Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Истоки и основные течения институционализма



(лекция)

Цели: определить истоки и выделить основные течения институциональной экономики

Задачи: определить институциональную экономику как одно из неортодоксальных течений в экономической теории, выявить три основных истока институциональной экономики, провести различие между старым и новым институционализмом, сравнить институционализм с неоклассикой.

План лекции:

1.1. Современная институциональная экономика как учебная дисциплина и научное направление

1.2. Истоки институционализма.

1.3. Старый институционализм в прошлом и настоящем.

1.4. Новая институциональная экономика и неоклассика.

1.5. Конвергенция подходов современных традиционной и новой институциональных экономических теорий

Ключевые термины: неортодоксальное (гетеродоксальное); институты; ограничительная, информационно-познавательная и телеологическая функции институтов; немецкая историческая школа; марксистская политическая экономия; философия прагматизма; старый институционализм; новая институциональная экономика; неоклассика; жёсткое ядро и защитный пояс научной теории; трансакционные издержки.

Выводы: Институциональная экономика является течением экономической мысли, которое придает большое значение институтам, понимаемым как правила, нормы поведения и механизмы, обеспечивающие выполнение данных норм и правил. Институциональная экономика принадлежит к числу гетеродоксальных течений экономической теории, при этом многие институциональные идеи проникают и в современный мейнстрим, обуславливая конвергенцию данных течений. Три основных истока институциональной экономики – немецкая историческая школа, марксистская политическая экономия и философия прагматизма.

Форма текущего контроля – посещение лекций и тест

 

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
2. Тест Количество правильно выполненных тестовых заданий Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Если доля правильно выполненных тестовых заданий меньше 60%, баллы не начисляются; если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 60% но меньше 80%, студенту начисляется 1 балл за прохождение теста; а если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 80%, студенту начисляется 2 балла за прохождение теста

 

Тема 1. Истоки и основные течения институционализма (семинар)

Цели: закрепить знание истоков и основных течений институциональной экономики

Задачи: назвать основные научные направления и школы, которые повлияли на формирование институциональной школы в экономической теории; показать, в чем состоят фундаментальные идеи старого институционализма и как они соотносятся с положениями неоклассики; сравнить исследовательские подходы старой и новой экономических теорий; показать современные направления развития новой институциональной экономической теории

План семинара:

1.1. Современная институциональная экономика как учебная дисциплина и научное направление

1.2. Истоки институционализма.

1.3. Старый институционализм в прошлом и настоящем.

1.4. Новая институциональная экономика и неоклассика.

1.5. Конвергенция подходов современных традиционной и новой институциональных экономических теорий

Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики

Форма текущего контроля – работа на практических занятиях

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Работа на практических занятиях Участие в семинарском занятии Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

Тема 2. Основные понятия и инструменты анализа институциональной экономики

(лекция)

Цели: изучить методологию институциональной экономики, определить понятие институтов

Задачи: изучить старого институционализма; сравнить с методологией новой институциональной экономики; определить возможности и пределы данных подходов; дать различные определения институтов, использующиеся в институциональной экономике, провести различие между институтами и правилами, рассмотреть классификацию институтов.

План лекции:

2.1. Методология старого институционализма.

2.2. Методология новой институциональной экономики.

2.3. Возможности и пределы институциональной экономики.

2.4. Институт как базовое понятие. Институты и правила.

2.5. Типология институтов.

Ключевые термины: критико-исторический метод; компаративистский метод; исторический и сравнительный институциональный анализ; каузальный и генетический методы; теория игр; институт; правила; формальные и неформальные институты.

Выводы: Старый институционализм полагается на сравнительный метод, развитый в антропологии для сбора информации, и исследование обобщений относительно экономической активности социальных групп. Стенфилд определяет метод OIE как критико-исторический. Новая институциональная экономика использует такие методы, как эмпирические, классической и эволюционной теории игр, микроэкономическое моделирование в духе неоклассической экономики, компаративистский, исторический метод. Существует много определений института(-ов). По определению Д. Норта, институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. В наиболее общем виде институты можно разделить на формальные и неформальные.

Форма текущего контроля – посещение лекций и тест

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
2. Тест Количество правильно выполненных тестовых заданий Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Если доля правильно выполненных тестовых заданий меньше 60%, баллы не начисляются; если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 60% но меньше 80%, студенту начисляется 1 балл за прохождение теста; а если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 80%, студенту начисляется 2 балла за прохождение теста

 

Тема 2. Основные понятия и инструменты анализа институциональной экономики (семинар)

Цели: закрепить знания методологии и основных понятий институциональной экономики

Задачи: определить особенности методологии старого (традиционного) институционализма; перечислить методы, применяемые в новой институциональной экономике; определить список вопросов, на которые институциональная экономика не способна дать ответ; привести различные определения институтов; осуществить типологизацию институтов.

План семинара:

2.1. Методология старого институционализма.

2.2. Методология новой институциональной экономики.

2.3. Возможности и пределы институциональной экономики.

2.4. Институт как базовое понятие. Институты и правила.

2.5. Типология институтов.

Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики

Форма текущего контроля – работа на практических занятиях

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Работа на практических занятиях Участие в семинарском занятии Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.