Сущность и необходимость государственного регулирования макроэкономических процессов в рыночной экономике. Роль государственного регулирования экономики в интерпретации различных школ: /(классическая (неоклассическая), кейнсианская, монетаристская/). Основные черты и уровни госрегулирования. Цели государственного регулирования рыночной экономики. Основные принципы регулирования экономики. Экономические функции государства в рыночной экономике. Границы государственного вмешательства в рыночную экономику.
Направления госрегулированпя. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование макроэкономических пропорций. Политика регулирования занятости, антициклическая политика. Государственная политика стимулирования экономического роста и прогрессивных структурных сдвигов в экономике.
Структура государственного сектора экономики. Регулирование деятельности государственных предприятий. Государственные закупки, государственные расходы, трансфертные платежи. Влияние государственных расходов и налогов на совокупный спрос и предложение, выпуск продукции.
Формы воздействия государства на финансовую систему. Проблемы налогообложения, бюджетного регулирования. Эффективность фискальной политики. Реализация государством денежно-кредитной политики. Разгосударствление экономики при переходе к рыночным отношениям. Либерализация рынков, стимулирование конкуренции, контроль над монопольными рынками.
Государственное регулирование различных сфер социально-экономической жизни общества. Общемировая тенденция государственного контроля и регулирования.
Планы семинарских занятий
1. Сущность и необходимость государственного регулирования макроэкономических процессов в рыночной экономике.
2. Роль государственного регулирования экономики в интерпретации различных школ.
3. Направления госрегулированпя. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.
4. Структура государственного сектора экономики.
5. Формы воздействия государства на финансовую систему.
6. Государственное регулирование различных сфер социально-экономической жизни общества.
Формы текущего контроля:
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос
- знания базовых понятий и основных теорий;
- умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;
- применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;
- умение формировать и аргументировать личную позицию;
- наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;
- общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.
Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания