Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономические реформы



 

 

В новом правительстве В.В. Путина министром экономического разви­тия и торговли стал Г.О. Греф, министром труда и социального развития — А. Починок, министром по налогам и сборам — Г. Букаев, министром иму­щественных отношений — Ф. Газизулин.

Группа санкт-петербургских экономистов под руководством Германа Грефа выработала программу экономических реформ, которая включала но­вый подход к формированию бюджета, налоговую и банковскую реформы.

Финансовый кризис 1998 г. привел к сокращению непроцентных обяза­тельств государства за счет существенного снижения реальной заработной платы в бюджетном секторе. Дала определенный эффект и реализация Программы экономии государственных расходов. Однако непроцентные прави­тельственные обязательства составляли к 2000 году более 55% ВВП, выпла­ты по долгам отнимали до 50% бюджетных доходов.

Был принят новый Бюджетный кодекс. Для упорядочивания расходования бюджетных средств была создана казначейская система. Она позволила упорядо­чить расходование средств в соответствии с принятыми законами, в частности, путем установления внутригодовых постатейных лимитов расходов. Был усилен текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организа­циями. С 1999 г. реализуется Концепция функционирования единого счета Феде­рального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета, кото­рый позволяет сокращать срок прохождения доходов от плательщиков налогов до возможности их использования, оперативно управлять средствами федерального бюджета, ускорять их оборачиваемость, снижать потребность в заемных ресурсах и минимизировать риск потери бюджетных денег.

Новые подходы к бюджетной политике диктовались стремлением уста­новить жесткий бюджетный контроль, снизить стоимость функционирова­ния государственной власти, сбалансировать государственные ресурсы и обязательства, полномочия и ответственность на всех уровнях бюджетной системы, целенаправленно управлять государственным долгом и активами.

К концу 1999 — началу 2000 г. ситуацию в экономике удалось стабилизи­ровать. Физический объем ВВП в России по итогам января-сентября 2000 г,, по оценке Минэкономразвития РФ, увеличился на 7,3% по сравнению с ана­логичным периодом 1999 г. Темпы роста ВВП в течение первых трех кварта­лов года оставались достаточно высокими — 3% в первом квартале по срав­нению с предыдущим периодом (четвертым кварталом 1999 года), 1,2% во втором (по сравнению с первым кварталом 2000 г.) и 1,3% в третьем квартале (по сравнению со вторым) в постоянных ценах с исключением сезонности. Объем промышленной продукции в январе-сентябре вырос на 9,7% к соот­ветствующему периоду 1999 г. Рост инвестиций в основной капитал, по оцен­ке министерства, составил 17,5%. Потребительские цены выросли за 9 меся­цев на 14,1%, а цены производителей в промышленности — на 25,4%. При этом реальные денежные доходы населения увеличились на 9,4%.

Следующим шагом преобразований в области экономики стала налого­вая реформа.

Первые проекты нового налогового кодекса рассматривались в Государ­ственной Думе еще в 1997 г. Изменения, которые предполагалось внести в налоговую систему, должны были снизить налоги по сравнению с 1997 г. на 8,5%. В то же время предусматривалось повышение ответственности за ук­лонение от налогов и ужесточение мер по собираемости налогов. Отменялся ряд налоговых льгот. В то же время, вместо более чем 100 налогов, соби­равшихся в 1997 г., вводилось около 30 видов налогов и сборов. Установле­на единая ставка подоходного налога — 13%.

Новый подоходный налог должен способствовать возврату в легальную сферу капиталов, уходивших в «теневую экономику» или вывозившихся за рубеж. Общей целью налоговой реформы было построение единой налоговой системы, обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов, обеспечение сба­лансированности общегосударственных и частных интересов, содействующее раз­витию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.

В рамках проведения налоговой реформы был принят новый Налоговый Кодекс.

Одновременно с налоговой проводится и таможенная реформа.

С 1 января 2001 г. в России будут действовать вместо нынешних семи ставок импортных тарифов только четыре: 5, 10, 15 и 20%. Кроме того, сокра­тится перечень товаров, облагаемых по самым низким (0 и 5%) и самым вы­соким (25 и 30%) ставкам ввозной пошлины, а всего изменение тарифов за­тронет свыше 3,5 тысячи товарных позиций.

Основная работа по корректировке первоначального варианта измене­ния тарифов касалась определения оптимальных ставок пошлины на ряд конкретных товаров. В результате авторы реформы отказались от намере­ния снизить пошлину на импорт автомобилей с 30 до 20%. Тариф умень­шится только до 25%.

