В строительстве культурно-зрелищных сооружений наблюдается тенденция к формированию многопрофильных культурных центров, вхождению помещений культурно-просветительного, развлекательного характера в состав многофункциональных комплексов. Строительство кинотеатров в последние годы заменяется созданием видеотек с небольшими залами, театров - камерных театральных сцен. В определенной степени потребность в зрелищных помещениях обеспечена возведением во всех крупных городах Беларуси спортивных арен, предусматривающих трансформацию в зрелищные площадки для проведения концертов, спектаклей и т. д. Перемещение акцента от создания крупномасштабных зрительных залов к многозальным сооружениям демонстрирует создание 5-зального кинотеатра в Минске.
Здание Дворца Республики (арх. М. Пирогов, Л. Зданевич, А. Шабалин, 2000 г.), завершившее формирование Октябрьской площади в Минске, развивает неоклассический вариант рационалистичной архитектуры
В основе неомодернистского по стилистике международного образовательного центра в Минске (арх. О. Воробьев, Р. Пиршке, конец 1990-х гг.) лежит современная интерпретация идей художественного авангарда начала XX в.
Объемно-пространственная композиция открытого летнего театра в Витебске (арх. В. Бабашкин, 1988 г.) сформирована с учетом перепада рельефа от 4 до Им. Размещенный на естественном откосе амфитеатр представляет собой систему веерных секторов с врезанным в подтрибунное пространство блоком обслуживающих и технологических помещений. Над амфитеатром в 2007 г. сооружено перекрытие, представляющее собой решетчатую оболочку, усеченую с двух сторон наклонными плоскостями (арх. В. Кескевич, А. Ромашок, Е. Добрунов).
На эстетике конструктивных форм основана пластичная архитектурная метафора выставочного комплекса «Белэкспо» (рук. арх. Л. Москалевич, арх. Г. Ласкавая, Г. Федосенко, В. Копылов, 1988 г.), пространственной доминантой которого является объем, перекрытый оболочками двоякой кривизны.
Новое здание военно-исторического музея Суворова в Кобрине формирует вместе со старым корпусом сложную объемно-пространственную композицию вокруг внутреннего демонстрационного дворика (арх. А. Андреюк, 1986-1989 гг.). Архитектурный образ решен на стилизации традиционных народных построек со скатными крышами. В фасадах прочитываются горизонтальные членения, созданные участками стен из красного кирпича и белой штукатурки, в сочетании с вертикалями стилизованных дымоходов. Фасады завершены парапетами, имитирующими скатную кровлю. Здание 1-2-этажное, с открытой террасой на крыше 1-этажного объема.
Здание выставочно-экспозиционной галереи на территории ботанического сада в Минске (арх. Н. Замараева, 2006 г.) представляет собой 8-гранную остекленную пирамиду, завершенную куполом.
В стилистическом решении здания Национальной библиотеки (арх. В. Крамаренко, М. Виноградов, 2005 г.) неомодернистские черты с доминирующей ролью архитектурной метафоры, эстетикой современных конструкций и материалов совмещены с современной трактовкой классического архетипа центричного монументального сооружения с тяготеющим к соборности образом.
Новые тенденции в проектировании кинотеатров проявляются в пятизальном кинотеатре на пл. Юбилейной в Минске (арх. В. Куцко, 2000-е гг.).
Спортивные сооружения:
В симметричных композициях ледовых дворцов в Витебске, Гомеле, Бресте, Могилеве доминируют индивидуально трактованные входные порталы. Наиболее близок к неоклассическому образу витебский дворец (арх. И. Бовт, А. Шафранович, 1999 г.).
Главный фасад здания ледового дворца в Бресте (арх. И. Бовт, В. Шевченко, при участии С. Стрельцова, Л. Суховой, 2000 г.) решен расширенной кверху ступенчатой композицией плоскостей зеркального остекления, горизонтальный ритм которых прерывается вертикалями выступающих лестничных блоков.
Для архитектуры спортивных сооружений характерно использование выразительных возможностей большепролетных конструкций. Главный выразительный элемент здания ледовой площадки Дворца спорта в Минске (арх. И. Бовт, А. Шафранович, 1999 г.) - динамичное по форме, визуально легкое перекрытие, спускающееся к реке и вызывающее ассоциации с парусом.
Художественная концепция универсального спортивного комплекса "Виктория" в Бресте (арх. В. Кескевич, Т. Мороз, Г. Кескевич, 1-я очередь - 2004 г.), в решении которого активную роль играет хай-тековская тема, подчинена выявлению конструктивно-функционального решения здания. Островной участок продиктовал объемно- планировочное решение, в котором отсутствуют второстепенные фасады. Композиция сформирована из диагонально ориентированного объема шатрового типа с амфитеатром, перекрытого двумя треугольными в плане структурными плитами, образующими два ската, и объема тренировочного зала. Диагональная ориентация арены обусловила размещение трибун, под которыми организован круговой обход через анфиладу вестибюля, холлов, фойе. Хай-тековскую основу образа составляют конструктивные элементы и металлические панели в отделке. Выразительность хай-тека использована в решении комплекса гребного канала в Бресте (арх. В. Кескевич, 2007 г.), построенного на сочетании динамичных форм в сложной пространственной композиции комплекса и окрашенных в синий цвет металлических элементов.
В сложной композиции универсального спортивного комплекса в Пинске (арх. Л. Жук, Е. Попова, Л. Головко, П. Муковозчик, О. Прохоренко, Е. Коваль, Е. Саморай, Л. Труфанова, 2007 г.) доминирует цилиндрический объем зала, перекрытый куполом. Выразительным элементом композиции являются криволинейные крыши, имитирующие волны. Входной объем акцентирован металлическим ажурным шпилем, поддерживающим ванты козырька.
Реконструированные в последние годы стадионы представляют собой крупные многофункциональные спортивные комплексы. Композиционным ядром комплекса стадиона «Динамо» в Бресте (арх. Е. Крапивной, Ю. Мартынов, 2000-е гг.) является крытая 2-ярусная западная трибуна на 8000 мест с комплексом под- трибунных помещений.
Здание стрелкового тира в Бресте (арх. Е. Крапивной, Г. Васьков, 2004 г.) включает 4 стрелковых зала с антресолями для зрителей, сауну, бассейн, спортзал. Объем перекрыт структурной металлической конструкцией. Акцептом главного фасада является входная ниша с колоннами. В решении фасадов использованы стилизованные пилястры, карниз, графический рисунок на поверхности стены. Колористическое решение построено на сочетании белого и бирюзового цветов.
Характерной тенденцией для сооружений, размещенных в природном окружении, является использование форм традиционных народных построек. Архитектурное единство зданий горнолыжного комплекса «Силичи» под Логойском (2004-2007 гг.) достигнуто благодаря профилям скатных крыш, отделке из природного камня и дерева. Комплекс сформирован из зданий гостиницы и ресторана, связанных переходом (арх. А. Тельцов, Е. Яворский, Н. Санина, С. Князев, И. Данилович)