Основные макроэкономические показатели. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП). Конечный и промежуточный продукт.
Способы измерения ВНП (по доходам, по расходам, методом добавленной стоимости). Добавленная стоимость. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.
Национальный доход (НД): сущность и структура.
Компоненты НД. Его производство и распределение. Первичные (основные) и производственные доходы.
Личный доход и источники его формирования. Располагаемый доход. Качество и уровень жизни. Индекс человеческого развития. Измерение стоимости жизни: индекс потребительских цен.
Национальное богатство (НБ). Его роль в экономическом процессе. Классификация НБ. Отраслевая структура национальной экономики. Материальные и нематериальные формы национального богатства.
Реальный и финансовый сектора. Межотраслевой баланс.
Система национальных счетов (СНС). Основные этапы развития СНС. Характеристика современной СНС: принципы и функции. Классификация экономических операций. Резидентные и нерезидентные институциональные секторы. Содержание национальных счетов.
Планы семинарских занятий
1. Чем отличаются подходы К. Маркса и Ф. Кенэ к исследованию сущности и структуры общественного воспроизводства?
2. В чем состоят недостатки методологии оценки макроэкономической динамики Баланса народного хозяйства?
3. Каковы принципы системы национального счетоводства?
4. Чем объясняется необходимость перехода российской статистики с БНХ на СНС?
5. Дайте характеристику основных показателей СНС.
6. Проанализируете основные составляющие формулы расчета ВВП.
7. Охарактеризуйте показатели располагаемый доход и личный доход. Каковы методы их исчисления?
8. Приведите структуры национального богатства.
Задания
Задача 1
Личные потребительские расходы
Нераспределенная прибыль фирм
Государственные закупки товаров и услуг
Амортизация
Налог на прибыль
Заработная плата
Дивиденды
Косвенные налоги
Проценты
Импорт
Арендная плата
Инвестиции
Экспорт
Найти: По данным, характеризующим экономику государства, Вам необходимо рассчитать ВВП по расходам и доходам.
Задача 2
Даны показатели для вымышленной экономики (таблица).
Найти:
а) ВВП по доходам;
б) ВВП по расходам
Потребительские расходы
Доходы от собственности
Косвенные налоги
Пенсии населению
Заработная плата
Гос.закупки товаров и услуг
Субсидии предприятиям
Прибыль предприятий
Рентные платежи предприятиям
Валовые инвестиции
Налог на прибыль предприятий
Чистые платежи предприятиям
Чистые инвестиции
Чистый экспорт товаров и услуг
Задача 3
Расходы на личное потребление
Чистые поступления доходов факторов от остального мира
Валовые частные внутренние инвестиции
Государственные расходы
Чистые частные внутренние инвестиции
Экспорт
Косвенные налоги на бизнесс-фирмы
Импорт
Найти: Рассчитать ВВП, ВНП, ЧНП, НД
Задача 4
ВВП составляет 5 000 млрд. денежных единиц, потребительские расходы 3 200 млрд., госрасходы 900 млрд., чистый экспорт 180 млрд., экспорт 350 млрд., сумма амортизации 150 млрд.
Найти: величину Iваловые, объём импорта (N) и чистый национальный продукт (ЧНП)?
Задача 5
ВВП составляет 5 000 млрд. денежных единиц, потребительские расходы 200 млрд., госрасходы 900 млрд., чистый экспорт 80 млрд., экспорт 350 млрд., сумма амортизации 150 млрд.
Найти: величину Iваловые, объём импорта (N) и чистый национальный продукт (ЧНП)?
Задача 6
Предположим, национальное производство включает в себя два товара: x и y, x - это потребительский товар; y - это инвестиционный товар. В текущем году было произведено 200 единиц товара «x» по цене 2 дол/ед. и 10 единиц товара «y» по цене 4 дол/ед. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.
Найти: ВВП, Чистый национальный продукт, Объём потребления, Объём чистых инвестиций, Объём валовых инвестиций?
Задача № 7
Предположим, национальное производство включает в себя два товара: x и y, x - это потребительский товар; y - это инвестиционный товар. В текущем году было произведено 400 единиц товара «x» по цене 4 дол/ед. и 20 единиц товара «y» по цене 8 дол/ед. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.
Найти: ВВП, Чистый национальный продукт, Объём потребления, Объём чистых инвестиций, Объём валовых инвестиций?
Задача 8
Определить величину инвестиций, объем импорта и ЧВП, если известно, что ВВП составляет 5000 млрд. руб., потребительские расходы равны 3200 млрд. руб., государственные расходы составляют 900 млрд. руб., чистый экспорт – 80 млрд. руб., амортизационные отчисления – 150 млрд. руб., величина экспорта – 350 млрд. руб.
Задача 9
Расходы на личное потребление
Импорт
Валовые частные внутренние инвестиции
Чистые поступления доходов факторов от остального мира
Государственные расходы
Государственные трансфертные платежи
Чистые частные внутренние инвестиции
Экспорт
Косвенные налоги на бизнесс-фирмы
Найти: Рассчитать ВВП, ВНП, ЧНП, НД
Задача 10
Пусть ВВП = 5 000 долл. Потребительские расходы = 3 200 долл., государственные расходы = 900 долл., а чистый экспорт = 80 долл.
Найти:
1. величину инвестиций
2. объем импорта, при условии, что экспорт равен 350 долл.
3. ЧНП, при условии, что сумма амортизации составляет 150 долл.
Задача 11
Определите величину чистого экспорта в экономике, где ВВП равен 250 млрд.руб., потребительские расходы 175 млрд.руб., трансферты за вычетом налогов 10 млрд.руб., инвестиционные расходы 75 млрд.руб., а дефицит государственного бюджета 60 млрд. руб.
Задача 12
Даны следующие показатели, ден. ед.: НД — 500; располагаемый доход (ЛРД) — 410; превышение косвенных налогов над субсидиями предпринимательскому сектору — 20; потребление домашних хозяйств — 380; дефицит торгового баланса (превышение импорта над экспортом) — 10.
Найти:
а) объемы сбережений и чистых инвестиций;
б) государственные расходы;
в) сумму прямых налогов, если дефицит государственного бюджета равен 10.
Задача 13
Номинальный ВВП в базовом году составил 5600. Через 5 лет дефлятор ВВП увеличился в 2 раза, а реальный ВВП вырос на 60%. Сколько в этом случае составит номинальный ВВП через 5 лет?
Задача 14
Даны следующие показатели, ден. ед.: ВНП — 480; объем валовых инвестиций — 80; объем чистых инвестиций — 30; объем потребления домашних хозяйств — 300; государственные расходы — 96; избыток государственного бюджета — 3.
Найти: а) ЧНП; б) чистый экспорт (NE); в) располагаемый доход домашних хозяйств, их объем сбережений.
Задача 15
Известно, что номинальный доход составляет (ВВПном) 900 тыс. руб. Индекс цен (ИПЦ) в этом году составлял 107%. Как изменится реальный доход (ВВПреал), еcли номинальный доход граждан возрастет на 10 %, а уровень цен возрастет на 7%?
Задача 16
Группа предприятий, связанных экономическими отношениями только друг с другом, образует следующую торгово-производственную цепочку:
Этапы обработки
Стоимость партии продукции, млн.руб.
Добыча сырья
Транспортировка к обрабатывающему предприятию
Производство конструкционного материала
Транспортировка к месту производства готовой продукции
Производство готовой продукции
Транспортировка и складирование на оптовой базе
Доставка и продажа в розницу
Предположим, что потери материалов и промежуточной продукции отсутствуют.
Найти:
а) добавленную стоимость на каждом этапе обработки продукции;
б) вклад предприятий в ВВП страны.
Задача 17
В базовом году номинальный ВВП равнялся 200. За два года дефлятор вырос в 1,5 раза, а реальный ВВП вырос на 21%.
Найти: Чему равнялся номинальный ВВП через два года?
Задача 18
Предположим, что в 1-ом (базисном) году номинальный ВВП составил 500 д. е. Через 6 лет дефлятор ВВП увеличился в 2 раза, а реальный ВВП возрос на 40%. Чему будет равен номинальный ВВП через 6 лет?
Найти: Чему равнялся номинальный ВВП через 6 лет?
Формы текущего контроля:
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос
- знания базовых понятий и основных теорий;
- умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;
- применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;
- умение формировать и аргументировать личную позицию;
- наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;
- общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.
Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания