Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. Макроэкономические показатели развития экономики



Программная аннотация

Общественное воспроизводство.

Основные макроэкономические показатели. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП). Конечный и промежуточный продукт.

Способы измерения ВНП (по доходам, по расходам, методом добавлен­ной стоимости). Добавленная стоимость. Номинальный и реальный ВНП. Де­флятор ВНП.

Национальный доход (НД): сущность и структура.

Компоненты НД. Его производство и распределение. Первичные (ос­новные) и производственные доходы.

Личный доход и источники его формирования. Располагаемый доход. Качество и уровень жизни. Индекс человеческого развития. Измерение стои­мости жизни: индекс потребительских цен.

Национальное богатство (НБ). Его роль в экономическом процессе. Классификация НБ. Отраслевая структура национальной экономики. Материальные и нематериальные формы национального богатства.

Реальный и финансовый сектора. Межотраслевой баланс.

Система национальных счетов (СНС). Основные этапы развития СНС. Характеристика современной СНС: принципы и функции. Классификация экономических операций. Резидентные и нерезидентные институциональные секторы. Содержание национальных счетов.

 

Планы семинарских занятий

1. Чем отличаются подходы К. Маркса и Ф. Кенэ к исследованию сущности и структуры общественного воспроизводства?

2. В чем состоят недостатки методологии оценки макроэкономической динамики Баланса народного хозяйства?

3. Каковы принципы системы национального счетоводства?

4. Чем объясняется необходимость перехода российской статистики с БНХ на СНС?

5. Дайте характеристику основных показателей СНС.

6. Проанализируете основные составляющие формулы расчета ВВП.

7. Охарактеризуйте показатели располагаемый доход и личный доход. Каковы методы их исчисления?

8. Приведите структуры национального богатства.

 

Задания

Задача 1

Личные потребительские расходы Нераспределенная прибыль фирм Государственные закупки товаров и услуг
Амортизация Налог на прибыль Заработная плата
Дивиденды Косвенные налоги Проценты
Импорт Арендная плата Инвестиции
Экспорт        

Найти: По данным, характеризующим экономику государства, Вам необходимо рассчитать ВВП по расходам и доходам.

 

Задача 2

Даны показатели для вымышленной экономики (таблица).

Найти:

а) ВВП по доходам;

б) ВВП по расходам

Потребительские расходы Доходы от собственности Косвенные налоги
Пенсии населению Заработная плата Гос.закупки товаров и услуг
Субсидии предприятиям Прибыль предприятий Рентные платежи предприятиям
Валовые инвестиции Налог на прибыль предприятий Чистые платежи предприятиям
Чистые инвестиции Чистый экспорт товаров и услуг

 

Задача 3

Расходы на личное потребление Чистые поступления доходов факторов от остального мира
Валовые частные внутренние инвестиции
Государственные расходы Чистые частные внутренние инвестиции
Экспорт Косвенные налоги на бизнесс-фирмы
Импорт    

Найти: Рассчитать ВВП, ВНП, ЧНП, НД

 

Задача 4

ВВП составляет 5 000 млрд. денежных единиц, потребительские расходы 3 200 млрд., госрасходы 900 млрд., чистый экспорт 180 млрд., экспорт 350 млрд., сумма амортизации 150 млрд.

Найти: величину Iваловые, объём импорта (N) и чистый национальный продукт (ЧНП)?

 

Задача 5

ВВП составляет 5 000 млрд. денежных единиц, потребительские расходы 200 млрд., госрасходы 900 млрд., чистый экспорт 80 млрд., экспорт 350 млрд., сумма амортизации 150 млрд.

Найти: величину Iваловые, объём импорта (N) и чистый национальный продукт (ЧНП)?

 

Задача 6

Предположим, национальное производство включает в себя два товара: x и y, x - это потребительский товар; y - это инвестиционный товар. В текущем году было произведено 200 единиц товара «x» по цене 2 дол/ед. и 10 единиц товара «y» по цене 4 дол/ед. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.

Найти: ВВП, Чистый национальный продукт, Объём потребления, Объём чистых инвестиций, Объём валовых инвестиций?

 

Задача № 7

Предположим, национальное производство включает в себя два товара: x и y, x - это потребительский товар; y - это инвестиционный товар. В текущем году было произведено 400 единиц товара «x» по цене 4 дол/ед. и 20 единиц товара «y» по цене 8 дол/ед. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.

Найти: ВВП, Чистый национальный продукт, Объём потребления, Объём чистых инвестиций, Объём валовых инвестиций?

 

Задача 8

Определить величину инвестиций, объем импорта и ЧВП, если известно, что ВВП составляет 5000 млрд. руб., потребительские расходы равны 3200 млрд. руб., государственные расходы составляют 900 млрд. руб., чистый экспорт – 80 млрд. руб., амортизационные отчисления – 150 млрд. руб., величина экспорта – 350 млрд. руб.

 

Задача 9

Расходы на личное потребление Импорт
Валовые частные внутренние инвестиции Чистые поступления доходов факторов от остального мира
Государственные расходы
Государственные трансфертные платежи Чистые частные внутренние инвестиции
Экспорт Косвенные налоги на бизнесс-фирмы

Найти: Рассчитать ВВП, ВНП, ЧНП, НД

 

Задача 10

Пусть ВВП = 5 000 долл. Потребительские расходы = 3 200 долл., государственные расходы = 900 долл., а чистый экспорт = 80 долл.

Найти:

1. величину инвестиций

2. объем импорта, при условии, что экспорт равен 350 долл.

3. ЧНП, при условии, что сумма амортизации составляет 150 долл.

 

Задача 11

Определите величину чистого экспорта в экономике, где ВВП равен 250 млрд.руб., потребительские расходы 175 млрд.руб., трансферты за вычетом налогов 10 млрд.руб., инвестиционные расходы 75 млрд.руб., а дефицит государственного бюджета 60 млрд. руб.

 

Задача 12

Даны следующие показатели, ден. ед.: НД — 500; располагаемый доход (ЛРД) — 410; превышение косвенных налогов над субсидиями предпринимательскому сектору — 20; потребление домашних хозяйств — 380; дефицит торгового баланса (превышение импорта над экспортом) — 10.

Найти:

а) объемы сбережений и чистых инвестиций;

б) государственные расходы;

в) сумму прямых налогов, если дефицит государственного бюджета равен 10.

 

Задача 13

Номинальный ВВП в базовом году составил 5600. Через 5 лет дефлятор ВВП увеличился в 2 раза, а реальный ВВП вырос на 60%. Сколько в этом случае составит номинальный ВВП через 5 лет?

 

Задача 14

Даны следующие показатели, ден. ед.: ВНП — 480; объем валовых инвестиций — 80; объем чистых инвестиций — 30; объем потребления домашних хозяйств — 300; государственные расходы — 96; избыток государственного бюджета — 3.

Найти: а) ЧНП; б) чистый экспорт (NE); в) располагаемый доход домашних хозяйств, их объем сбережений.

 

Задача 15

Известно, что номинальный доход составляет (ВВПном) 900 тыс. руб. Индекс цен (ИПЦ) в этом году составлял 107%. Как изменится реальный доход (ВВПреал), еcли номинальный доход граждан возрастет на 10 %, а уровень цен возрастет на 7%?

 

Задача 16

Группа предприятий, связанных экономическими отношениями только друг с другом, образует следующую торгово-производственную цепочку:

Этапы обработки Стоимость партии продукции, млн.руб.
Добыча сырья
Транспортировка к обрабатывающему предприятию
Производство конструкционного материала
Транспортировка к месту производства готовой продукции
Производство готовой продукции
Транспортировка и складирование на оптовой базе
Доставка и продажа в розницу

Предположим, что потери материалов и промежуточной продукции отсутствуют.

Найти:

а) добавленную стоимость на каждом этапе обработки продукции;

б) вклад предприятий в ВВП страны.

 

Задача 17

В базовом году номинальный ВВП равнялся 200. За два года дефлятор вырос в 1,5 раза, а реальный ВВП вырос на 21%.

Найти: Чему равнялся номинальный ВВП через два года?

 

Задача 18

Предположим, что в 1-ом (базисном) году номинальный ВВП составил 500 д. е. Через 6 лет дефлятор ВВП увеличился в 2 раза, а реальный ВВП возрос на 40%. Чему будет равен номинальный ВВП через 6 лет?

Найти: Чему равнялся номинальный ВВП через 6 лет?

 

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.