Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отношения с государствами «ближнего зарубежья»



 

После подписания в январе 1993 г. Устава СНГ, началось дальнейшее ук­репление и расширение форм сотрудничества стран-участников СНГ. В сен­тябре 1993 г. ими был заключен договор о создании Экономического союза.

Высшим органом СНГ является Совет глав государств. В декабре 1993 г. учрежден пост Председателя уставных органов СНГ. На протяжении сле­дующих пяти лет этот пост остается за РФ. В октябре 1994 г. на очередной встрече лидеров СНГ было решено создать Межгосударственный экономиче­ский комитет и сформировать Таможенный союз. Кроме того, с 1995 г. начал практическую деятельность Экономический суд стран СНГ, который контро­лирует выполнение взаимных экономических обязательств в рамках СНГ.

В 1998-1999 гг. Межгосударственный экономический комитет, был пре­образован в Экономический совет Содружества (Устав принят в 1999 г.). Таможенный союз формировался с 1995 до 1997 г.

С 1996 г., когда министром внешней политики был назначен Е.М. Примаков, процесс экономической интеграции стран СНГ пошел зна­чительно быстрее.

29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали четырехсторонний Договор «Об урегулировании интеграции в экономиче­ской и гуманитарной областях», согласно которому создавались исполни­тельные органы «Четверки».

2 апреля 1996 г. в Москве был подписан Договор об образовании Сооб­щества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества стал президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. Дата подписания этого догово­ра провозглашалась Днем единения народов России и Белоруссии. В 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. Устав Союза был принят 23 мая 1997 г. В январе 1998 г. утвержден Союзный бюджет.

На проходившем в январе 2000 г. в Москве саммите СНГ исполняющий обязанности президента России В.В.Путин был единогласно избран пред­седателем Совета глав государств Содружества.

25 декабря 1998 г. президенты России и Беларуси подписали Декларацию о создании Союзного государства. Правовой статус нового объединения был оформлен на встрече в Москве 28 апреля 1999 г.

В конце мая 1997 г. был, наконец, решен и вопрос о Черноморском фло­те — в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черномор­ского флота и принципах его базирования в Севастополе. 31 мая Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

Выход из Приднестровского конфликта по существу произошел еще 21 июля 1994 г., когда Россия и Молдавия заключили соглашение (при участии лидеров самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики) о прекращении военных действий в Приднестровье.

В январе 1996 г. страны СНГ приняли Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств Содружества, кото­рая закрепила возможности совместных шагов по разрешению возникаю­щих в рамках СНГ споров и разногласий. 8 мая 1997 г. Россия и Украина выступили гарантами подписанного лидерами Молдавии и Приднестровья Меморандума об основах нормализации отношений.

Продолжалась миротворческая деятельность России на Кавказе и в Средней Азии. При посредничестве России летом 1997 г. состоялись прямые грузино-абхазские переговоры. В том же 1997 г. при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане.

Таким образом, конфликты между странами — участниками СНГ были в основном урегулированы.

В 1996 г. начали складываться условия для военно-политического со­трудничества стран СНГ. Совет глав государств принял Концепцию охраны границ государств — участников СНГ с государствами, не входящими в со­дружество. Тогда же были подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ и об охране воздушного пространства СНГ.

Одним из шагов интеграции РФ со странами СНГ стало сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом.

Оно было оформлено, в частности, Распоряжением Правительства Россий­ской Федерации от 2 февраля 1998 г. и Договором о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, в особенности технологического характера, затрагивающи­ми общие интересы и безопасность государств — участников СНГ.

Были намечены основные формы сотрудничества и установлены прин­ципы взаимоотношения Сторон.

Выработка мер по совместной борьбе с международным терроризмом стала предметом встречи глав государств республики Казахстан, Китайской народной республики, Киргизской республики и республики Таджикистан, которая состоялась по инициативе РФ, 25 августа 1999 г. в Бишкеке. Ей предшествовали Шанхайская встреча в 1996 г. и встреча в Алма-Ате 3 иЮля 1998 г., на которых был подписан договор о намерениях и намечены вопро­сы для обсуждения на последующей встрече на высшем уровне.

В последние годы наметилась дифференциация отношений России с быв­шими советскими республиками. Выделяются несколько уровней этих связей.

Самое интенсивное взаимодействие развивается в рамках «двойки», включающей Россию и Белоруссию.

На следующем уровне находится «пятерка», в которую, помимо России и Белоруссии, входит Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. В марте 1996 г. эти страны (кроме Таджикистана) подписали Договор о создании Сообщества суверенных республик, символизирующий их более тесную интеграцию. Позднее они заключили между собой Таможенный союз. Встречи лидеров «четверки» проходили в январе и 1997, и 1998 гг., причем к ним присоеди­нился Таджикистан, вступивший в Таможенный союз в феврале 1999 г.

