Модернистская концепция. Модернизм как новационное движение представляет маги-стральное направление в архитектуре ХХ в., ориентированное на обновление формального языка и взаимодействующее с различными проявлениями традиционализма, историзма, регионализма. Пред-ставителями современного движения в архи-тектуре до 1970-х годов ХХ в. развитие тра-диций чаще связывалось не с возрождением архитектурных форм прошлого, а с учетом природно-ландшафтных условий, националь-ных особенностей психологии восприятия, использованием традиционных материалов.Традиционалистские течения 1960–1970-х гг. активно используют приемы сельской архитектуры — скатные крыши, принцип спонтанно развивающейся в пространственной среде застройки.В современной отечественной архитектуре, развивающей традиционалистское направле-ние, можно выделить три основных тенден-ции: знаковое использование стилевых черт в современном произведении; стилизаторство, применяемое как концепция восстановления участков среды с использованием приемов декорации, театрализации; сложный диалог с историей, использующий разнообразные ре-чевые приемы постсовременной архитектуры. Одним из перспективных направлений традиционализмав современной архитектуре является обращение не к формам и элементам историческихстилей и национального зодчества, но попытка создать современными приемами узнаваемыйобраз, характеризуемый ощущением гармонии и уюта. Эти задачи решаются применением вновой застройке ритмического и масштабного строя исторических построек, традиционныхкомпозиционных и градообразующих принципов, материалов. Примеры: Здание пинского филиала Бресткомбанка, Жилой дом по ул. Энгельса в Бресте
Традиционалистская концепция. Авангард. При общих концептуальных основах, ориентированных на разрыв с прошлым и кардинальное обновление формального языка, существует значительное разнообразие в трактовке авангардными архитекторами формальных, функциональных, конструктивных и социальных задач, во взаимодействии авангардных направлений с проявлениями традиционализма, неоклассики, ар деко. Значительный интерес представляют региональные особенности магистрального направления архитектуры ХХ в.Уникальность архитектуры белорусского авангарда обусловлена ее местом на границе между российским и западноевропейским и заключается в существовании двух разных его вариантов – восточного и западного. Близко авангардной архитектуре одно из проявлений ар деко – направление стримлайн, отличающееся от неоклассической версии стиля. Оно выражается в распространении закругленных форм, создающих эффект обтекаемости, близкий эстетике пароходов и автомобилей. Характерные приемы – цилиндрические объемы, закругленные углы, круглые “пароходные” окна, металлические “палубные” поручни, горизонтальные, часто прерванные пояса, заменяющая карниз плита-тяга, имитация горизонтального остекления. В стримлайне также присутствует историческая нота – в акцентировании фризов, цоколей, применении упрощенных элементов ордера и карниза. В динамичных композициях ар деко, его закругленных формах читается близость экспрессионизму. В постройках этого направления распространены ярусные композиции, декор.элементы – скульптурные рельефы, геометрический орнамент, сопоставление фактур в отделке фасадов.
В отличие от пространственной функциональности конструктивизма присущие ар деко композиции, решенные соотношением лаконичных геометрических объемов, рассчитаны в большей мере на создание художественного эффекта функциональности, конструктивности, что ярко представлено в объектах французского архитектора Р. Малле-Стевенса. Для стримлайна характерно членение фасадов широкими простенками – горизонтальными и вертикальными. Авангардное направление с элементами ар деко развивается в архитектуре Западной Белоруссии с середины 1920-х гг. на протяжении всего довоенного периода. Яркий пример тому в общественной архитектуре – здание, построенное для военизированной организации в Гродно (ныне Дом офицеров, архит. А. Дубанович, 1935 г.) В ярусной композиции выражена экспрессия приемов формообразования, в ней доминирует закругленный объем лестничной клетки с вертикальным ленточным остеклением, декорированный ребристой вставкой.
Приближенный к авангардной архитектуре вариант ар деко воплощен в здании городского суда в Бресте (1920–1930-е гг.) что прослеживается в членении фасадов сдвоенными лопатками, введении закругленных углов, декоративных вставок из горизонтальных ребристых поясов. Пропорции и закругленные завершения утонченных пилонов портика стрелкового тира в Бресте (1930-е гг.), выделенный горизонтальными поясами цоколь, стилизованный вогнутый карниз, переходящий в выносную плиту, демонстрируют вариант, в котором элементы стримлайна сочетаются с исторической темой.В многоквартирных домах Бреста часто встречается прием включения одноэтажных цилиндрических или полуцилиндрических объемов с террасой на кровле – в 3-этажных домах по улицам К. Маркса (1925 г.) Крупской – Гоголя (1936 г.). Асимметричными композициями на сочетании разных по высоте объемов решены два 3-этажных дома по ул. Советской в Лиде (1920–1930-е гг.). Геометризм форм подчеркнут протяженными угловыми балконами, высокими аттиками, маскирующими скатные кровли, лестничные марши выделены вертикальным остеклением.
Наибольшую популярность авангардное направление получает в архитектуре частных особняков. Разрабатывается новый тип индивидуального дома, характерной чертой которого является трактовка интерьера как гибкой среды, формируемой в соответствии с функциональной структурой и связанной с внешним окружением. Архитектурные решения строятся на основе пластичных композиций разных по высоте и конфигурации лаконичных объемов, художественного осмысления новых конструктивных технологий. В реальной практике это выражается в имитациях ж/б конструкций, плоских кровель в особняках из кирпича и дерева.