Понятие общего экономического равновесия. Взаимодействие рынков. Факторы рыночного равновесия.
Модели общего экономического равновесия и их историческое сложнение.
Неоклассическая модель общего экономического равновесия. концепция классической дихотомии.
Кейнсианская модель общего экономического равновесия. кейнсианская теория роли денег в формировании общего экономического равновесия.
Равновесие на рынке благ как результат равновесия на рынке капитала и рынке труда. Денежный сектор. Пропорциональность уровня цен, массе денег в обращении. Соотношение номинальных и реальных параметров экономики вследствие изменения количества денег в обращении.
Формирование равновесных значений национального дохода, уровня цен, занятости, реальной ставки заработной платы и ставки процента в кейнсианской модели общего экономического равновесия при завышении номинальной ставки заработной платы.
Общее экономическое равновесие в кейнсианской модели при естественной и заниженной ставках заработной платы. Устранение классической дихотомии в кейнсианской концепции. Общее экономическое равновесие при инвестиционной и ликвидной ловушках. Сравнительный анализ неоклассической и кейнсианской модели общего экономического равновесия. Неоклассический синтез. Эффекты Пигу, Фишера, Мандела. Синтезированная модель общего экономического равновесия.
Последствия изменения автономного спроса и номинального количества денег в обращении.
Планы семинарских занятий
1. Понятие общего экономического равновесия.
2. Факторы рыночного равновесия.
3. Модели общего экономического равновесия и их историческое сложнение.
4. Неоклассическая модель общего экономического равновесия. концепция классической дихотомии.
5. Кейнсианская модель общего экономического равновесия. кейнсианская теория роли денег в формировании общего экономического равновесия.
6. Равновесие на рынке благ как результат равновесия на рынке капитала и рынке труда.
7. Общее экономическое равновесие в кейнсианской модели при естественной и заниженной ставках заработной платы.
8. Устранение классической дихотомии в кейнсианской концепции.
9. Общее экономическое равновесие при инвестиционной и ликвидной ловушках.
10. Сравнительный анализ неоклассической и кейнсианской модели общего экономического равновесия.
11. Неоклассический синтез. Эффекты Пигу, Фишера, Мандела. Синтезированная модель общего экономического равновесия.
12. Последствия изменения автономного спроса и номинального количества денег в обращении.
Задания
Задача 1
Постановка задачи: Расходы домашних хозяйств на потребление составляют 960 у. е. Государственные расходы (на ВНП) равны 270 у. е. Импорт составляет 70, экспорт – 75 у. е. Инвестиционные расходы на расширение бизнеса – 246 у. е., амортизация равна 140 у. е. Определите совокупный спрос.
Задача 2
Постановка задачи: Потребление задано функцией: С = 1000 + 0,8уv (уv – располагаемый национальный доход), инвестиции равны 2000 у. е., чистый экспорт – 300 у. е. Определите совокупный спрос в экономике, если создан национальный доход в размере 10 000 у. е., а налоги равны государственным расходам и составляют 1200 у. е.
Задача 3
Постановка задачи: Потребление задано функцией: С = 2000 + 0,75Уv (Уv – располагаемый национальный доход), инвестиции равны 5200 у. е., чистый экспорт – 700 у. е., государственные закупки товаров и услуг составляют 0,15У. Определите совокупный спрос в экономике, если создан национальный доход в размере 30 000 у. е., а налоги равны 7500 у. е.
Задача 4
Постановка задачи: Потребление задано функцией: С = 0,85Уv (Уv – располагаемый национальный доход), инвестиции равны 3400 у. е., чистый экспорт – 400 у. е., государственные закупки товаров и услуг составляют 0,1У. Определите совокупный спрос в экономике, если создан национальный доход в размере 20 000 у. е., а налоги равны 0,2У.
Задача 5
Постановка задачи: На основе данных таблицы постройте кривую совокупного спроса.
Объем национального производства, на который предъявлен спрос (у. е.)
Уровень цен
Объем национального производства, предложенный для продажи (у. е.)
Задача 6
Постановка задачи: На основе данных таблицы постройте кривую совокупного предложения.
Объем национального производства, на который предъявлен спрос (у. е.)
Уровень цен
Объем национального производства, предложенный для продажи (у. е.)
Задача 7
Постановка задачи: На основе данных таблицы постройте кривую совокупного спроса. Вследствие роста доходов потребители увеличили спрос на 150 у. е. при каждом уровне цен. Покажите в таблице и на графике, что произойдет с совокупным спросом.
Уровень цен
Объем национального производства, на который предъявлен спрос (у. е.)
Задача 8
Постановка задачи: На основе данных таблицы постройте кривую совокупного предложения и ее изменение, если увеличились налоги в экономике.
Уровень цен
Объем национального производства, предложенный для продажи (у. е.)
15 000
14 000
13 000
12 000
10 000
Задача 9
Постановка задачи: Потребление задано функцией: С = 13 500 + 0,7Уv (Уv – располагаемый национальный доход), инвестиции равны 6000 у. е., чистый экспорт – 1000 у. е., государственные закупки товаров и услуг составляют 0,2У. Создан национальный доход в размере 100 000 у. е., налоги равны 20 000 у. е. Определите совокупный спрос и как он изменится, если потребители предпочтут потреблять на 2000 у. е. меньше при каждом уровне дохода.
Задача 10
Постановка задачи: Потребление задано функцией: С = 2000 + 0,8Уv (Уv – располагаемый национальный доход), инвестиции равны 3200 у. е., чистый экспорт – 500 у. е., государственные закупки товаров и услуг составляют 0,1У. Cоздан национальный доход в размере 50 000 у. е., а налоги равны 0,25У. Определите совокупный спрос и как он изменится, если государственные расходы вырастут до 0,15У.
Задача 11
Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 10 000 + 0,75Уv (Уv – располагаемый национальный доход), инвестиции равны 7000 у. е., чистый экспорт – 800 у. е., государственные закупки товаров и услуг составляют 0,15У. В экономике создан национальный доход в размере 60 000 у. е., налоги равны 0,3У.
Определите совокупный спрос. Каким он станет, если налоги вырастут до 0,4У?
Задачи на определение равновесия на рынке благ
Задача 12
Постановка задачи: Найдите равновесие в экономике, если совокупный спрос и совокупное предложение имеют следующие значения:
Объем национального производства, на который предъявлен спрос (у. е.)
Уровень цен
Объем национального производства, предложенный для продажи (у. е.)
Задача 13
Постановка задачи: На основе данных задачи 1 постройте график. Найдите кейнсианский, классический и промежуточный отрезок AS. Определите равновесный ВНП и равновесный уровень цен. Допустим, что совокупный спрос уменьшился на 50 млн песет при каждом значении уровня цен. Покажите на графике, к каким последствиям это приведет.
Задача 14
На основе данных задачи 1 постройте график. Определите равновесный ВНП и равновесный уровень цен. Допустим, что совокупный спрос увеличился на 100 млн песет при каждом значении уровня цен. Покажите на графике, к каким последствиям это приведет.
Задача 15
На основе данных задачи 1 постройте график. Допустим, что совокупное предложение уменьшилось на 100 млн песет при каждом значении уровня цен. Покажите на графике, к каким последствиям это приведет на промежуточном участке AS.
Задача 16
Постановка задачи: Дана функция потребления C = 60 + 0,85У (С – потребление домашних хозяйств, У – национальный доход). Выведите функцию сбережения и определите, каков будет объем сбережения, если национальный доход будет равен 500 ден. ед.
Задача 17
Постановка задачи: Расходы семьи на потребление составляют 1200 + 0,8Уv, где Уv – располагаемый доход. Рассчитайте объемы потребления и сбережения при каждом уровне дохода. При каком доходе сбережения равны 0?
Располагаемый доход
Потребление (С)
Сбережения (S)
Задача 18
Постановка задачи: Потребление домашних хозяйств задано функцией С = 3000 + 0,7У, инвестиции – функцией Inv = 3500 – 5000i, где i – ставка ссудного процента. Определите потребление, сбережения и инвестиции в экономике, если равновесный национальный доход равен 20 000 у. е., а процентная ставка 10 % годовых.
Задачи на взаимосвязи потребления, сбережений, инвестиций и ВНП
Задача 19
Постановка задачи: Потребление определяется по формуле С = 200 + 0,6У; инвестиции равны 500 ден. ед. Определите равновесное значение национального дохода.
Задача 20
Постановка задачи: Функция сбережений: S = 0,2У – 100. Инвестиции равны 300 ден. ед. Определите равновесный объем национального дохода.
Задача 21
Постановка задачи: Функция сбережений: S = 0,25У – 3000. Инвестиции равны 5000 ден. ед. Определите:
а) при каком значение НД установиться равновесие;
б) что произойдет с объемом НД, если домашние хозяйства увеличат сбережения на 500 ден. ед;
в) что произойдет с объемом НД, если предприниматели уменьшат инвестиции до 4000 ден. ед.
Задача 22
Постановка задачи: Потребление домашних хозяйств задано функцией С = 3000 + 0,7У, инвестиции – функцией: Inv = 3500 – 5000i, где i – ставка ссудного процента. Определите равновесный национальный доход, если процентная ставка равна 10 % годовых.
Задача 23
Постановка задачи: В закрытой экономике, где государство в экономику не вмешивается, величина инвестиций равна 60 ден. ед. Потребительские расходы зависят от объема ВНП следующим образом:
ВНП
Потребительские расходы
Определите объем равновесного ВНП. Как он изменится, если инвестиции сократятся в 2 раза?
Задачи на определение мультипликаторов дохода (потребления) и инвестиций и их влияния на ВНП
Задача 24
Постановка задачи: Определите, каким будет мультипликатор дохода (инвестиций), если
а) MPS равна 0,4;
б) МРС равна 2/3;
в) MPS равна 0;
г) МРС равна 0,5.
Задача 25
Постановка задачи: На сколько надо увеличить инвестиции, чтобы ВНП вырос с 50 до 100 млрд $, если MP С = 0,75?
Формы текущего контроля:
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос
- знания базовых понятий и основных теорий;
- умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;
- применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;
- умение формировать и аргументировать личную позицию;
- наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;
- общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.
Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания