Понятие стабилизационной политики, задачи стабилизационной политики в закрытой экономике - правило "золотого четырехугольника".
Фискальная политика государства: сущность и инструменты. Виды фискальной политики. Дискреционная политика. Автоматические (встроенные) стабилизаторы.
Система налогообложения. Налоги: сущность и функции. Виды налогов и их ставок. Прямые и косвенные налоги, налоги с населения и налоги с предприятий и организаций. Кривая Лаффера. Принципы налогообложения. Налоговый мультипликатор.
Государственный бюджет, его структура, источники формирования.
Бюджетный дефицит и его причины. Влияние государственных расходов и налогообложения на бюджетный дефицит. Понятие профицита государственного бюджета его использование. Способы регулирования госбюджета. Теория эквивалентности Рикардо. Государственный долг, способы его погашения. Консолидация и конверсия внешнего долга. Государственные займы.
Последствия фискальной политики с позиции неоклассиков и кейнсианцев.
Влияние фискальной поли гики на состояние экономической конъюнктуры. Последствия экспансионистской фискальной политики в кейнсианской концепции. Последствия фискальной политики с позиции неоклассиков. Неизменность ставки процента при фискальном импульсе. Фискальный импульс приводящий к изменению равновесной ставки процента. Различия неоклассического и кейнсианского понимания последствий изменения государственных расходов.
Влияние фискального импульса на оптимизацию фондового портфеля.
Кредитно-денежная политика. Содержание, инструменты кредитно-денежной политики. Кейнсиаиская концепция кредитно-денежной политики: контрактивная кредитно-денежная политика. Результаты рестриктивной кредитно-денежной политики в кейнсианской концепции. Сравнительная эффективность фискальной и кредитно-денежной политики в кейнсианской концепции. Монетарный импульс и сектор имущества: эффект субституции и эффект имущества и их влияние на совокупный спрос. Дилема промежуточных целей кредитно-денежной политики. Колебания эффективного спроса в условиях неопределенности на рынке благ при фиксированной ставке процента и при фиксированном предложении денег. Колебания эффективного спроса в условиях неопределенного спроса на деньги при фиксированной ставке процента и при фиксированном предложении денег. Денежная политика и структура процентных ставок. Комбинированная экономическая политика. Механизм экспансионистской комбинированной политики в кейисианской концепции. Сочетание политики предложения со стимулированием эффективного спроса. Комбинированная политика достижения целей находящихся в состоянии субституции.
Стабилизационная политика в условиях структурного и циклического дефицита государственного бюджета. Стабилизационная политика и государственный долг.
Сущность и основные направления социальной политики. Формирование доходов населения и их источники. Неравенство в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. Государственная поддержка хозяйственной инициативы. Стимулирование развития предпринимательства.
12. Комбинированная политика достижения целей находящихся в состоянии субституции.
13. Стабилизационная политика в условиях структурного и циклического дефицита государственного бюджета.
14. Сущность и основные направления социальной политики. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.
15. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.
Формы текущего контроля:
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос
- знания базовых понятий и основных теорий;
- умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;
- применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;
- умение формировать и аргументировать личную позицию;
- наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;
- общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.
Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания
Тестирование
Количество правильно выполненных тестовых заданий
Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Затем полученный процент умножается на количество баллов за 1 тестирование