Цели: изучить причины и последствия существования трансакционных издержек, связь уровня трансакционных издержек с качеством институтов.
Задачи: доказать производительность добровольного обмена; рассмотреть понятие трансакций и их виды; привести различные определения трансакционных издержек; рассмотреть существующие классификации трансакционных издержек; связать роль институтов в рыночной экономике со снижением трансакционных издержек; изучить модель институционального равновесия
Ключевые термины: трансакционные издержки; трансакции; ex ante; ex post; оппортунистическое поведение; моральный риск; отлынивание; вымогательство; трансформационные издержки; организационные издержки; институциональное равновесие; издержки коллективного действия
Выводы: Экономический обмен происходит только тогда, когда каждый его участник, осуществляя акт мены, получает какое-либо приращение ценности к ценности существующего набора благ. Однако заключение сделок между агентами связано с определенными издержками, которые называются трансакционными. Согласно Коузу, трансакционные издержки трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта». Роль институтов в рыночной экономике заключается в снижении трансакционных издержек.
Форма текущего контроля – посещение лекций и тест
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
2.
Тест
Количество правильно выполненных тестовых заданий
Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Если доля правильно выполненных тестовых заданий меньше 60%, баллы не начисляются; если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 60% но меньше 80%, студенту начисляется 1 балл за прохождение теста; а если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 80%, студенту начисляется 2 балла за прохождение теста
Тема 4. Трансакционные издержки (семинар)
Цели: изучить причины и последствия существования трансакционных издержек, связь уровня трансакционных издержек с качеством институтов.
Задачи: доказать производительность добровольного обмена; рассмотреть понятие трансакций и их виды; привести различные определения трансакционных издержек; рассмотреть существующие классификации трансакционных издержек; связать роль институтов в рыночной экономике со снижением трансакционных издержек; изучить модель институционального равновесия
Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики
Форма текущего контроля – работа на практических занятиях
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Работа на практических занятиях
Участие в семинарском занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.