Перенос акцента на создание массового индустриального жилья с середины 1950-х гг. диктует эстетические и стилевые нормы, которые подчиняются требованиям технологичности И экономичности.
Изменение объекта проектирования от отдельного дома к крупномасштабным жилым образованиям — микрорайонам и жилым районам. В концепции проектирования Жилой застройки намечается разделение двух принципиально различных подходов: индустриально-технологический к проектированию отдельного дома (и его структурных составляющих — секции, каталога унифицированных изделий) и художестввино-композиционный к проектированию жилых образований.
Жилые дома, сформированные из стандартных унифицированных модулей, ЯВЛЯЮТСЯ в свою очередь модулем для решения композиционных задач в пределах градостроительных структур: использование комбинаций разных по высоте, протяженности и конфигурации объемов, повторов, доминантных акцентов. Развитие тенденций архитектуре Демонстрирует постепенное преодоление утилитарности и монотонности застройки.
Эстетика жилья в первое десятилетие рассматриваемого периода определяется лишенными индивидуальных характеристик домами одинаковой высоты и конфигурации плана, с применением однообразных приемов постановки, формирующими монотонную среду жилых районов, с планировочными характеристиками квартир, ориентированными на удовлетворение минимальных жилищных потребностей. Типовые дома из разных материалов — кирпича, силикатных, аглопоритовых и виброкирпичпых блоков, с навесными асбоцементными панелями, ячеистого силикатобетона, объемных элементов — практически не имеют различий в решении композиционно-планировочной структуры и фасадов в первое десятилетие периода.
Новые градообразуюшие перспективы предоставил в 1970-е гг. блок-секционный метод возведения массовой типовой застройки, повысивший градостроительную маневренность архитектурных решений, благодаря которому стали возможны разнообразные блокировки, сдвижки и повороты, использование секций (с разнообразным набором квартир‘ В проектировании серий принимали участие архитекторы Г. Сысоев, И. Поцова, И. Журавлев, А. Наумов, К. Соколова, Ю. Иванов, П. Жуков, Л. Мартынов. Индивидуальность подхода к градообразующим приемам формирования жилых структур, учитывающим их территориально-ландшафтные особенности, реализуется в многовариантности пространственно-композиционных связей. многоплановости перспектив и ракурсов восприятия, живописности силуэтов.
Введение блок-секционного метода позволило активно использовать ритм как средство выразительности зданий и жилых структур в повторяющихся фрагментах секций. Важными средствами выразительности становятся контрасты прямоугольных и криволинейных форм, протяженных и высотных объемов. Усложнение конфигурации жилых структур позволяет достичь пластичности общего силуэта и выразительности панорамы при небольшом разнообразии используемых типов серий. Спецификой градостроительных образований с середины 1960-х гг. становится повышенная этажность застройки. Жилой дом как единица структурного образования не преодолевает монотонности в решении фасадов, построенных на основе ритма оконных проемов, балконов и лоджий.
В 1970-е гг. осуществляются поиски выразительных возможностей различных строительных технологий. Пластическую вы выразительность фасадов в домах из объемных блоков, которые по технологии могут иметь только прямоугольную конфигурацию, демонстрирует 9-этажный дом галерейного типа по уж. Бельского в Минске (арх. В. Темнов, 1974-1976 гг.). дворовой фасад которого решен сочетанием горизонтальных ленточных ограждений галерей и выступающих под углом к плоскости фасада вертикальных объемов лестнично-лифтовых блоков.
Приемы колористического решения застройки варьируются от акцентирования насыщенными тонами узловых зданий композиции, роли силуэта, ритма архитектурных фрагментов и деталей фасадов до суперграфики на глухих торцах зданий.
Комплекс из трех 9-этажных жилых домов, объединенных блоками торговых учреждений, сформирован на бульваре Космонавтов в Бресте (арх. Р. Шилай, А. Козюков, Р. Будько, 1979 11). Дома состоят из двух объединенных лестнично-лифтовым узлом объемов с раскрепованными поверхностями фасадов, сложным ритмом. Консольно выступающих объемов, балконов и лоджий, сочетанием белого и красного цветов.
Композиция 12-этажных жилых домов с пристроенными объемами общественно—торговых учреждений по ул. Набережной в Бресте (арх. Р. Шилай, 1978 г.) сформирована из двух размещенных под углом объемов, объединенных лестнично—лифтовым блоком. Главные фасады решены сочетанием вертикального ритма ребер и горизонтального ритма размещенных в шахматном порядке балконов.
Ориентация на массовое индустриальное строительство жилья является главным направлением, определяющим художественные характеристики архитектуры периода. В качестве главных тенденций можно выделить широкие масштабы массовой застройки на основе использования типовых серий, расширение городских территорий за счет строительства новых районов, повышение этажности застройки.
Пластичность, силуэтность, живописность — характеристики, относящиеся к жилым образованиям (группам ДОМОВ, микрорайонам, районам), но не к отдельным Домам, которые не преодолевают однообразия и построены на монотонных повторах унифицированных элементов. Обширность пространственных образований во МНОГИХ ЖИЛЫХ районах, излишняя просторность. большая ширина улиц привели к потере масштабности застройки Человеку. Вместе с тем, достигнутая к концу периода многовариантность структурных построений жилых образований как основа их эстетической оценки позволяет сделать вывод о развитии таких тенденций в формообразовании жилой архитектуры. как усложненность, пластичность и живописность композиционных решений. индивидуальность архитектурного образа, камерность пространственных образовании.