Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тенденции слияния неоклассического направления и Ар Деко в жилой архитектуре



Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъему градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску.

Ар-деко́, также «арт-деко» − Это эклектичный стиль, который представляет собой синтез модерна и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм. Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

Трудно переоценить значение художественных открытий авангарда в развитии модернистской архитектуры первой половины ХХ в., экспериментальных поисках новейшей архитектуры и рождении идей, имеющих выход в век ХХІ. При общих концептуальных основах, ориентированных на разрыв с прошлым и кардинальное обновление формального языка, существует значительное разнообразие в трактовке авангардными архитекторами формальных, функциональных, конструктивных и социальных задач, во взаимодействии авангардных направлений с проявлениями традиционализма, неоклассики, ар деко.

Диапазон стилевых черт ар деко многолик. Он варьируется от модернистских форм до слияния с неоклассикой, проявляется в многообразных соединениях этнических и декоративных мотивов. Близко авангардной архитектуре одно из проявлений ар деко – направление стримлайн, отличающееся от неоклассической версии стиля (термин “стримлайн” применяется американскими и российскими исследователями П. Байером, Е. Овсянниковой, М. Тукановым, В. Хайтом). Оно выражается в распространении закругленных форм, создающих эффект обтекаемости, близкий эстетике пароходов и автомобилей. Характерные приемы – цилиндрические объемы, закругленные углы, круглые “пароходные” окна, металлические “палубные” поручни, горизонтальные, часто прерванные пояса, заменяющая карниз плита-тяга, имитация горизонтального остекления. В стримлайне также присутствует историческая нота – в акцентировании фризов, цоколей, применении упрощенных элементов ордера и карниза. В динамичных композициях ар деко, его закругленных формах читается близость экспрессионизму. В постройках этого направления распространены ярусные композиции, декоративные элементы – скульптурные рельефы, геометрический орнамент, сопоставление фактур в отделке фасадов.

В отличие от пространственной функциональности конструктивизма присущие ар деко композиции, решенные соотношением лаконичных геометрических объемов, рассчитаны в большей мере на создание художественного эффекта функциональности, конструктивности, что ярко представлено в объектах французского архитектора Р. Малле-Стевенса. Для стримлайна характерно членение фасадов широкими простенками – горизонтальными и вертикальными. Как подчеркивает Г. Ревзин, ритм соотношения элементов в постройках ар деко основан не на тектонике, а на принципах построения орнамента.

Вариант ар деко, объединяющий неоклассические и модернистские приемы, демонстрирует 2-этажный дом по ул. Советской в Пинске (1928 г.) (фото 11). Модернистские черты: высокий аттик, вертикальное ленточное остекление, протяженные балконы – совмещены с характерными для ар деко каннелированными пилястрами без капителей, закругленным углом, отделяющим аттик прерванным поясом, выносной плитой-тягой, заменяющей карниз, ступенчатым аттиком. Черты ар деко проявляются в использовании оконной решетки в виде геометрического орнамента. Синтез авангардных, классицистических элементов и приемов ар деко присутствует в деревянном особняке по ул. Словацкого в Гродно (1930-е гг.). Ярусная композиция построена на сочетании боковых ризалитов с полуколоннами и повышенного центрального аттика с проемами и выносным карнизом, имитирующим плоскую кровлю. Симметрия композиционного построения подчеркнута в 2-этажном деревянном доме по ул. Дзержинского в Пинске – боковыми ризалитами с балконами и повышенной центральной частью. Характерные для ар деко приемы – орнаментальный композиционный ритм, фактурные вставки встречаются в особняке по ул. Гоголя в Бресте (1928 г.


 

9 Генеральный план Минска

Генеральный план Минска был разработан белорусскими проектировщиками (М. Трахтенберг, М. Андросов, К. Иванов, Р. Образцова, В. Толмачев) в 1946г., а в 1948г. утвержден.

Следуя установившимся принципам реконструкции советских городов, авторы сохранили в основном сложившуюся в прошлом планировочную структуру города, но подвергли ее решительному улучшению. В Минске в соответствии с планом развития народного хозяйства БССР на 1946-1950 гг. создавалась крупная автомобильная, тракторная, велосипедная и радиотехническая промышленность, а разрушения представляли возможность усовершенствования структурных узлов генерального плана.

Старая главенствующая ось генплана, образованная проспектом Ленина и улицами Пушкинской, Брилевской и Московской, идущая с востока на запад (Брест-Москва) дополнялась поперечной магистралью (север-юго-восток), образованной Могилевским шоссе, Долгобродской и Сторожевской улицами. Одновременно были запроектированы обходные кольцевые магистрали, позволяющие вывести транзитное движение из центральных районов города и улучшить транспортные связи между новыми промышленными районами.

Старый Минск был беден зеленью и особенно водой. Его речка Свислочь, протекающая через центр, летом просто пересыхала. Новый генеральный план намечал большие работы по созданию путем запруд в верховьях Свислочи озера площадью в 30 га, на берегах которого разбивался Парк культуры и отдыха, а обводненная благодаря этому Свислочь в пределах города становилась важным фактором городского ландшафта и улучшения городского микроклимата.