Политические связи между Россией и другими странами «пятерки» разви­ваются довольно интенсивно (особенно с Казахстаном, который с 1995 г. дваж­ды посещали и президент Б.Н. Ельцин, и российские премьер-министры). Су­ществование «пятерки» позволяет укрепить позиции России в Азии.

Особую роль играет вхождение в новый блок Таджикистана. Президент Таджикистана посещал Россию в 1996, 1997 и 1999 гг., а В.В. Путин, буду­чи еще премьер-министром, побывал в Душанбе в ноябре 1999 г. на инаугу­рации Э. Рахмонова.

Предпринимаются шаги по реанимации Договора о коллективной безо­пасности 1992 г., свидетельством чего стало подписание в Минске мемо­рандума интеграционной шестерки СНГ, где фактически предусмотрены механизмы сотрудничества, присущие классическим военным союзам.

С остальными странами СНГ отношения сложнее. Они скорее тяготеют к другим политическим блокам: ориентируются на Запад (Украина, Молдова, Грузия, отчасти Армения), Турцию (Азербайджан) или пытаются проводить независимую политику с расчетом на повышение своего геополитического статуса (Узбекистан, Туркмения).

Наиболее интенсивно развиваются внешнеполитические контакты меж­ду Россией и Украиной.

Достаточно сложно складывались отношения России с Узбекистаном. Реальное восстановление внешнеполитических связей началось в 1998 г., когда Россия включилась в процесс межтаджикского урегулирования, исход которого важен для Узбекистана. Результатом стал обмен визитами на высшем уровне: президент Узбекистана посетил Москву в мае 1998 г., пре­зидент России был в Ташкенте в октябре того же года. В декабре 1999 г. Ташкент посетила российская делегация во главе с В.В. Путиным.

Несколько интенсивнее Россия взаимодействует политически с Армени­ей, Молдовой и Туркменией, которые имеют непосредственный интерес к России: Армения — в связи с традиционными союзническими отношения­ми и своей изоляцией на Кавказе; Молдова — в силу заинтересованности в решении приднестровской проблемы; Туркмения — из-за проблемы экс­порта газа через российские трубопроводы. За последние годы отношения с Арменией и Молдовой были стабильными, хотя и недостаточно активными. Важным для Молдовы событием стал саммит СНГ 1997 г. в Кишиневе.

Отношения же с-Туркменией охлаждаются, поскольку она пытается прово­дить политику нейтралитета, балансируя между Россией, Ираном и Турцией. Туркмения ввела визовую систему для граждан России.

Наиболее сложно складываются связи России с Грузией и Азербайджа­ном. Одна из причин — несовпадение позиций по чеченской проблеме (в России считают, что поддержка северокавказских исламистов идет через Азербайджан и Грузию). Другой сложный вопрос — транзит каспийской нефти (Грузия и Азербайджан поддерживают проекты ее транспортировки через Супсу и Джейхан, но не через Новороссийск). Еще одна проблема — разрешение конфликтов вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии. В результате Россия в 1999 г. сама была вынуждена настаивать на введении визового режима для граждан этих стран.

Хуже всего развиваются отношения России с балтийскими государствами, которые, оказавшись за пределами СНГ, сразу ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную ориентацию и не торопятся укре­плять политические связи с «восточным соседом» (хотя значимая часть транзита российской нефти по-прежнему идет через Латвию и Литву). Чуть лучше обстоят дела на литовском направлении, тем более что Россия в некоторой мере зависит от Литвы — ведь через нее идет сообщение с Калининградской областью, российским эксклавом на Балтике. Руководители Литвы довольно часто бывают в Москве, в отличие от руководителей Латвии и Эстонии, которые демонстративно держат максимальную дистанцию в отношениях с Россией.

Выбирая внешнеполитических союзников в настоящее время, Россия в пер­вую очередь ориентируется на страны СНГ. Активные контакты с Украиной, Узбекистаном, включение Туркменистана в очередь первых внешнеполитиче­ских визитов В.В. Путина, говорят о стремлении президента сцементировать все СНГ, а не только его интеграционное ядро. При этом основное внимание сосредоточивается на вопросах взаимодействия силовых структур, на совмест­ных усилиях по противодействию терроризму и на положении русскоязычного населения. Большое внимание уделяется экономическому сотрудничеству на равноправной основе, заметен отход от принципов ельцинской политики, кото­рая оборачивалась накоплением «висячих» долгов стран СНГ России без ма­лейшей политической отдачи. Основные проблемы в отношениях с государст­вами на бывшем постсоветском пространстве будут связаны с практическим решением вопросов противостояния экстремизму, прежде всего — в контексте чеченской проблемы (это наиболее сильно сказывается на контактах с Грузией и Азербайджаном) и урегулирования задолженностей.

Вместе с тем В.В. Путин не отказывается от концепции «Содружества разных скоростей», предполагающей более высокий уровень кооперации и привилегированность партнерства с ядром СНГ.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.