Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ



ФЕДЕРАЦИИ в 1993-2001 гг.

 

 

В 1991 — 1994 гг. резко изменились внешние связи России.

После распада СССР интерес к нашей стране в мире уменьшается, Рос­сия утрачивает статус «великой державы». В течение 1992 — 1994 гг. по­стоянно сокращалась внешнеполитическая активность России на фоне раз­вития кризисных явлений в экономике и нестабильности ее политического режима. К 1994 г. внешние связи фактически были свернуты. Изменились направления внешней политики — сокращаются внешнеполитические связи с Африкой, Латинской Америкой, некоторыми азиатскими регионами. Ак­тивизация российской внешней политики начинается в 1995 г.

Сдвиг во внешнеполитической деятельности страны произошел между 1995 и 1996 г., когда в начале января А.В. Козырев был заменен на посту министра иностранных дел. Под руководством Е.М. Примаковым российская внешняя политика стала более активной. Россия перестает придерживаться только про­западной ориентации, возобновляются контакты со странами Азии.

Назначение в 1998 г. министром иностранных дел И.С. Иванова не при­вело к кардинальному изменению внешнеполитического курса России, по­скольку И.С. Иванов еще с 1995 г. был первым заместителем министра ино­странных дел Российской Федерации, и его, с полным основанием, можно считать преемником Е.М. Примакова.

Главными чертами нынешней внешней политики России можно назвать «преемственность и последовательность». При этом, преемственность со­храняется не только по отношению к курсу Б.Н. Ельцина, но и во многом — к советской дипломатии.

Основные направления внешней политики Российской Федерации в на­стоящее время остаются достаточно традиционными:

1) Отношения с государствами «ближнего зарубежья»;

2) Отношения со странами «бывшего социалистического лагеря».

3) Отношения с государствами Западной Европы;

4) Отношения с Соединенными Штатами Америки;

5) Отношения со странами Азии.

Изменились приоритеты и проблемы на каждом из направлений.

Отношения с государствами «ближнего зарубежья» развивались неравно­мерно. В 1993-1994 г. состоялось всего 9 визитов руководителей РФ в страны СНГ и 17 визитов руководителей СНГ в Россию. Заметно оживление начинает­ся в 1995-1996 г. При этом, инициатива, зачастую, исходила от стран СНГ (их руководители за два года нанесли 46 визитов в РФ). Существенная активизация контактов начинается с 1997 г.

Динамика взаимоотношений РФ и СНГ объясняется целым рядом причин. В 1993-1995 г. Россия, в основном, ориентировалась на Западную Европу, и недооценивала страны СНГ как внешнеполитического союзника. Другой проблемой стал «раздел наследства» бывшего СССР, и возникающие в связи с этим проблемы. Наконец, сами страны СНГ и «ближнего зарубежья» далеко не всегда расценивали Российскую Федерацию как главного внешнеполити­ческого партнера, предпочитая идти на сближение с Западом.

Отношения со странами «бывшего социалистического лагеря», также разви­вались не однозначно. В 1993-1994 г. Россия фактически «ушла» из Восточной Европы (в этот период времени российские лидеры нанесли всего 5 визитов с страны Восточной Европы, а из Восточной Европы был нанесен всего 1 визит). О более или менее серьезном оживлении на этом направлении можно говорить только в 1998-2001 г. Как и Россия, страны Восточной Европы, после распада со­циалистического лагеря, ориентировали свою внешнюю политику на страны За­падной Европы и США. Большинство из них выразили желание вступить в ЕС и НАТО. Попытки России воспрепятствовать «расширению НАТО на восток» только осложняли отношения с бывшими партнерами. Помимо этого, страны Восточной Европы достаточно часто занимали негативную позицию по отноше­нию к России, предъявляя ей претензии, связанные с вмешательством СССР во внутренние дела этих стран, и даже признание своей «вины» М.С. Горбачевым, а затем Б.Н. Ельциным не способствовало «потеплению» отношений. Некоторое оживление этого направления внешней политики связано с конфликтом в Юго­славии. Однако попытки России оказать содействие в урегулировании Балканско­го кризиса показали слабость самой России на внешнеполитической арене, и не­обоснованность ее претензий на роль «великой державы» в этом регионе. Другой серьезной проблемой стал внешний долг России странам Восточной Европы.

Отношения со странами Западной Европы развивались относительно равномерно на протяжении всего периода. Соотношение визитов все время показывало значительный интерес со стороны России к странам Западной Европы, однако линия двусторонних отношений развивалась значительно слабее, нежели контакты с международными блоками и союзами. В этой области основными аспектами сотрудничества стали участие России в сам­митах Евросоюза, отношения с блоком НАТО, ООН и МВФ.

Что касается Соединенных Штатов Америки, то отношения с ними раз­виваясь в том же русле, что и со странами Западной Европы, имеют, все же свои особенности. Здесь наиболее заметны моменты «потепления» (совме­стная борьба с международным терроризмом и др.) и «похолодания» (выход США из договора по ПРО и др.). В то же время, несмотря на высокую ин­тенсивность контактов, в последнее время заметно стремление России иг­рать более самостоятельную роль на международной арене.

В русле этого стремления в последние годы активизировались контакты Российской Федерации со странами Юго-Восточной и Передней Азии. Осо­бенно активизируются эти контакты в 1996-2001 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.