Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Чистая монополия



Программная аннотация

Монополия. Барьеры входы и выхода (в отрасли). Естественная монополия. Особенности монопольного спроса и предельного дохода. Определение цены и объема производства монополистом.

Максимизация прибыли и убытки монополиста. Рыночная (монопольная) власть. Показатели рыночной власти: индекс Херфиндаля – Хиршмана, индекс Лернера.

Ценовая дискриминация: экономический смысл и основные виды. Совершенная ценовая дискриминация.

Экономические последствия монополии. Х – неэффективность. Антимонопольная политика.

 

Планы семинарских занятий

1.Монополия и ее признаки. Естественная монополия.

2.Максимизация прибыли и убытки монополиста. Рыночная власть и ее показатели.

3.Ценовая дискриминация.

4.Экономические последствия монополии.

 

Задания

№1. Функция спроса на продукцию монополии Q=24 – P. Функция издержек монополии . Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

№2. Функция спроса на продукцию монополии Q=1/P2. .

А) При каком объеме производства фирма несет убытки?

Б) Найдите равновесный объем выпуска и максимальную прибыль.

№3. Монополист производит товар и назначает цену в 18 руб. за штуку. При условии, что монополия максимизирует прибыль, а эластичность спроса по цене равна –2, чему равны предельный доход и предельные издержки монополиста?

№4. Обосновать, в каком из двух вариантов монопольная власть выше:

а) на рынке присутствуют 7 фирм, доля продаж которых распределена следующим образом:

13% 10% 12% 15% 20% 17% 13%

б) на рынке присутствуют 6 фирм, доля продаж которых распределена следующим образом:

10% 47% 3% 12% 27% 1%

№5. Функция спроса монополиста q=20-2p. При каком объеме выпуска выручка будет максимальной, и при каких ценах увеличение выпуска приведет к падению выручки?

№6. Фирма – монополист определила, что при существующем спросе на ее продукцию функция зависимости средней выручки от объема предложения описывается формулой . Если фирма несет средние издержки по производству, выраженные функцией , то какую прибыль или убыток получает фирма, оптимизируя выпуск в краткосрочном периоде?

№7. Ценовая эластичность спроса на продукцию фирмы – монополиста . Функция общих издержек задана уравнением . Найдите цену, обеспечивающую фирме максимальную прибыль при объеме производства 10.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания
Тестирование Количество правильно выполненных тестовых заданий Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Затем полученный процент умножается на количество баллов за 1 тестирование

 

 

Тема 7. Несовершенная конкуренция:
монополистическая конкуренция и олигополия

Программная аннотация

Неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции и ее виды. Определение цены и объема выпуска монополистическим конкурентом.

Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Кривая спроса фирмы. Факторы, определяющие степень эластичности кривой спроса на товар фирмы.

Равновесие в долгосрочном периоде. Избыточные производственные мощности: понятие, причины существования. Реклама.

Олигополия. Виды олигополии. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии.

Основные экономико-теоретические модели олигополии. Твердость цен и ломанная кривая спроса. Дуополия Огюстена Курно, кривые реагирования.

 

Планы семинарских занятий

1. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции.

2. Фирмы монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.

3. Избыточные производственные мощности. Реклама.

4. Олигополия. Стратегическое поведение фирм.

5. Модель ломаной кривой спроса.

6. Модель Огюстена Курно.

 

Задания

№1. Фирма действует на рынке монополистической конкуренции. Пре­дельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 – 2Q, ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) — формулой МС = 3Q- 10. Если минимальное значе­ние долгосрочных средних издержек (АС) составляет 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?

№2. Функция средних затрат фирмы – монополистического конкурента на своем рынке . Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы: . После проведения рекламной компании, затраты на которую составили , остаточный спрос увеличился и составил . Определить прибыль фирмы до и после проведения рекламной компании и сделайте выводы о ее эффективности.

№3. В отрасли действуют две фирмы с одинаковыми технологиями и функциями издержек вида . Обратная функция спроса на продукцию отрасли линейна . Найдите равновесие Курно (цену, объемы выпуска фирм и отрасли, прибыли фирм и отрасли).

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания

 

Модуль 4. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
И ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ МОДУЛЯ: выявить принципиальные различия категориального представления рынков факторов производства, преимущества и недостатки рыночного механизма, освоить концептуальные основы теории «провалов» рынка, страхования; ознакомиться с теоретическими аспектами экономической безопасности. Овладеть процедурой экспертизы параметрического оценивания реального состояния на исследуемых рынках факторов производства на основе расчета показателей, составляющих прикладной аспект их функционирования. Приобрести навыки по выявлению причин и оценке последствий отказов рынка, овладеть методами практического применения теории внешних эффектов и т.д.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: в этом модуле основное внимание уделено рассмотрению особенностей факторных рынков, установлению причинно-следственных связей и взаимозависимостей «провалов» («отказов») рынка; обоснованию необходимости государственного регулирования рынка, а также методическому обеспечению возможности практического применения теории внешних эффектов: контроль за загрязнением окружающей среды, нормы выброса, соглашения, мониторинг. В ходе изучения тем этого модуля также будут рассмотрены проблемы определения производного спроса на ресурсы, особенности ценообразования на рынках труда, капитала, земли, выявлены теоретические основы поведения домашних хозяйств на рынке капитала. Кроме этого в модуле затрагиваются такие фундаментальные проблемы, общественный выбор и проблема «безбилетника»; асимметрия информации и негативный отбор; изучается модель «рынка лимонов», что в итоге позволяет не только снизить риски, связанные с проблемой неопределенности качества товара, но и предложить реальные страховые инструменты, позволяющие нивелировать влияние «негативных» рыночные сигналы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.