Вследствие крайне острой нужды в жилище в начальный период (1946-1948 гг.) в Минске строились малоэтажные дома, для этого были выделены специальные территории, главным образом вблизи новых промышленных районов. Но уже с 1949 г. новое строительство осуществлялось домами в пять — восемь этажей. По идее генерального плана проспект Ленина, соединяющий ряд пространственных ансамблей: площадь Ленина, центральную площадь, парк 30-летия БССР и Круглую площадь, был запроектирован как своеобразный пространственно протяженный центр города. По­перечные улицы хорошо связывают ансамбль центра с другими районами. Коренной реконструкции подвергалась предвокзальная площадь, ее выразительная композиция также преследовала цель связать въезд в город с пространством проспекта Ленина (Б. Рубаненко, Л. Голубовский и С. Корабельников).


 

10. Послевоенные генпланы городов республики.

Во всех генеральных планах городов послевоенного периода получили дальнейшую конкретизацию и развитие принципы зонирования городских территорий, с четким выделением промышленных, селитебных, транспортных, складских и других зон.

В новых генпланах на более высоком уровне решались вопросы транспортных связей. Город­ская уличная сеть получила четкую дифферен­циацию. Начертание магистралей и улиц производилось с учетом функционального назначе­ния. Особо стали выделяться главные городские диаметры. Заранее проектировались объездные транспортные пути. Более четкую систему полу­чила организация городских площадей.

Важное место отводилось мероприятиям по оздоровлению путем улучшения природной сре­ды, развития системы зеленых насаждений и очистки воздушного и водного бассейнов городов.

Повысился уровень инженерного благо­устройства городских территории. Подверглись реконструкции набережные с освобождением их от хаотической застройки. Предусматривались работы по обводнению городов нуждающихся в этом. Закладывались новые парки, скверы и многочисленные спортивные комплексы. Значительное развитие получила комплексная застройка городов. Более внимательно архитекторы стали относиться к ландшафту города при создании его ансамблей.

Ошибки градостроительства заключались в том, что архитекторы широко применяли приемы планировки и застройки 18 и начала 19 столетий. Художественному оформлению городских ансамблей придавалось первоочередное значение. В то же время и малоэтажной застройке, особенно усадебного типа, к этим вопросам относились пренебрежительно. Даже в поселках, построенных по сериям типовых проектов, привязка домов осуществлялась чисто механически, без всякого архит.согласования.

Своеобразие городов определялось конкретными условиями: географической средой, историческими традициями, экономикой и перепек тивами развития. В то же время в них последовательно развиваются основные принципы советского градостроительства. К их числу отно­сятся: всесторонний учет природных условий и коренное улучшение городского ландшафта, со­хранение и одновременное решительное улучшение исторически сложившейся планировки города; устранение сложившегося в досоветское время резкого контраста между центром и окраинами городов; создание городских ансамблей.

В послевоенное время большинство центров белорусских городов создавалось заново. Мно­гие улицы сохранили свое направление. Однако они подверглись коренной реконструкции. Эти улицы спрямлены, расширены, улучшены их продольные и понеречные профили, архитектура, благоустройство.

Многие города республики лежат на боль­ших полноводных реках, имеют сложный и интересный рельеф. Здесь в первую очередь решался вопрос о том, чтобы очистить и благо­устроить набережные, сделать их достоянием всего города. Важная роль придавалась использованию природных факторов городских терри­тории и преобразованию городского пейзажа. В Полоцке, например, благоприятный для города живописный рельеф и водные пространства— Западная Двина и Полота. Но в нем почти не было парков. Генпланом было предус­мотрено устройство парков, бульваров, широких набережных с многоэтажной застройкой. Запад­ная Двина и ее набережные стали композици­онной осью города. Параллельно реке проложен главный проспект с площадями Центральной, Театральной, Предпарковой. Все опи раскрыва­ются в сторону реки.

В Витебске генеральным планом предусма­тривалось устройство вдоль Западной Двины набережных со сквозным движением. Парал­лельно реке проходит главная магистраль, а между ними расположены основные городские площади. По живописной пойме р.Витьбы запроектирован крупный зеленый массив.

В Гродно в планировочной композиции так­же активно участвуют река и набережные, ос­новная магистраль и городские площади. В городе и раньше было много зелени, но в основном линейных посадок. Поэтому создание крупных зеленых массивов явилось важным элементом городского ландшафта.

Разносторонний учет природных условии местности, предоставление лучших мест в городе для общето пользовании, использование и улучшение ландшафта - все это заложено в проектах планирлвки и других городов БССР.

Центры многих белорусских городов несут определенные архитектурно-художественные черты историческою развитии. К таким городам относятся Гродно, Минск, Витебск, Гомель, Минск, Полоцк. Несвиж.

Преемственность исторических традиции в развитии центральных ансамблей хорошо прослеживается в застройке Гомеля. КОмпозиционным центром города с начала 19в был днорец Румянцева-Паскевича с великолепным пар­ком. Все развитие города подчинялось этому комплексу, как главному в его планировке. Важнейшие улицы - современные Советская и Ленина — образуют двухлучевую композицию, перспективно завершенную зданием дворца. В генеральном плане Гомеля при решении центра получили использование и дальнейшее развитие традиции русского классицизма.

По иному создавался центр Бреста. Старая его планировка была однообразна, не имела центрального архитектурного акцента. По генеральному плану между крепостью и городом создается большой парк, в головной части которого располагается Центральная площадь.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.