Пошлина в размере 5% сохранится на трубы для магистральных нефте- и газопроводов, которую в первоначальном проекте предполагалось поднять до 10%. 5-процентная пошлина сохранится и на сырьевой мех. Ставка в 30% бу­дет установлена на импорт сахара и сигарет.

Следующим шагом экономических преобразований стала банковская реформа.

21 июня 2001 г. в докладе на 12-ом съезде РСПП А. Вольский заявил о не­обходимости резкого сокращения количества банков в России и принятии за­кона о Сбербанке. Была создана рабочая группа по банковской реформе, ру­ководителем которой стал председатель совета директоров МДМ-банка А. Мамут. Помимо него в состав рабочей группы вошли председатель совета директоров Альфа-банка М. Фридман и глава наблюдательного совета Пром­стройбанка Санкт-Петербурга В. Коган. Иногда утверждалось, что реального участия Коган и Фридман в работе банковской группы не принимали, зато в ней поработал глава Импэксбанка О. Киселев. Однако основные предложения были подготовлены А. Мамутом. Рабочая группа разработала принципы бан­ковской реформы, которые позже получили название «план Мамута».

16 июля предложения группы Мамута от РСПП были вынесены на об­суждение Совета по предпринимательству. «План Мамута» получил прин­ципиальное одобрение премьера М. Касьянова.

В Совете по предпринимательству была создана своя рабочая группа по банковской реформе, которая включала представителей ЦБ (Т. Парамонова и В. Горюнов), Минфина (С. Игнатьев), ГД (А. Шохин), АРБ (Г. Тосунян) и РСПП (А. Мамут и И. Юргенс). Рабочей группе Совета по предпринима­тельству была поставлена задача: сформировать точку зрения правительства по концепции банковской реформы.

Реформа банковской системы по проекту РСПП должна обеспечить максимально комфортные условия для концентрации банковских капита­лов, в т.ч. посредством покупки банков в регионах. Число банков с «федеральной лицензией» может не превысить 30-40, а количество мелких и средних банков, которые получат «региональную лицензию», может уменьшиться в два раза (на конец 2000 в России работало 1311 банков).

Наибольшие дискуссии в Государственной думе вызвал проект Земель­ного кодекса. Новый Земельный кодекс должен зафиксировать частную собственность на землю и право покупки и продажи земли не только для граждан России, но и для иностранных граждан. Основные возражения вы­зывала именно эта часть проекта. Однако 9 октября 2001 г. Земельный ко­декс был принят в редакции, предложенной Президентом.

В нем предусматривается введение частной собственности на землю, исключая земли сельскохозяйственного назначения.

По оценкам экономистов, в настоящее время в стране продолжается экономический рост, хотя и не столь быстрый, как ожидалось. Благоприят­ная конъюнктура цен на нефть на мировом рынке создала бюджетный про­фицит. Что касается специализации страны, то это, прежде всего топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия.

Судебная реформа.

 

Необходимость судебной реформы возникла еще в 1993 г., после приня­тия новой Конституции. Общее направление судебной реформы — гумани­зация законодательства и приведение его в соответствие с новыми общест­венными отношениями.

Первый этап судебной реформы — 1994-1996 г. В этот период были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса, Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Семейный кодекс.

На протяжении 1996-1999 г. в уже принятые кодексы вносятся поправки и изменения.

В 1999 — 2002 г. приняты новые Налоговый кодекс, Кодекс законов о труде, III часть Гражданского кодекса, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс.

В то же время, судебная реформа продвигается слишком медленными темпами.

Военная реформа.

 

Необходимость военной реформы ощущалась давно, однако в 1993-1997 году никаких решающих сдвигов в этой области не произошло. Одна из при­чин — слишком большие затраты, которых бы потребовала коренная пере­стройка армии. Друга причина — отсутствие единого подхода к принципам и направлениям военной реформы. Одна из наиболее ясно выраженных точек зрения на военную реформу была высказана бывшим министром обороны П.С. Грачевым. Он считал, что необходимо увеличить финансирование армии и укомплектовать войска до штатной численности. Другой бывший министр обо­роны России И.Н. Родионов предлагал свой вариант военной реформы, также основанной на резком увеличении финансирования Вооруженных сил. Выход страны из экономического кризиса создал предпосылки для проведения воен­ной реформы. Она предполагает переход от комплектования войск по призыву к смешанному, а в перспективе — к добровольному приему на службу по кон­тракту; реструктуризацию оборонного комплекса; конверсию военного произ­водства и военных технологий; перепрофилирование рабочего, инженерного и управленческого персонала; адаптацию к гражданской жизни офицеров, уволь­няемых в запас в ходе неизбежного сокращения Вооруженных сил.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.