявляется в заимствовании приемов, совмещении разностилевых тенденций, их поверхностной трактовке.

Параллельно с освоением постмодернистских идей в 1990-е годы преобладающие направления в Беларуси неомодернизм с элементами деонструктивизма, хай-тека, постмодернизма, органической архитектуры.

На протяжении периода отслеживается 2 направления:

1. Ориентировано на новейшие технологии, стилистику хай-тека, с включением деконструктивистских и постмодернистских приемов.

2. Ближе к контекстуализму, традиционализму, использует приемы стилизаторства, трактовки архитектурного произведения как текста.

Тенденции в современной отечественной архитектуре:

1. Ориентация на контекст, зависимость стиля постройки от характера окружающей исторической застройки.

2. Стилизаторство

3. Сложный диалог с историей, в котором используются не только внешние черты различных стилей, но и разнообразные приемы постсовременной архитектуры.

Применение игровых приемов в архитектуре , смысловой роли и масштаба традиционных архитектурных элементов. В работах А. Андреюка, Э. Юшки, Н. Наумова метафоричность арх языка, культурно-исторические коды прочитываются на уровне конструктивного и объемно-пространственного построения зданий.

Деконструктивистское направление: отрицание геометрии формы, игра модернистскими приемами. П. Эйземан выделяет в качестве основных принципов деконструктивистской эстетики свободу значений, свободный игровой выбор и существование вне времени.

Административное здание по ул. Раковского и ул. Тимирязева - арх .Трусов,

пристройка к зданию лингвистического университета в Минске - арх. Сергеев,

жилые здания В. Галковского. Направление органической архитектуры: интерпретация природных форм (волны, растительные мотивы), в проектах Ронделя, Просяной, Гаврикова, Соболевского. Проект Б. Школьникова "Торговый комплекс по Партизанскому проспекту в Минске" архитектурные формы цподобляются массиву деревьев с крышами кронами и ветвями опорами.

Экологичная архитектура: А. Гаврикова, А. Соболевский.

49. Поливариантность стилевых сопряжений в архитектуре общественных зданий конца 1980- начала 2000 гг. Широкий спектр стилевых, формально-композиционных поисков характе­ризует архитектуру общественных зданий. Постмодернистские идеи, находящие выражение в белорусской архитектуре в концепции контекстуальности, приемах стилизации, знаковом использовании разностилевых элементов, развиваются одно­временно с неомодернистской тенденцией, освоением приемов хай-тека, опыта­ми деконструктивизма. В формообразовании, ориентированном на достижение художественно-образных задач и демонстрирующем независимость формы от функции и конструктивной структуры сооружения, используются способы дина­мизации и усложнения объемно-пространственных композиций, приемы деструктурализации и декомпозиции, создания пространственно-световых эффектов с использованием поверхностей структурного остекления, многосветных атриу­мов, фонарей верхнего освещения. Выразительными средствами становятся прие­мы смещения функциональной и конструктивной роли архитектурных элементов, объемов и осей, размывание геометрической четкости и тектоничности прост­ранственных структур, введение метафор, аллюзий, образных кодов. В противо­стояние многословности постмодернизма одновременно развиваются направле- ния неорационализма, минимализма.

В полистилистичной картине общественной архитектуры выделяются две основные линии, ориентированные на эстетику современных технологий и контекстуализм, в пределах которых осуществляются различные стилевые комби­нации. Проявлением тенденции контекстуальности в архитектуре обществен­ных зданий являются подчинение образно-пластических характеристик средовому контексту, развитие генотипа исторической архитектуры использованием стилизаций, цитирования, метафор. Во многих сооружениях знаки разных куль­тур и периодов истории, применяясь в виде коллажа, являются поверхностной имитацией постмодернистских приемов. В пределах контекстуальной концепции новые сооружения демонстрируют различные принципы вхождения в окруже­ние: создают с ним непрерывное образно-композиционное единство; являются активными знаковыми компонентами, подчеркивающими родство с исторически­ми прообразами и сохраняющими приоритет современной образности; создают броские стилизации, выполняющие роль театрализованных декораций.

Контекстуальное направление - постройки арх. Андреюка,

Мотивы оборонной арх. исп. в здании Банка в Могилеве - арх. А.Волович, 1990-е.

ЗАГС Октябрьского района Минска - арх. А. Цейтлин, А. Трусов, 1998 - постмодернистский прием, смещение масштаба нетрадиционное использование архитектурных элементов, театрализация входного пространства.

А. Корбут - многофункциональное здание "XXI век".

Школьников, неомодернистическая линия в сочетании с контекстуальным подходом - здание "Лукойл" в Минске.

Для зданий построенных по проектам Воробьева характерно преобладание неомодернистской стилистики с включением постмодернистских и хай-тековских приемов. Внешэкономбанк, 1987. Бизнес-центр по ул. Гикало в Минске - сочетание неомодернистского образа с элементами постмодернизма и хай-тека.

Багласов С. - многофункциональный комплекс с паркингом на Немиге.

