В данном разделе мы рассматриваем нормы гражданского права, защищающие пострадавших от насилия. Кроме того, мы рассматриваем, как чувствуют себя жертвы во время бракоразводных процессов и процессов по делу об опеке над детьми или о праве посещения детей. Как уже отмечалось, уйти от обидчика непросто, а иногда и очень опасно. Кроме того, насилие сказывается на детях. После того, как родители расходятся, дети могут подвергаться большому риску, поскольку насилие может распространиться и на них. Вспышки насилия могут происходить во время бракоразводного процесса или по делу об опеке над детьми или во время разрешенных посещений. Часто к насилию подталкивают судебные процессы (см. факторы оценки опасности). Таким образом, во время бракоразводного процесса или по делу об опеке над детьми первостепенное внимание должно уделяться защите и обеспечению безопасности женщины и ее детей.
Задачи
Объяснить важность роли гражданского судопроизводства в защите пострадавших от насилия
Обеспечить понимание положения пострадавших во время гражданских судебных процессов по делам о разводах, опеке над детьми или о праве посещения детей.
УПРАЖНЕНИЕ 1: Защита пострадавших нормами гражданского права.
Краткое содержание:обеспечить понимание потребности пострадавших в защите в рамках норм гражданского законодательства
Методика:ролевая игра в группах по три человека, обсуждение
Учебные пособия:флип-чарт, фломастеры
Продолжительность:1 ½ часа, ролевая игра в составе малых групп — 30 минут
Тренер просит участников разбиться на группы по три человека и разыграть следующие ситуации:
Вы являетесь судьей по гражданским делам, который рассматривает семейные дела. К Вам обращается женщина, в которой в течение некоторого времени жестоко обращается ее муж. Она говорит, что больше не может это терпеть, и что ситуация уже серьезно сказывается на ее двоих детях. Она спрашивает, какие юридические меры можно принять, чтобы обеспечить ее защиту. Какой совет Вы даете женщине? Какие меры принимаете?
Роли:
Избитая женщина
Судья
Наблюдатель
После проведения ролевой игры малая группа возвращается к этой ситуации, рассматривая ее по следующим вопросам:
Вопросы к женщине:
Как я себя чувствовала?
Какой совет / защиту я получила?
Что мне помогло?
Что оказалось бесполезным / неприятным?
Почувствовала ли я себя в большей безопасности после этого? Если да, то почему?
Если нет, то в чем еще я нуждаюсь?
Вопросы к судье:
Как я к этому отнесся?
Какой совет я дал женщине? Какие меры я принял?
Что оказалось полезным? Что оказалось трудным?
Чего не хватало?
Обсуждение ведет наблюдатель, добавляющий свои замечания.
После этого результаты обобщаются и обсуждаются всеми участниками.
УПРАЖНЕНИЕ 2: Бракоразводный процесс.
Краткое содержание:обеспечить понимание положения и чувств пострадавшей во время бракоразводного процесса.
Методика:работа в малых группах
Учебные пособия:флип-чарт, фломастеры
Продолжительность:1 ½ часа, групповая работа — 30 минут
Тренер просит участников разбиться на небольшие группы и обсудить следующие вопросы:
Представьте, что Вы — судья по гражданским делам, рассматривающий семейные дела. К вам приходит госпожа В., с которой в течение некоторого времени жестоко обращается муж. Она хочет начать бракоразводный процесс.
1. Какие проблемы могут возникать в бракоразводном процессе, связанном с насилием?
2. Как следует вести бракоразводный процесс (с момента подачи заявления до завершения процесса)?
3. Какие меры можно принять для обеспечения безопасности женщины?
Тема F. Пострадавшая в уголовном суде.
Введение
Уголовные судебные процессы по делам о домашнем насилии связаны с сильным эмоциональным напряжением, зачастую опасным для женщин, поскольку события, связанные с судебным процессом, могут привести к возобновлению насилия. Поэтому для обеспечения безопасности пострадавших и сотрудников судебной системы в ходе судебного процесса важно принимать меры для защиты пострадавших и удовлетворения их эмоциональных потребностей. Кроме того, такие меры способствуют выяснению фактов по делу, так как женщины, чувствующие понимание и защиту, охотнее дают показания. Задача данного раздела — понять суть проблемы и применить ее понимание в практике судебной деятельности.
Выбор конкретного блока из двух предложенных далее зависит от состава участников и их профессиональных интересов.