Для определения стиля послевоенного десятилетия используется термин историзм. Он возник на стыке стилей, развивающихся в послевоенный период. Наличие нескольких стилей, т.е. свободное трактование исторических стилей с требованиями идеологии.
Статус официальной в советской архитектуре получила концепция "монументального стиля", в которой свободно трактуются исторические прообразы с идеологическими символами культуры соцреализма.
Повышается использование национальной темы в трактовке деталей, использовании национального орнамента.
Типичные приемы: свободное перефразирование классических объектов, повышение пластической декоративности.
Историзм в Беларуси опирается на классицизм, ампир, палладианство. Белорусская архитектура не опирается в своей идеологической концепции на отдельный дом, а сочетает дома в отдельный архитектурный ансамбль. Они реализуются в осевых композициях. Фиксирование композиционных центров высотными доминантами в архитектурных ансамблях. Дома выстраиваются по периметру, акцент на главный фасад, который выходит на красную линию улицы.
арх. Парусников "Площадь независимости в Минске",
арх. Власов "Крещатик в Киеве"
Специфика Минского ансамбля - более камерный масштаб сооружений. Формирование центральных и периферийных районов. Укрупненный масштаб, насыщенность декором. Основной акцент на архитектурную форму. Использование ценных отделочных материалов. Противоречие художественного и функционального аспекта, т.е. дома строятся типовыми, но индивидуально оформляются.
Исторический феномен заключается в соединении форм неоклассики со знаками соц-идеологической концепции.
Теория синтеза искусств - отражает тенденцию стилевого единства архитектуры и культуры. Основа такого синтеза - вербальный текст. Пластика фасадов включает вставки геральдического и эмблематического характера, использование коммунистических атрибутов, растительного и национального орнамента.
Бутафорский характер фасадов.
Арх. Заборский, Барщ, Барахвин.
В это время в мировой архитектуре господствует модерн.
Приемы интерпретации исторических стилей в архитектуре общественных зданий.
Историзм в архитектуре жилых зданий
Историзм в архитектуре жилых зданий:
1) Ансамбливость городской застройки, основ-й фронт формир-ся жилыми домами.
2) Разное соотношение критериев художественности и индустриальности.
3) Дома возводятся по периметру кварталов, вход оформляется торжественными арками и входными воротами.
Парадность и ее особенности:
*Большая площадь и высота
*Значительный набор подсобных помещений
*Наличие просторных прихожих, связ-х с залами проемом.
*анфиладная планировка
*> количество 4-х комнатных квартир.
Коммунальный способ заселения.
В ансамблевой застройке центр-х улиц исп-ся индивид-е проекты 4-х, 5-ти этаж-х домов на основе типовых секций.
Фасады зд-й, удаленных от центра решены проще.
Периферийные здания имеют меньший набор помещений либо отсутствие некоторых помещений.
Использ-е типовых секций с декором.
Декорат-е оформление ассоциир-ся с классическими ренессансными фасадами.
Логика деления на ярусы подчинена декоративному эффекту(1-й ярус рустовка).
В Беларуси неопалладинская классика.
В решении фасадов исп-ся ренессансные палаццо(характерное ярусное членение и создание эффекта облегчения стены к верху, равномерный ритм оконных проемов)
Явл-ся распрастр-м мотив аркады.
Такие принципы исп-ся в зд-х пр-та Независимости в Минске.
Идея ансамбля реализована суммой планировочных и пластических приемов:
1) Одинаковая высота и совпадение гориз-х членений зданий.
2) Исп-е общих пластических тем в разработке фасадов.