Полифункциональный центр по ул. Советской в Бресте (арх. Казаков, В. Чайковский) основан на контрасте приемов истор. стилизаций и современных форм. Здание имитирует малоэтажную застройку с доминирующим в композиции закругленным входным объемом, завершенным массивным ступенчатым карнизом и наклонным остеклением.

Торгово-офисный центр по ул. Советской в Бресте (арх. Кескевич, Чайковский, 2004) стилизованный фрагмент застройки в истор. среде города, выделен из окружения контрастной цветовой гаммой.

50. Реализация новых стилеобразующих и конструктивных приемов в жилой архитектуре. Градостроительство в современной Беларуси.

Определяющей тенденцией в жилищном строительстве является перемещение акцента к масштабному возведению домов но индивидуальным проектам с раз­личными типами каркасных систем, обеспечивающих возможности свободной планировки и многообразия приемов в решении фасадов. Характерными градо­образующими тенденциями являются уплотнение районов жилой застройки, использование смешанной этажности, расширение районов малоэтажной застрой­ки, создание камерных, изолированных от транспорта и окружения дворовых пространств, пластичных по композиции структур, насыщение районов жилой застройки разнообразными общественными функциями.

Изменения обусловлены повышением внимания к созданию комфортного частного жилья, формиро­ванию автономной жизненной среды человека, индивидуализации облика жи­лых домов и архитектурно-пространственной среды жилых районов. Результат усовершенствования типовых еернн в последние годы - повышение их эстети­ческих и планировочных характеристик. Важным направлением стала модерни­зация существующей жилой застройки, повышающая ее эксплуатационные ка­чества и эстетический уровень.

Полистилистика проявляется в жилой архитектуре в использовании приемов стилизации, коллажных комбинаций интерпретированных элементов разных сти­лей, цитат, метафор, аллюзий, способов визуального разрушения геометрично­сти пространственного каркаса, тектоники здания, сбоя масштаба, что отражает влияние на архитектуру жилых зданий постмодернистских идей, декоиструкти- висгских опытов. Контекстуальное направление характеризуется тенденцией раз­вития образнош потенциала среды современными архитектурными средствами с применением различных интерпретационных стратегий. Приемы решения фа­садов, построенные на совмещении разноетилевых элементов, расширяю! палит­ру языковых средств архитектурной пластики, являются способом индивидуа­лизации архитектурного образа жилого здания.

К выразительным средствам неомодерн неге кого направления жилой архи­тектуры относятся композиции, демонстрирующие попытки освобождения прие­мов формообразования от необходимости жесткого следования тектонической структуре сооружения, - с применением усложненных пластичных структур, кри­волинейных участков фасадов, приемов визуального разрушения геометричности структурной) построения* В использовании органических, культурно-историче­ских метафор просматривается связь с архетипами классических и модернист­ских форм, прообразами авангардного искусства. В 2000-е получает распрост­ранение направление, которое характеризуется взаимодействием с окружением по принципам контраста, диссонанса, ориентированное на неоавангардные идеи, приемы деструктурализации, применение эпатажной колористики.

Распространенным становится проектирование на последних этажах пентхаузов, 2-уровневых квартир, изолированных дворовых пространств, подземных гаражей-стоянок, размещение в первых этажах офисных и торговых помещений. Характерной тенденцией является снижение этажности, активное использование смешанной застройки с введением высотных акцентов.

В. Чайковский. Жилой дом по улице Энгельса в Бресте, 2002г. Повышенная пластичность, достигнутой переменной этажностью (3-8 этажей), введением закругленных участков фасадных поверхностей, вертикального акцента в угловой части в виде цилиндрического башенного объема с шатровым завершением, исп. в облицовке лицевого кирпича разной фактуры, сочетанием охристого и красно-коричневого цветов.

"Фрегат" по ул. Халтурина, 2000. Метафоричность форм. Сложный ритм закругленных поверхностей рождает ассоциации с парусами. Дом переменной этажности (7-11 этажей)Ю с 2-уровневыми квартирами на последних этажах, с выходом на террасу на крыше. Второй этаж нависает над первым, опираясь на колонны, создавая эффект пешеходной улочки.

Жилой дом по ул. Кирова, 1997. монументальность образа с ассоциациями с классицистическими постройками. Выразительные средства: эркеры, фронтоны, карнизы, колонны, лучковые завершения.

Гайдукович М. Жилой дом с общественной частью по ул. Орджоникидзе. Историческая стилизация. Офисный объем, занимающий угловую часть, решен закругленной плоскостью сплошного остекления и контрастирует с пластикой жилых секций.

А.Андреюк, жилые дома в Пинске. Акцент сделан на развитие контекстуальных импульсов исторической застройки города. Усложненное отношение к историческим прообразам.

Особенностью жилищного строительства в современный период является расширение индивидуальной коттеджной застройки на территории города и за его пределами. Ее характеристики: индивидуальность и разнообразие стилевых предпочтений (модернизм, ампир, модерн, готика)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.