Цели: определить истоки и выделить основные течения институциональной экономики
Задачи: определить институциональную экономику как одно из неортодоксальных течений в экономической теории, выявить три основных истока институциональной экономики, провести различие между старым и новым институционализмом, сравнить институционализм с неоклассикой.
План лекции:
1.1. Современная институциональная экономика как учебная дисциплина и научное направление
1.2. Истоки институционализма.
1.3. Старый институционализм в прошлом и настоящем.
1.4. Новая институциональная экономика и неоклассика.
1.5. Конвергенция подходов современных традиционной и новой институциональных экономических теорий
Ключевые термины: неортодоксальное (гетеродоксальное); институты; ограничительная, информационно-познавательная и телеологическая функции институтов; немецкая историческая школа; марксистская политическая экономия; философия прагматизма; старый институционализм; новая институциональная экономика; неоклассика; жёсткое ядро и защитный пояс научной теории; трансакционные издержки.
Выводы: Институциональная экономика является течением экономической мысли, которое придает большое значение институтам, понимаемым как правила, нормы поведения и механизмы, обеспечивающие выполнение данных норм и правил. Институциональная экономика принадлежит к числу гетеродоксальных течений экономической теории, при этом многие институциональные идеи проникают и в современный мейнстрим, обуславливая конвергенцию данных течений. Три основных истока институциональной экономики – немецкая историческая школа, марксистская политическая экономия и философия прагматизма.
Форма текущего контроля – посещение лекций и тест
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
2.
Тест
Количество правильно выполненных тестовых заданий
Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Если доля правильно выполненных тестовых заданий меньше 60%, баллы не начисляются; если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 60% но меньше 80%, студенту начисляется 1 балл за прохождение теста; а если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 80%, студенту начисляется 2 балла за прохождение теста
Тема 1. Истоки и основные течения институционализма (семинар)
Цели: закрепить знание истоков и основных течений институциональной экономики
Задачи: назвать основные научные направления и школы, которые повлияли на формирование институциональной школы в экономической теории; показать, в чем состоят фундаментальные идеи старого институционализма и как они соотносятся с положениями неоклассики; сравнить исследовательские подходы старой и новой экономических теорий; показать современные направления развития новой институциональной экономической теории
План семинара:
1.1. Современная институциональная экономика как учебная дисциплина и научное направление
1.2. Истоки институционализма.
1.3. Старый институционализм в прошлом и настоящем.
1.4. Новая институциональная экономика и неоклассика.
1.5. Конвергенция подходов современных традиционной и новой институциональных экономических теорий
Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики
Форма текущего контроля – работа на практических занятиях
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Работа на практических занятиях
Участие в семинарском занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
Тема 2. Основные понятия и инструменты анализа институциональной экономики
(лекция)
Цели: изучить методологию институциональной экономики, определить понятие институтов
Задачи: изучить старого институционализма; сравнить с методологией новой институциональной экономики; определить возможности и пределы данных подходов; дать различные определения институтов, использующиеся в институциональной экономике, провести различие между институтами и правилами, рассмотреть классификацию институтов.
План лекции:
2.1. Методология старого институционализма.
2.2. Методология новой институциональной экономики.
2.3. Возможности и пределы институциональной экономики.
2.4. Институт как базовое понятие. Институты и правила.
2.5. Типология институтов.
Ключевые термины: критико-исторический метод; компаративистский метод; исторический и сравнительный институциональный анализ; каузальный и генетический методы; теория игр; институт; правила; формальные и неформальные институты.
Выводы: Старый институционализм полагается на сравнительный метод, развитый в антропологии для сбора информации, и исследование обобщений относительно экономической активности социальных групп. Стенфилд определяет метод OIE как критико-исторический. Новая институциональная экономика использует такие методы, как эмпирические, классической и эволюционной теории игр, микроэкономическое моделирование в духе неоклассической экономики, компаративистский, исторический метод. Существует много определений института(-ов). По определению Д. Норта, институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. В наиболее общем виде институты можно разделить на формальные и неформальные.
Форма текущего контроля – посещение лекций и тест
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
2.
Тест
Количество правильно выполненных тестовых заданий
Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Если доля правильно выполненных тестовых заданий меньше 60%, баллы не начисляются; если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 60% но меньше 80%, студенту начисляется 1 балл за прохождение теста; а если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 80%, студенту начисляется 2 балла за прохождение теста
Тема 2. Основные понятия и инструменты анализа институциональной экономики (семинар)
Цели: закрепить знания методологии и основных понятий институциональной экономики
Задачи: определить особенности методологии старого (традиционного) институционализма; перечислить методы, применяемые в новой институциональной экономике; определить список вопросов, на которые институциональная экономика не способна дать ответ; привести различные определения институтов; осуществить типологизацию институтов.
План семинара:
2.1. Методология старого институционализма.
2.2. Методология новой институциональной экономики.
2.3. Возможности и пределы институциональной экономики.
2.4. Институт как базовое понятие. Институты и правила.
2.5. Типология институтов.
Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики
Форма текущего контроля – работа на практических занятиях
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Работа на практических занятиях
Участие в семинарском занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.