Контекстуальный подход - это способ, с помощью которого достигается органичное включение новой архитектуры в историческую окружающую среду.
Контекстуализм характеризует ансамблевость, связанную с явлением декоративности (отношениями предмета и среды). Контекстуализм — не цитирование отдельных форм и не художественная аллюзия, а особенное мироощущение. Явления контекстуальности закономерно возникают в архитектуре больших городов-музеев, где каждый художник вынужден работать в "контексте".
Например, Контекстуальное направление белорусского постмодернизма ярко проявляется в архитектуре Пинска. В жилых и общественных зданиях средствами современной архитектуры развиваются генотипы исторической среды города, композиционными и пластическими средствами создаются рефлексии архитектурных памятников. Характерной особенностью является распространение пластичных форм, элементов сложных криволинейных очертаний, в которых просматриваются аллюзии построек эпохи барокко. Архитектурный образ пинского филиала Бресткомбанка (архит.: А. Андреюк, В. Шелест, М. Давыдовский, 1996 г.). Архитектурная пластика, пространственносветовая концепция, структура каркаса трактованы как образные генотипы исторической архитектуры города.
Приемы: имитация традиционных элементов, масштаба, ритма членений исторических построек с акцентом театрализации. Пример: полифункциональный центр по ул. Советской (архит.: В. Казаков, В. Чайковский, Е. Чайковская, М. Бахуревич, 2001–2004 гг.) основан на контрасте исторических стилизаций и современных форм. Здание имитирует малоэтажную историческую застройку с доминирующим в композиции закругленным входным объемом, завершенным массивным ступенчатым карнизом и наклонным остеклением. Стилизованными фрагментами застройки в исторической среде города,выделенными из окружения контрастной цветовой гаммой, решены торговоофисный центр (архит.: В. Кескевич, В. Чайковский, Е. Чайковская, М. Бахуревич, А. Годун, 2004 г.) (фото 14) и административноторговое здание (архит.: В. Чайковский, А. Годун, 2007 г.) по ул. Советской. Приобретая современные яркие по цветовому и образному решению здания, город частично утрачивает старые постройки и запах времени, который уходит вместе с ними.
Концепция решения жилого комплекса в квартале улиц Маяковского – Советской – Комсомольской – Гоголя в исторической зоне Бреста включает использование исторических стилизаций с акцентом броских театрализованных декораций (архит.: В. Кескевич, Ю. Лавровский, С. Макарский, В. Чайковский, 2007 г.) (фото 15). В замкнутую жилую структуру, сформированную корпусами переменной этажности (3–6–9 этажей), включены исторические памятники. Каждая секция имеет индивидуальную пластическую проработку. Яркими акцентами фасадов являются входные зоны, решенные стилизованными порталами.
Тактичностью вхождения в городскую среду, утонченностью исторических аллюзий, в которых прослеживаются черты модерна, характеризуются жилые дома по пр. Машерова (архит.: В. Казаков, А. Селюх, 2004 г.), ул. Ленина (архит.: В. Казаков, А. Невар, 2007 г.) в Бресте. В прорисовке архитектурных деталей найдено гармоничное равновесие историчности и современности.
Разнообразием композиционно-пластических приемов, использованием метафор и интерпретаций классических прообразов характеризуются жилые дома, возведенные в Бресте по проектам мастерской В. Чайковского. Повышенная пластичность жилого дома по ул. Энгельса,11 (архит.: В. Чайковский, Е. Чайковская, В. и В. Вакульчики, 2002 г.) достигнута переменной этажностью (3–8 этажей), введением закругленных участков фасадов, акцента в угловой части в виде цилиндрического башенного объема с шатровым завершением.
Принципы постмодернизма в белорусской архитектуре последних десятилетий реализуются многогранно и своеобразно. Это проявляется в актуализации мотивов национального зодчества и контекстуальной концепции, содействуя активизации формальных поисков и расширению языка архитектуры.