Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика развития стилеобразующих процессов в жилой архитектуре в условиях массового индустриального строительства



Перенос акцента на создание массового индустриального жилья с середины 1950-х гг. диктует эстетические и стилевые нормы, которые подчиняются требованиям технологичности И экономичности.

Изменение объекта проектирования от отдельного дома к крупномасштабным жилым образованиям — микрорайонам и жилым районам. В концепции проектирования Жилой застройки намечается разделение двух принципиально различных подходов: индустриально-технологический к проектированию отдельного дома (и его структурных составляющих — секции, каталога унифицированных изделий) и художестввино-композиционный к проектированию жилых образований.

Жилые дома, сформированные из стандартных унифицированных модулей, ЯВЛЯЮТСЯ в свою очередь модулем для решения композиционных задач в пределах градостроительных структур: использование комбинаций разных по высоте, протяженности и конфигурации объемов, повторов, доминантных акцентов. Развитие тенденций архитектуре Демонстрирует постепенное преодоление утилитарности и монотонности застройки.

Эстетика жилья в первое десятилетие рассматриваемого периода определяется лишенными индивидуальных характеристик домами одинаковой высоты и конфигурации плана, с применением однообразных приемов постановки, формирующими монотонную среду жилых районов, с планировочными характеристиками квартир, ориентированными на удовлетворение минимальных жилищных потребностей. Типовые дома из разных материалов — кирпича, силикатных, аглопоритовых и виброкирпичпых блоков, с навесными асбоцементными панелями, ячеистого силикатобетона, объемных элементов — практически не имеют различий в решении композиционно-планировочной структуры и фасадов в первое десятилетие периода.

Новые градообразуюшие перспективы предоставил в 1970-е гг. блок-секционный метод возведения массовой типовой застройки, повысивший градостроительную маневренность архитектурных решений, благодаря которому стали возможны разнообразные блокировки, сдвижки и повороты, использование секций (с разнообразным набором квартир‘ В проектировании серий принимали участие архитекторы Г. Сысоев, И. Поцова, И. Журавлев, А. Наумов, К. Соколова, Ю. Иванов, П. Жуков, Л. Мартынов. Индивидуальность подхода к градообразующим приемам формирования жилых структур, учитывающим их территориально-ландшафтные особенности, реализуется в многовариантности пространственно-композиционных связей. многоплановости перспектив и ракурсов восприятия, живописности силуэтов.

Введение блок-секционного метода позволило активно использовать ритм как средство выразительности зданий и жилых структур в повторяющихся фрагментах секций. Важными средствами выразительности становятся контрасты прямоугольных и криволинейных форм, протяженных и высотных объемов. Усложнение конфигурации жилых структур позволяет достичь пластичности общего силуэта и выразительности панорамы при небольшом разнообразии используемых типов серий. Спецификой градостроительных образований с середины 1960-х гг. становится повышенная этажность застройки. Жилой дом как единица структурного образования не преодолевает монотонности в решении фасадов, построенных на основе ритма оконных проемов, балконов и лоджий.

В 1970-е гг. осуществляются поиски выразительных возможностей различных строительных технологий. Пластическую вы выразительность фасадов в домах из объемных блоков, которые по технологии могут иметь только прямоугольную конфигурацию, демонстрирует 9-этажный дом галерейного типа по уж. Бельского в Минске (арх. В. Темнов, 1974-1976 гг.). дворовой фасад которого решен сочетанием горизонтальных ленточных ограждений галерей и выступающих под углом к плоскости фасада вертикальных объемов лестнично-лифтовых блоков.

Приемы колористического решения застройки варьируются от акцентирования насыщенными тонами узловых зданий композиции, роли силуэта, ритма архитектурных фрагментов и деталей фасадов до суперграфики на глухих торцах зданий.

Комплекс из трех 9-этажных жилых домов, объединенных блоками торговых учреждений, сформирован на бульваре Космонавтов в Бресте (арх. Р. Шилай, А. Козюков, Р. Будько, 1979 11). Дома состоят из двух объединенных лестнично-лифтовым узлом объемов с раскрепованными поверхностями фасадов, сложным ритмом. Консольно выступающих объемов, балконов и лоджий, сочетанием белого и красного цветов.

Композиция 12-этажных жилых домов с пристроенными объемами общественно—торговых учреждений по ул. Набережной в Бресте (арх. Р. Шилай, 1978 г.) сформирована из двух размещенных под углом объемов, объединенных лестнично—лифтовым блоком. Главные фасады решены сочетанием вертикального ритма ребер и горизонтального ритма размещенных в шахматном порядке балконов.

Ориентация на массовое индустриальное строительство жилья является главным направлением, определяющим художественные характеристики архитектуры периода. В качестве главных тенденций можно выделить широкие масштабы массовой застройки на основе использования типовых серий, расширение городских территорий за счет строительства новых районов, повышение этажности застройки.

Пластичность, силуэтность, живописность — характеристики, относящиеся к жилым образованиям (группам ДОМОВ, микрорайонам, районам), но не к отдельным Домам, которые не преодолевают однообразия и построены на монотонных повторах унифицированных элементов. Обширность пространственных образований во МНОГИХ ЖИЛЫХ районах, излишняя просторность. большая ширина улиц привели к потере масштабности застройки Человеку. Вместе с тем, достигнутая к концу периода многовариантность структурных построений жилых образований как основа их эстетической оценки позволяет сделать вывод о развитии таких тенденций в формообразовании жилой архитектуры. как усложненность, пластичность и живописность композиционных решений. индивидуальность архитектурного образа, камерность пространственных образовании.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.