Объект макроэкономики. Единство объекта науки и различие подходов к его анализу. Углубление общественного разделения труда и формирование национального хозяйства как единого целого. Национальная экономика как органическая система и ее основные элементы: национальное производство, национальное воспроизводство, национальный рынок.
Предмет макроэкономики. Система понятий, отражающая экономические отношений и закономерностей, формирующие общее равновесие (неравновесие).
Агрегированный характер национальной экономики и проблема общего (макроэкономического) равновесия. Экономические и социальные аспекты макроэкономического равновесия. Исторический процесс развития объекта макроэкономики и нарастание экономической обособленности ее субъектов и дифференциации их экономических интересов. Возникновение проблемы неравновесия и экономических колебаний. Взаимодействие индивидуальных выборов каждого экономического агента как основа формирования общенационального равновесия. Макроэкономическое равновесие, неравновесие и экономическая динамика - центральные проблемы макроэкономики.
Метод макроэкономического анализа: общее и особенное. Математический, балансовый и статистический методы анализа. Системный подход, агрегирование, моделирование, принцип временной классификации процессов и явлений. Роль принципа агрегирования в макроэкономическом анализе. Роль графического анализа в современной экономической теории. Региональная специфика макроэкономической теории и практики.
Макроэкономическая теория и экономическая политика государства.
Планы семинарских занятий
1. Что представляет собой объект макроэкономики?
2. Какие трактовки предмета макроэкономики вам известны? В чем их специфика?
3. Каковы основные элементы национальной экономики?
4. Раскройте особенности методологии макроэкономики.
Формы текущего контроля:
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос
- знания базовых понятий и основных теорий;
- умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;
- применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;
- умение формировать и аргументировать личную позицию;
- наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;
- общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.
Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания
Тестирование
Количество правильно выполненных тестовых заданий
Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Затем полученный процент умножается на количество баллов за 1 тестирование