Понятие инфляции. Кейнсинаская и монетаристская трактовки инфляции. Причины инфляции. Инфляция как многофакторный процесс. Монетаристские и немонетаристские причины инфляции. Инфляционные ожидания. Внешние факторы инфляции.
Инфляция спроса и инфляция издержек, их взаимодействие.
Стадии развития инфляции. Измерение степени развития инфляции. Индексы Пааше, Ласпейреса, Фишера. Показатели инфляции. Критическая точка инфляции. Темпы инфляции и их колебание.
Теория ускорения инфляции. Последствия ускорения инфляции.
Виды инфляции. Открытая и подавленная, прогнозируемая и непрогнозируемая инфляция. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция. Стагфляция.
Социально-экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на состояние экономики. Диспропорции в экономике. Сокращение сбережений. Инфляционный налог. Обесценение налоговых поступлений. Эффект Танзи-Оливера. Дифференциация доходов различных групп населения.
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Адаптивные и рациональные ожидания. Гистерезис.
Государственная система антиинфляционных мер.
Занятость как экономическая проблема. Научные подходы к проблеме занятости. Понятие безработицы. Схема движения трудоспособного населения.
Причины безработицы (классическая, кейнсианская и марксистская точки зрения). Спад в экономике.
Виды безработицы (фрикционная, структурная, естественная, институциональная). Естественная безработица и факторы влияющие на ее величину. Гистере-зис. Понятие конъюнктурной безработицы и вызванное ее динамикой состояние рынка труда. Закон А. Оукена и кривая А. Оукена. Графический вывод кривой А. Оукена. Факторы сдвига кривой А.Оукена.
Функция совокупного предложения с позиций кейнсианства. Эффект занятости и эффект производства. Нулевое и отрицательное значение эффекта занятости и эффекта производства. Графический вывод функции совокупного предложения при наличии денежных иллюзий.
Функция совокупного предложения в неоклассической концепции. Графический вывод функции совокупного предложения при отсутствии денежных иллюзий.
Государственное регулирование занятости.
Планы семинарских занятий
1. Понятие инфляции.
2. Кейнсинаская и монетаристская трактовки инфляции.
3. Причины инфляции.
4. Инфляция спроса и инфляция издержек, их взаимодействие.
5. Стадии развития инфляции.
6. Измерение степени развития инфляции. Индексы Пааше, Ласпейреса, Фишера. Показатели инфляции. Критическая точка инфляции. Темпы инфляции и их колебание.
7. Теория ускорения инфляции.
8. Виды инфляции.
9. Социально-экономические последствия инфляции.
10. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Адаптивные и рациональные ожидания. Гистерезис.
11. Государственная система антиинфляционных мер.
12. Занятость как экономическая проблема.
13. Причины безработицы (классическая, кейнсианская и марксистская точки зрения).
14. Виды безработицы (фрикционная, структурная, естественная, институциональная).
15. Понятие конъюнктурной безработицы и вызванное ее динамикой состояние рынка труда.
16. Закон А. Оукена и кривая А. Оукена. Графический вывод кривой А. Оукена. Факторы сдвига кривой А.Оукена.
17. Функция совокупного предложения с позиций кейнсианства. Эффект занятости и эффект производства. Нулевое и отрицательное значение эффекта занятости и эффекта производства. Графический вывод функции совокупного предложения при наличии денежных иллюзий.
18. Функция совокупного предложения в неоклассической концепции.
19. Государственное регулирование занятости.
Задания
Задача 1.
Уровень безработицы в текущем году составил 7 %, а реальный ВВП – 820 млрд.долл. Естественный уровень безработицы равен 5 %. Определите величину потенциального ВВП, если коэффициент Оукена равен 3.
Задача 2.
Количество работающих 180 человек, безработных 20 человек, взрослых 400 человек. Найти уровень участия, уровень безработицы и долю безработных во взрослом населении.
Задача 3.
Имеется 8 домохозяйств. Доход i-го домохозяйства равен 20+3i. Найти квартильный коэффициент.
Задача 4.
Потенциальный ВВП равен 40, а естественный уровень безработицы 5 %. Постройте уравнение кривой Оукена, если коэффициент равен 2,5
Задача 5.
Рыночный спрос на труд описывается формулой , где LD – объем используемого труда в тысячах человеко-дней, а W – дневная ставка заработной платы. Рыночное предложение труда описывается формулой . Определите объем безработицы при установлении государством минимальной ставки заработной платы в 30 условных единиц.
Задача 6.
Уровень безработицы в текущем году составил 9 %, а реальный ВВП – 750 млрд.долл. Естественный уровень безработицы равен 5 %. Определите величину потенциального ВВП, если коэффициент Оукена равен 2,5.
Задача 7.
Домохозяйка имеет 100 ден. ед. и решает: сберечь их или потратить. Если она положит деньги в банк, то через год получит 112 ден. ед. Инфляция составляет 14% в год.
Необходимо определить:
1. Какова номинальная процентная ставка?
2. Какова реальная процентная ставка?
3. Какой совет следует дать домохозяйке?
4. Как повлияет на решение снижение темпа инфляции до 10% при неизменной номинальной ставке процента?
Задача 8.
Если индекс цен в прошлом году был 110, а в этом году – 121, то каким будет уровень инфляции в этом году? Что означает «правило величины 70»? Сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранилась на уровне 2%, 3%, 5%, 10% в год?
Задача 9.
Денежная масса в текущем году = 250 млрд. Скорость обращения денег в текущем году = 10. В следующем году денежная масса вырастет на 200 млрд. Скорость обращения денег в следующем году станет = 8. ВВП (реальный) в следующем году вырастет на 20%
Рассчитать: В следующем году ВВП (номинальный) и темп инфляции.
Задача 10.
За год цены выросли на 40%, за одиннадцать месяцев на 25%. Через сколько времени цены вырастут в два раза, если сохранятся декабрьские темпы инфляции.
Задача 11.
Каждый месяц цены растут на 1,5%. Каков ожидаемый уровень инфляции за год?
Задача 12.
Уровень инфляции в марте составил 2%, в апреле – 1%, в мае – 3%. Необходимо рассчитать индекс инфляции за рассматриваемый период.
Задача 13.
Кредит в размере 50 тыс. руб. выдается на 3 года. При ожидаемом годовом уровне инфляции 10% реальная доходность операции должна составить 3% по сложной ставке процентов. Определите ставку процентов по кредиту с учетом инфляции, погашаемую сумму и сумму начисленных процентов.
Задача 14.
Определить уровень инфляции в этом году, если индекс цен за прошлый год был 125%, а в этом году 141%. Рассчитайте, через сколько лет уровень инфляции удвоится.
Формы текущего контроля:
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос
- знания базовых понятий и основных теорий;
- умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;
- применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;
- умение формировать и аргументировать личную позицию;
- наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;
- общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.
Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания