Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отношения со странами ближнего зарубежья



 

Отношения с ближним зарубежьем складывались непросто. Целый ком­плекс проблем создавал постоянную напряженность во взаимоотношениях России с Украиной (вопрос о статусе Крыма и Севастополя, а также о раз­деле Черноморского флота), со странами Прибалтики (вопрос о русскоя­зычном населении этих стран, вопрос о границах), с Казахстаном (вопрос о защите интересов русских граждан на территории этой страны) и т.д.

8 декабря 1991 г. было подписано соглашение о создании СНГ.

15 мая 1992 г. в Ташкенте между странами СНГ' был заключен Договор о коллективной безопасности. В 1992-1993 гг. Вооруженные Силы России под эгидой СНГ взяли на себя важные функции по урегулированию межнацио­нальных и межэтнических конфликтов на территории бывших советских рес­публик: 14-я армия в Приднестровье, миротворческие контингента в осетино-грузинском и грузино-абхазском конфликтах, 201-я дивизия в Таджикистане.

Очередная попытка повысить политическую роль СНГ состоялась 22 янва­ря 1993 г., когда в Минске семь стран Содружества (Армения, Беларусь, Казах­стан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) подписали Устав СНГ.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ РФ 1992-1996 гг.

Формирование территории РФ.

Проблемы во взаимоотношениях с субъектами.

Федеративный договор.

Территориягосударства РФ составляет 17075,4 тыс. км. Форма госу­дарственного устройства — федерация. Входящие в состав государства субъекты имеют собственные конституции, законодательные и судебные органы. Вместе с тем образуются единые федеральные органы государст­венной власти, единое гражданство, единая денежная система.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

На территории Федерации насчитывается 1066 городов и 2270 поселков городского типа.

В настоящее время на территории Российской Федерации проживает около 147,5 млн. чел. (на 01.01.97), при этом по сравнению с 1993 г. чис­ленность населения сократилась почти на 0,5 млн. чел. Средняя плотность населения — 9 чел/кв.км. В то же время в некоторых областях плотность населения не превышает 2 чел/км., а в некоторых — достигает 58 чел/км. 4/5 всего населения страны сосредоточено в Европейской России и на Ура­ле. Основная масса населения — городское (74%). Высокий процент город­ского населения (80-90%) характерн для северных и восточных районов страны, где освоение природных ресурсов требует создания городов, а ус­ловия для сельского хозяйства очень ограничены.

Трудовые ресурсы составляют 48% от всего населения страны, причем для России характерен невысокий уровень безработицы (0.75%); из общего числа работающих 42% заняты в промышленности и строительстве, 15% — в сельском хозяйстве.

Большинство населения, проживающего на территории Федерации — русские (81,5%). В то же время в России проживает свыше 100 народов.

Многонациональный состав населения во много предопределил то, что одной из самых серьезных проблем после распада СССР для России стала проблема сохранения целостности территории.

В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автоном­ные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации.

Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР — неизбеж­ный этап становления государства, а в перспективе РФ превратится в одну из форм конфедерации. В ноябре 1992 г. Г.В. Старовойтова ушла в отставку.

Сепаратистские настроения на местах проявились в создании региональ­ных объединений с тем, чтобы защищать собственные интересы, ущемляе­мые Центром («Сибирское соглашение», «Великая Волга» и др.).

Тем не менее, к 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были до известной степени урегулированы. 31 марта 1992 г. в Москве был подпи­сан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъек­тами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ.

Следующим этапом определения взаимоотношений субъектов Федера­ции стало принятие Конституции 1993 г. Принципы федерализма, опреде­ляющие по Конституции государственно-территориальное устройство Рос­сийской Федерации, следующие:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными ор­ганами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Однако, ни подписание договора, ни принятие новой Конституции, не прекратило региональных конфликтов.

В октябре-декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения враждующих сторон.

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан дого­вор между РФ и Татарстаном на особых условиях.

Чеченская война.

 

Особенно напряженно сложились отношения Федерального правитель­ства и Чечни.

В 1991 г. Чечено-Ингушетия была провозглашена республикой, а затем была разделена на два самостоятельных субъекта: Республику Ингушетию и Респуб­лику Чечню. Чеченская Республика стремилась выйти из состава Федерации.

В конце 1994 г. в Чечне при поддержке федерального центра был свергнут режим Д.М. Дудаева, но это только усилило напряженность. 30 ноября 1994 г. президентом России Б.Н. Ельциным был подписан указ «О мероприятиях по вос­становлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской рес­публики». 11 декабря 1994 г. на территорию Чечни были введены российские войска. Это не привело к подчинению республики федеральным законам. В июне 1995 г. отряды боевиков под командованием Ш. Басаева совершили налет на Бу­деновок, взяли большое количество заложников. В этих условиях правительство Федерации вынуждено было пойти на переговоры. Однако в октябре 1995 г., по­сле покушения на генерала А.С. Романова, переговоры были прерваны и военные действия возобновились. Наибольшего обострения конфликт достиг после провала военной операции по обезвреживанию отрядов С. Радуева в Кизляре и с. Первомайском в январе 1996 г. В августе 1996 г. чеченскими боевиками был захвачен г. Грозный. 30 августа 1996 г. начались переговоры, в ходе которых бы­ла достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе феде­ральных войск из Чечни к концу 1996 г., о проведении президентских выборов в республике в начале 1997 г. Вопрос о. политическом статусе Чечни был отложен до 2000 года («Хасавюртские договоренности»).

В конце января 1997 г. выборы в Чечне состоялись и президентом респуб­лики стал А. Масхадов. С этого момента переговоры о статусе республики во­зобновились. 12 мая 1997 г. в Кремле состоялась первая встреча президентов России и Чечни, на которой был подписан договор о мире и основах отноше­ний между Российской Федерацией и Чеченской республикой. Однако сувере­нитет Ичкерии не был подтвержден.

В августе 1999 г. чеченские боевики напали на Дагестан. Это повлекло за собой новое обострение напряженности в регионе. После ряда террори­стических актов в Москве (взрыв двух домов, взрыв в торговом комплексе, взрыв в подземном переходе и т.д.), которые связывались с чеченскими тер­рористами, началась антитеррористическая операция, проводимая силами регулярной армии и МВД.

Федеральным войскам противостоят группы боевиков так называемых «полевых командиров» и бывшего президента республики Масхадова. В кон­це 2000 г. главой администрации Чечни стал А. Кадыров. В начале 2001 г. сформировано правительство во главе со С. Ильясовым, однако военные дей­ствия не прекращены до сих пор.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.