К 1950 г. школьная сеть и БССР была полностью восстановлена. Отличительной чертой послевоенного строительства является то, что все новые школы возводились но типовым проектам, разработанным центральными проектными институтами.
Основным и типовыми проектами, получившими в республике распространение, являются четырехэтажная школа на 880 учащихся, двухэтажные школы на 400—440 учащихся (одна из которых с центральным, а другая с печным отоплением) и двухэтажная семилетняя школа на 280 учащихся.
Принципиального различия в плапировочных и конструктивных схемах школ не было. Отличались они главным образом объемом и внешним обликом.
Общей для большинства типов школ была П-образная форма в плане. Основные и вспомогательные помещения группировались около уширенного коридора рекреации. В торцах зданий располагались лестничные клетки.
Существенным недостатком проектов было уменьшение ряда основных помещении: вестибюля, гардероба, рекреации, санузлов. В типовых проектах школ малой вместимости отсутствовали актовый и физкультурный залы. В школах на 880 учащихся они хотя и имелись, но по своим размерам и в связи с отсутствием подсобных помещении были неполноценны. Во всех без исключения типовых проектах слабо был разработай вопрос дифференуиации учебных групп по возрастному принципу.
В оформлении фасадов часто применялись рустовка, декорирование пилястрами, а иногда и колоннами. Здания венчались тяжелыми карнизами, а входы подчеркивались усложненными порталами.
Строительство детских дошкольных учреждений осуществлялось но двум направлениям. Одним из них, наиболее распространенным, было размещение детских учреждений в первых этажах жилых домов, а другим возведение самостоятельных здании по типовым проектам. Встроенные помещения проектировались одновременно со всем жилым домом, в котором размешались. Они вписывались в конструктивную схему всего дома, ограничивая тем самым организацию функционального процесса. Поэтому детские дошкольные учреждения были маломестные, без четкого планировочного решения. В них не представлялось возможным устраивать такие необходимые для детей помещения, как, например, веранды. Световые проемы подчинялись общей композиции дома и, как правило, не соответствовали нормам. Существенным недостатком была невозможность организовать участок для прогулок.
Напор типовых проектов для отдельно стоящих детских учреждений был от 25 до 110— 125 мест. В планировочном отношении они явились развитием и совершенствованием предвоенных типовых проектов и отличались от них более развитым набором помещений. Здания строились одно и двухэтажные. Фасады украшились портиками, пилястрами, различными лентами деталями, балюстрадами и т. д.
Во внутренней отделке обоих типов детских садов и яслей применялись карнизы, розетки, сложные филенчатые двери, что значительно осложняло уборку помещений.
Из восстановленных вузов республики наиболее значительными были Университет и Политехнический институт в Минске.
Университет после воины разделился на три отдельных вуза: Медицинский институт, Педагогический и собственно Университет. Восстанавливались они раздельно, без общего архитектурного замысла. Корпуса мединститута сохранили полностью довоенный облик и планировку. Корпуса университета при реконструкции (арх. С.Ботковский) сохранили в основном прежнюю внутреннюю планировку. В решении внешнего облика пластика здания обогатилась путем введения архитектурных деталей. Педагогическим институт при восстановлении (арх. Г. Заморским), насколько позволяла структура здания, пыл решен с применением классических элементов декора с добавлением национального белорусского арнамента.
Все здания Политехнического института восстановлены на совершенно новойоснове. Главный корпус отступает от красной линии, образуя благоустроенный курдонер. В послевоенном виде зданию приданы монументальные черты с модернизированным классическим декором (арх. Л. Рыминскпй, Л. Усова). Окружающие его сооружении решены соподчиненно и скромнее, но в одном и том же архитектурном характере. Благодаря этому весь комплекс приобрел ансамблевые качества.
Для строительства вузов, техникумов, следиальных и ремесленных училищ использовались типовые проекты школ. Это обстоятельство объясняется тем, что не было типовых решений для вузовских комплексов.
Из специальных школ Высоким архитектурным достоинством обладает здание Суворовского училища и Минске (арх. Г. Заборский). Исспользуя в основном сохранившийся остов здания, автор заново создал объемно-пространственную композицию. Главный фасад здании, выходящий на площадь Парижской Коммуны, представляет собой симметричную композицию с выделенным центральным объемом. Массивная нижняя часть здания на всю длину фасада расчленена чередованием бриллиантового руста и гладких поясов. В верхней части-пилястры дорического ордера, которые в центральном объеме заменены спаренными колоннами. Фронтон над главным входом имеет барельеф с портретом Суворова в окружении знамен и оружия. Насыщенной декоративными деталями центральной части отвечают более скромно оформленные боковые ризалиты. Четырехэтажный большой протяженности объем за счет введении вертикальных членений не воспринимается распластанным.